Игровое занятие по правильному питанию

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игровое занятие по правильному питанию.docx

- Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное .... А вот чему оно будет посвящено вы узнаете если угадаете ребус.  (Питание)

Итак, мы будем говорить о  питании. Влияние питания на здоровье человека давно признано во всем мире, и доказательств тому не счесть. Правильное питание продлевает продолжительность жизни человека и помогает противостоять болезням. Одни продукты укрепляют иммунную систему, другие очищают пищеварительный тракт, оптимизируя его деятельность. Пища может понизить риск онкологических заболеваний, спасти от инфаркта, уберечь мозг от инсульта, укрепить кости, зрение и т.д. Правильно организованное рациональное питание - одно из важнейших условий здорового образа жизни. -Для того чтобы осуществлять деятельность по организации правильного рационального питания, разумеется, необходимы определенные знания.

Правила игры:

В игре будут участвовать две команды, которые определяться путём жеребьёвки. На  каждом этапе игры  команда, которая быстрее справилась с заданием, будет получать  слово из народной мудрости.  Какая команда быстрее соберёт фразу, та и победит. Победителям будет присвоено звание «Знатоки правильного питания». Желаю всем удачи!

-Начнем нашу игру. Первый шаг- разделиться на команды. Приступаем к жеребьёвке . (жетоны)

1.  Разминка "Викторина"

1. Для чего детям необходимо молоко?                                                                                                                        а. Для счастья         б.  Для настроения        в. Для роста

2. Из чего получают сливочное масло?                                                                            а.  Из сливок            б. Из творога            в. Из сметаны

3. Какой овощ очень полезен для зрения?                                                                            а. Морковь             б. Капуста               в. Помидор

4. Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?                                     а. Витамин Д           б. Витамин С                  в.  Витамин А

5. При нехватке какого витамина шелушится кожа?                                               а. Витамин Д                 б. Витамин В                   в.  Витамин А

6. Назовите фрукт, получивший название «королевский плод»                                   а. Яблоко                 б. Груша              в. Ананас

7. В каком фрукте содержится треть суточной нормы витамина С?                  а. В лимоне            б.  В яблоке             в. В груше

 8. Как называется освежающий напиток, смесь воды и соков из ягод или фруктов с добавлением мѐда или сахара?                                                                       а. Квас                    б.  Морс                       в. Лимонад

9. Какой сок называют «королѐм витаминов»?                                                            а. Персиковый             б. Апельсиновый           в.  Гранатовый    

10. Этот напиток считается вредным для детского организма                                  а. Газированная сладкая вода                б. Минеральная вода         в. Чай  

11. Какую кашу называют кашей красоты?                                                                 а.  Овсяную                        б.  Манную                         в.  Рисовую

12. Какая каша улучшает состояние зубов и дѐсен?                                                   а. Рисовая                  б.  Кукурузная                в.  Перловая

13.  Какую кашу называют «жемчужной»?                                                                  а. Перловую            б.  Гречневую                   в. Пшѐнную 

14. ЭТИ продукты великий русский ученый Илья Ильич Мечников считал способными не только улучшать здоровье человека, но и продлевать его жизнь. Сам Мечников ежедневно употреблял ЭТИ продукты в пищу.                                 а.  мясные                б. хлебо-булочные                в.кисломолочные

15. Какие продукты являются основными источниками белка для организма?   а. рыбные продукты           б. овощи и фрукты      в. зерновые продукты                       г. мясные и молочные

2.    «Живая аптека»

-Многие продукты обладают лечебными свойствами. Давайте с вами разберемся, какие фрукты, ягоды, овощи помогут нам справиться с тем или иным недугом.

Оборудование:   Карточки с вопросами и карточки с изображением фруктов, овощей и ягод: малина, смородина, черника, морковь, шиповник, лук, чеснок, хурма, облепиха, лимон, грецкие орехи.

Задание:  На карточки с вопросами разложить карточки с изображением продуктов.

-  У вас поднялась температура. Что поможет вам ее понизить? (малина)                               - Какие ягоды и фрукты мы порекомендуем в качестве поставщиков витаминов? (шиповник, смородина)                                                                                                                   - Идёт эпидемия гриппа, к нам в аптеку зашёл человек, желающий защитить свой организм от инфекции не таблетками, а с помощью растений. Что мы ему порекомендуем? (лимон, чеснок)                                                                                                                                 - Человек хочет улучшить зрение. Что мы можем ему предложить? (черника, морковь)                                                                                                                     - Человек часто «простужается» и просит нас найти в нашей аптеке средство, повышающее иммунитет. Что мы ему дадим? (облепиха, лук)                                                  -У человека часто болит голова. Что мы ему выпишем? (грецкие орехи)                                             -У человека недостаток йода в организме. Что имеется у нас в аптеке на этот случай? (хурма)

3. Игра "Да-нет" ( зачитывает ведущий) Ребята записывают ответы .

1. Шоколад приводит к появлению лишнего веса (нет)

2. Белый шоколад полезнее молочного и черного (нет)

3. Шоколад положительно влияет на нервную систему и психику (да)

4. Жевательная резинка без сахара полезнее для зубов (нет)

5. Жвачка раздражает слизистую желудка (да)

6. Жевательная резинка защищает зубы от кариеса (нет)

7. Питание человека должно быть разнообразным (Да)

8 В рационе питания каждого человека должны присутствовать сырые овощи (Да)

9. Все продукты одинаково полезны (Нет)

10. Для зрения очень важен витамин А (Да)

11. Овощи и фрукты не надо тщательно мыть, можно их только вытереть (Нет)

12.  В варёной или тушёной моркови больше витамина А, чем в сырой(Да)

 13. От недостатка витаминов человек может почувствовать себя хуже (Да)

 14. Чтобы уменьшить потерю витаминов пи варке, следует опускать овощи в холодную воду. (Нет)

15. Если  лёг спать слишком поздно, то утром лучше уделить время сну, пожертвовав завтраком (Нет)

4. Вредная пятёрка

Врачи-диетологи всего мира выявили, наконец, пятерку самых вредных для человека продуктов.

Задание выбрать вредные продукты. (набор карточек)

1. Сладкие газированные напитки: «Кока-кола», «Спрайт» и другие.

Созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.

2.Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие шоколадные батончики. Большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность.

4. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом!

Многие врачи к этой вредной пятерке добавляют еще и жевательные конфеты, мэйбоны, чупа-чупсы, майонез, кетчуп, лапшу быстрого приготовления, порошковые напитки, пиво и множество других пищевых изделий. Во всех этих продуктах очень много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие многих этих веществ сопоставимо с действием ядов. Если есть много такой пищи, организм постепенно привыкает к яду и уже не посылает тревожных сигналов в виде высыпаний на коже, тошноты или головокружений. Постепенно ядовитые вещества накапливаются, и вспыхивает болезнь.

-Чаще всего вредные для организма продукты школьники употребляют по причине того, что они для них являются самыми вкусными.

Можно заменить вредные для их организма продукты такими же вкусными, но более полезными.

1) Сухофрукты, сушеные ягоды можно прекрасно использовать, вместо сладостей – они вкусны, и полезны.

2) Газированные напитки рекомендуем заменить ягодным морсом, киселём или компотом - и вкусно, и полезно.

3) Кириешки можно приготовить самим в домашних условиях, не обжаривая их в жирах и не добавляя острых приправ. Для этого надо нарезать мелкими кусочками хлеб, слегка подсолить его, сбрызнуть водичкой и обвалять в сушеном укропе или петрушке, а затем подсушить в духовке.

4) Чипсы так же можно приготовить дома. Картофель нарезать очень тонкими, прозрачными пластиками, обвалять в сухом укропе, петрушке и обжарить в небольшом количестве подсолнечного масла. Готовые чипсы подержать некоторое время на салфетке для того, что бы удалить излишки жира.

5) Мини - тортики, рулетики заменять изделиями домашнего приготовления.

6) Колбасные изделия можно заменять варенным нежирным мясом, рыбой.

7) Майонез заменять соусами из сметаны или растительного масла.

5.  Игра «Полезная десятка»
 
Врачи-диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Эти продукты всем нам известны. Что же это за продукты и в чем их ценность? Предлагаю вам игру. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.

 
1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно-сосудистой системы, содержат микроэлемет железо, столь необходимый для образования гемоглобина в эритроцитах - клетках крови, переносящих кислород по организму. Врачи советуют каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? (Яблоки)
2. Этот овощ - кладезь всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. В этом продукте очень много целебных веществ - фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и приложить к пяткам на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства это овоща не пропадают даже при термической обработке, у него только один недостаток – стойкий не совсем приятный запах. (Лук)
3. Этот корнеплод богат витаминами и минералами он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. В нем особенно много витамина А. Очень полезен этот продукт для зрения. Этот корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, можно приправлять маслом либо сметаной, потому что после приготовления корнеплод теряет много полезных веществ. (Морковь)
4. Этот овощ тоже силён в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок)
5. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить мясо. Для японцев это основной продукт питания, который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в этом продукте много фосфора, который «отвечает» за кости и почки. Больше всего этого продукта едят в Ирландии - 92 кг в год на человека. А в России - только 15 кг в год. (Рыба)
6. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций, который укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов. (Молоко)
8. Этот продукт - не только природный заменитель сахара, но и готовое лекарство от многих болезней. Им лечат простудные заболевания, болезни кожи, сердца. А красавицы с древних времен применяли этот продукт для ухода за кожей. (Мед)
9. Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняют утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, В6. Но тем, кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит. В нем слишком много калорий. (Бананы)
7. В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет». Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салатах, либо использовать как начинку для теста, в кондитерских изделиях. (Грецкий орех)
10. Родина этого ароматного напитка - Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. Четыре тысячи лет употребляют люди этот напиток. Сотни сортов его можно встретить на прилавках. Желтый, красный, черный, белый. Но сами китайцы отдают предпочтение зеленому. Считается, что именно он самый полезный. Но только заваривать его надо в натуральном виде, из листьев, а не из пакетиков. (Зеленый чай)

 
Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Вот она перед вами (читает). Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру, учитывать свой возраст. Нужно также обращать внимание на качество продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.
 

 

6. " Носители жизни"

Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.

Витамины играют в жизни человека огромную роль. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. Очень долго участники экспедиции питались консервами и сухарями. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, стали выпадать зубы. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли. Те участники, которые вернулись, начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами и быстро поправились.

Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу. Установите соответствие.

Витамин А – Он отвечает за зрение и рост костей. Это прекрасный природный антиоксидант, который делает наши волосы блестящими, а кожу — упругой и эластичной. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.

Витамин В – способствует нормальному функционированию клеток и выработке энергии. Витамины данной группы положительно влияют на мозговую деятельность, работу нервной системы, на здоровье кожи на клеточном уровне.. Он содержится в: хлебе, гречке, мясе, картофеле.

Витамин С – укрепляет иммунную систему человека, а также предохраняет её от вирусов и бактерий, ускоряет процесс заживления ран. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,

Витамин D – Его основная роль – помогать усваивать кальций и фосфор из пищи, для укрепления скелета и мышц, Уникален он тем, что это единственный витамин, который вырабатывается в организме самостоятельно под действием УФ солнечных лучей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.

7. " Золотые правила питания"

Теперь каждая группа получает задание. Вы должны придумать несколько

правил здорового питания. (Каждой группе даётся на обсуждение 2-3 минуты, выиграет

  та группа, чьи правила будут ближе к правилам здорового питания)

Пример:

1. Есть поменьше сладостей и булочек, т.к. в этой пище много углеводов, которые

превращаются в жир, что может привести к полноте.

2. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все

необходимые ему питательные вещества.

3. Пища не должна быть горячей, обжигающей.

4. Не перекусывать на ходу

5. Необходимо соблюдать режим, т.к. организм привыкает к нему и пища лучше

усваивается.

6. Утром необходимо завтракать. У школьников (если не завтракали) может болеть

голова, внимание будет рассеянным, уменьшится работоспособность.

7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна, т.к. наедаться на ночь вредно.

 

8. «Продолжите пословицы». (На  карточках)

1.     Голодно брюхо к учению ... (глухо).

2.     Аппетит приходит во время ... (еды).

3.     Без обеда не красна ... (беседа).

4.     Горьким лечат, а сладким ... (калечат).

5.     Ешь щи с мясом, а нет так и хлеб с ... (квасом).

6.     Лук от семи ... (недуг).

7.     Много есть – невелика честь: назовут ... (обжорой).

8.     Проголодаешься – хлеба достать ... (догадаешься).

 

Подведение итогов

Собрать из слов народную мудрость «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

От того, как вы питаетесь, во многом зависит состояние вашего здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.

Врачи утверждают, что самые распространенные болезни у школьников - это болезни желудка и малокровие. В определении причины этих болезней врачи единодушны - неправильное питание: употребление вредных продуктов, нарушение режима питания, еда всухомятку и т. п.
К сожалению, многие школьники беспечно относятся к своему здоровью, забывая известную русскую поговорку: «Что имеем, не храним, потерявши - плачем». Те, кто говорят, что сейчас модно есть чипсы, запивая их сладкой газировкой или пивом, безнадежно отстали: во всем цивилизованном мире сейчас модно быть здоровым.

Итак ребята, подводя итог сказанному давайте составим свод правил «Здорового и полноценного питания».  Читают правило и прикрепляют на доску
• Питаться разнообразно
• Питаться регулярно
• Есть надо четыре раза в день,
• Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 1, 5 -2 часа до сна
• Не будьте жадны в еде.
• Ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое.
• Употребляйте больше растительных жиров, ограничьте употребление животных жиров.
• Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации.
 • Большое внимание должно уделяться режиму питания

Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Сегодня вы доказали, что знаете как надо питаться чтобы быть здоровым, остаётся лишь заставить себя забыть о вредных продуктах и следовать всем правилам здорового и полноценного питания. 
Ребята, кушайте только полезные продукты и будьте здоровы!!!