Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности
в условиях введения ФГОС ДО.
В настоящее время в системе дошкольного образования, происходит существенные изменения. С 01.09.2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», согласно которому детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса, уровня системы общего образования. ФГОС ДО регламентирует деятельность дошкольного образования и является обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных организациях. Принципиальные изменения касаются следующих аспектов которые необходимо реализовывать при организации образовательной деятельности в связи с ведением ФГОС ДО
ФГОС, призванный поменять социальный статус дошкольного детства, определяет новое отношение к ребенку в образовательном процессе, суть которого – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Одним из важных принципов ФГОС ДО являются полноценное проживание ребенком всех этапов детства, что предполагает создание условий для эмоционального благополучия, личностной индивидуальной успешности ребенка.
ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и следовательской деятельности.
Построение образовательного процессапредполагает комплексность подхода обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях(социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие). Отказ от занятий как от учебной модели обучения – одно из существенных нововведений стандарта, которые рекомендует использование форм отличных от занятий типа школьного урока.
ТребованиеФГОСДО исключают привычные предметные области- рисование, развитие речи и т.д. неупотребляется слово «занятие». Все это заложено в образовательной области и определяется как «непосредственная деятельность» Построения образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работах с детьми, а ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая теперь должна стать основной организационной формой образовательного процесса.
Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Важным принципом дошкольного образования является партнерство. Поэтому одна из важных задач стандарта- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особенности взаимодействия педагогического коллективами семьями- создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, повышение компетенции родителей в области воспитания. Семья должна стать полноправным участником образовательного процесса принимать активное участие в управлении, это меняет подходы к организации взаимодействия, повышает степень участия и ответственности всех субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей). Качества семейного воспитания, повышения ответственности родителей за воспитание своих детей- важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этим диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм взаимодействия с семьей.
Одной из эффективных форм образовательной деятельности является познавательный игровой сеанс, представляющий собой особую форму образовательной деятельности направленную на развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования деятельности, активными участниками которой являются дети, педагоги, родители.
«Познавательный наиболее точно отражает понимание данной формы, т.к. игровой сеанс направлен на развитие детей и формирование их познавательных интересов.
Познавательно игровой сеанс может использоваться в качестве вариативной формы организации образовательной деятельности в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. При организации игрового сеанса активными участниками образовательных отношений становятся родители.
Познавательных игровой сеанс имеет ряд преимуществ позволяющих решать спектр задач, которые необходимо реализовывать в связи с введением ФГОС ДО, в частности:
- комплексное развитие всех направлений личности ребенка в пяти взаимодополняющих образовательных областях 9социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);
- создание благоприятной социальной ситуации развитие воспитанников , соответствующей специфики дошкольного возраста(с использованием игры, соответствующих возрасту видов деятельности).
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи путем партнерского взаимодействия с родителями в непосредственной образовательной деятельности;
-построение образовательного процесса в рамках личностного- ориентированногоподхода (с учетом возрастных, индивидуальных возможностях и потребностей ребенка и семьи)
-обеспечение возможности взаимодействия воспитателей и педагогов ДО
(музыкального руководителя, психолога учителя логопеда учителя дефектолога и других) в непосредственной образовательной деятельности (для обеспечения единства требования и единого подхода к развитию ребенка) координации усилий и единства стиля работы дополнительных специалистов, воспитателей, родителей).
- способствование профессиональному развитию педагогических работников( совершенствование компетенций по взаимодействию с семьей, применение новых форм образовательной деятельности детей)
- создание благоприятных условий для обеспечения успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Перечисленные преимущества позволяют использовать познавательный игровой сеанс в качестве эффективной формы образовательной деятельности в массовых и коррекционных группах, в группах кратковременного пребывания, в период адаптации детей к дошкольному учреждению. Высокоэффективно проведение в форме игрового сеанса таких мероприятий как: игровые праздники и развлечения итоговые и открытые занятия, тематические мероприятия, дни именинников. Игровые сеансы могут проводиться регулярно( быть включенными в годовой план работы) или однократно (взависимости от текущих задач деятельности.
Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решать спектр разнообразных задач совместно с детьми родителями и специалистами.
В требованиях стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования сказано, что деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащие исполнение ими их профессиональных обязанностей.
Познавательный игровой сеанс является формой образовательной деятельности, позволяющей обеспечивать экономию времени на решение комплекса задач стоящих перед педагогом: обеспечивать развитие ребенка и взаимодействовать с семьями воспитанников.
Технология подготовки и проведения
познавательных игровых сеансов.
Технология проведения познавательного игрового сеанса раскрывает следующие характеристики:
-цели и задачи, решаемые с помощью познавательного игрового сеанса;
-описание структуры сеанса с обозначением задач в каждом структурном компоненте и особенности его проведения;
-основные принципы построения сеанса;
- формы и место проведения сеанса, его структурирование по времени, количество участников.
При проведении игровых сеансов необходимо учитывать два вектора целепологание. Первый направлен на работу с детьми: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; формирование психических и физических качеств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; Второй ориентирован на взаимодействие с родителями : обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в опросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; гармонизация детско-родительских отношений; обучение родителей методом игрового взаимодействия с детьми. Данная форма позволяет родителям не только присутствовать принимать участие, но и участвовать в практической игровой деятельности вместе с ребенком. Обогатить игровое взаимодействие , получить опыт конструктивного общения с ребенком а также повысить свою педагогическую компетенцию. Так родитель становится активным участником образовательного процесса.
В современных условия все больше возрастает необходимость взаимосвязи в работе специалистов( учителя дефектолога, психолога, логопеда, музыкального руководителя, руководителю по физическому развитию) и воспитателей, ведь эффективность образовательной деятельности определяется ее целостностью , комплексным подходом в решении поставленных задач. Игровой сеанс, как образовательная форма предоставляет возможность совместного участия нескольких специалистов в игровом сеансе, тем самым обеспечивая требований единства, улучшая качество и эффективность образовательной деятельности.
Для успешной реализации необходимо соблюдать ряд условий. Познавательный игровой сеанс имеет определенную структуру и принципы проведения сеанса.
Структура сеанса состоит из взаимосвязанных компонентов:
1. Индивидуальное приветствие
2. Самостоятельная игровая деятельность
3. Групповое приветствие
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Продуктивная деятельность
6. Совместная игровая деятельность педагога с детьми
7. Дополнительный компонент в структуре сеанса
8. Взаимодействие с родителями
9. Прощание
Последовательность компонентов может меняться в соответствие с условиями проведения, индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание.
Продолжительность группового сеанса отличается от традиционных форм образовательной деятельности дошкольных учреждениях и может состоять от 20 минут до 1 го часа. Увеличение времени происходит за счет включения всеанс самостоятельной деятельности детей , а также педагогов и родителей с детьми. Эта деятельность, подчиненная общей теме и цели игрового сеанса, одновременно является разновидностью динамической паузой помогающая детям избежать утомления.
Дополнительный компонент, как правило, добавляется в структуру сеанса, если он проводится с участием нескольких специалистов. Как правило выделяется ведущий и специалисты, каждый из которых отвечает за свой компонент в структуре сеанса или координирует вовлечение детей и родителей в игровой сеанс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.