Игровые формы работы как средство формирования ключевых компетентностей личности на уроках иностранного языка
Тезаурус
Компетенция – (от. лат. competencia – круг вопросов, с которыми человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом) - это интегрированный результат овладения содержанием общего среднего образования, которое выражается в готовности обучающегося использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы деятельности в конкретных жизненных ситуациях для разрешения практических и теоретических задач. Выступает как норма, достижение которой может свидетельствовать о возможности правильного решения какой-либо задачи.
Компетентность – выступает как качество, характеристика личности , которая позволяет ей (или даже дает право) решать определенные задачи, выносить решения, суждения в определенной области.
Коммуникативно-деятельностный подход - основывается на взаимосвязи языка и речевой деятельности, психологии порождения и понимания высказываний и концентрируется на языке как системе и речи как деятельности по актуализации возможностей, которые язык предоставляет его носителям. Одним из самых весомых преимуществ коммуникативно-деятельностного подхода является то, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а приобретает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетентность – умение правильно понимать высказанное на иностранном языке, устно и письменно излагать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и взгляды (через слушание, говорение,чтение и письмо) в широком диапазоне социальных и культурных контекстов.
Социокультурная компетентность – предполагает знакомство тех, кто учится, с национально-культурной спецификой речевого поведения и способностью пользоваться элементами социокультурного контекста, релевантными для произведения и восприятия речи с точки зрения носителей языка. Эти элементы – обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы, страноведческие знания и др.
Общекультурная компетентность – предполагает глубокое понимание собственной национальной идентичности как основы открытого отношения и уважения к разнообразию культурного выражения других.
Социальная и гражданская компетентность – предполагает все формы поведения, необходимые для эффективного и конструктивного участия в общественной жизни, на работе. Умение работать с другими на результат, предупреждать и разрешать конфликты, достигать компромиссов.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, имеющая конкретную, предусмотренную цель: создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность.
Интерактивные методы – методы, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, их познавательной деятельности, установлению эмоциональных контактов между участниками образовательного процесса.
Обучающая игра – это уникальный механизм аккумуляции и передачи человеком приобретенного опыта.
Брейн-ринг - игра между двумя (и более) командами в форме ответов на вопросы.
Современная система образования в Российской Федерации работает на основе личностно ориентированной модели образования, в пределах которой максимально учитываются способности, потребности и интересы каждого ребенка.
В обучении иностранным языкам данный подход нашел свою интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, отражающего специфику иностранного языка как учебного предмета в образовательном учреждении. Конечной целью обучения иностранному языку в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода является формирование иноязычной коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем способность успешно решать задачи взаимопонимания и
взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и культурными традициями в условиях прямого и косвенного общения.
Однако для того чтобы выпускники школы могли участвовать в диалоге культур и иноязычном общении с носителями языка, не ощущая при этом дискомфорта, обучение иностранным языкам должно быть связано с изучением культуры их носителей, когда обучающиеся с самого начала учатся общению на естественном иностранном языке, который присущ носителям этого языка.
Следует отметить необходимость формирования социокультурной компетентности, обусловливающей способность обучающегося:
• выбирать, использовать и понимать языковые и речевые средства иноязычного общения с национально-культурной спецификой соответственно межкультурному и социальному контексту;
• приобретать культурологические, страноведческие, лингвострановедческие, социокультурные и межкультурные знания;
• пользоваться приобретенными знаниями для достижения своей цели в иноязычном межкультурном общении;
• вступать в коммуникативные отношения с представителями других стран в определенных ситуациях.
Овладение предусмотренной компетентностью на уроках иностранного языка будет способствовать формированию еще одной важной компетентности – общекультурной, которая предусматривает глубокое понимание
собственной национальной идентичности как основы открытого отношения и уважения к разнообразию культурного выражения других. Изучение фактов культуры других народов и их выражение в фактах иностранного языка обеспечит формирование у обучаюшихся второй важной компетентности – социальной и гражданской, необходимой для эффективного и конструктивного участия в международном сотрудничестве, обменных программах, посреднической деятельности в межкультурном общении.
Концепция современной российской школы закладывает в корне новые подходы к образовательному процессу, предлагая педагогам переориентировать внимание на формирование компетентностей учащихся, отойдя от традиционных методик простой передачи знаний. Опыт показывает, что стандартные, традиционные формы обучения не всегда вызывают у обучающихся интерес к обучению, а, следовательно, не дают эффективного результата. Каждый учитель хочет видеть в глазах своих учеников интерес, удивление, знания. Одним из альтернативных вариантов является применение интерактивного обучения – специальной формы организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель: создать комфортные условия обучения, при которых каждый обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. В свою очередь, интерактивные методы это – методы, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, их познавательной деятельности, установлению эмоциональных контактов между участниками образовательного процесса.
Есть много интерактивных методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно провести урок.
Одним из самых эффективных методов интерактивного обучения является обучающая игра. По мнению многих педагогов, именно использование элементов обучающей игры вызывает у обучающихся оживление и заинтересованность к изучению учебного материала.
Обучающая игра – это уникальный механизм аккумуляции и передачи человеком приобретенного опыта. Цель обучающей игры – сформировать у обучающихся умение совмещать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями и умениями обучающийся сможет только тогда, когда он сам в достаточной степени будет проявлять к ним интерес и прилагать надлежащие усилия.
Игровые методы относятся к имитационным методам активного обучения.
Признаки имитационных методов: взаимодействие учащихся в условиях сочетания обучения с практикой, наличие и распределение ролей (один из основных признаков игровых методов). Игровой метод обучения предполагает определение цели, направленной на усвоение содержания образования, выбор вида учебно-познавательной деятельности и формы взаимодействия учителя и обучающегося.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
· побудительную: направлена на развитие интереса учащихся к изучаемому материала и процессу его усвоения, формирование положительной мотивации обучения и т.д. Это реализуется в совместной деятельности ученика и учителя, характеризуется интеллектуальным напряжением и сопровождается положительными эмоциями;
· коммуникативную: способствует усвоению элементов культуры общения обучающихся и реализуется через организацию общения, регулирование межличностных отношений, возникновение механизма саморегуляции поведения. Игра – деятельность коммуникативная, хотя и происходит по игровым правилам, и конкретная. Она вводит ученика в реальный контекст сложных человеческих отношений;
· самореализации: реализация возможностей каждого участника игры. Это одна из основных функций игры. Именно в этом плане человеку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкуренция или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство для самореализации;
· развивающую: проявление и усовершенствование разных качеств и способностей учащихся (развитие внимания, памяти, языка, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, умение находить оптимальные решения), выявлять интересы и склонности и т.п.;
· диагностическую: выявление отклонений в поведении, знаниях, умениях и навыках, а также в уточнении особенностей характера обучающегося, его взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой дает возможность получить дополнительную информацию. В игре человек на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо переживал;
· коррекции: внесение положительных изменений в характер обучающегося (например, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, агрессивность, эгоцентризм и т.д., в поиск способов разрешения различных жизненных ситуаций.
Психологическая коррекция в игре происходит естественно при условии, что все обучающиеся усвоили правила и сюжет игры; что каждый участник хорошо знает не только свою роль, но и роль своих партнеров; что процесс и цель соединяют всех участников игры;
· развлекательную: создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевного удовлетворения как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний.
Любая игра – это новый опыт, который, в свою очередь, становится источником новых знаний, новых действий и новых идей. Игровые методы многоплановые, поэтому каждый из них способствует выработке определенного практического навыка. Из современных учебных игр можно выделить игры-упражнения, игровые дискуссии, игровые ситуации, ролевые и деловые обучающие игры, компьютерные деловые игры и т.д.
Игры-упражнения. К ним относятся кроссворды, ребусы, викторины и т.д. Применение этого метода способствует активизации определенных психических процессов,
закреплению знаний, проверке их качества, приобретению навыков. Игры-упражнения могут быть элементами самостоятельной работы учащегося, кружковых занятий и т.д.
Игровая дискуссия предусматривает коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими участниками.
Игровая ситуация. Основой этого метода является проблемная ситуация. Игровая ситуация сориентирована на установление связи теории и практики по теме, которая изучается: умение анализировать, делать выводы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Игровая ситуация способствует усилению эмоционально-психологического состояния, возбуждающего внутренние стимулы к учебной работе, снимает напряжение, усталость.
Ролевая игра (разновидность деловой игры) позволяет воспроизвести любую ситуацию в "ролях". Ролевая игра побуждает обучающихся к психологической переориентации. Они осознают себя уже не просто как обучающиеся, которые воспроизводят перед аудиторией содержание изученного материала, а как лица, которые имеют определенные права и обязанности и несут ответственность за принятое решение. Такой метод интенсифицирует умственный труд, способствует быстрому и глубокому усвоению учебного материала. В процессе ролевой игры раскрывается интеллект обучающегося; под влиянием изменения типа межличностных отношений он преодолевает психологический барьер общения.
Учитель, проводящий игру, должен объяснить ее главную цель, раскрыть структуру, дать рекомендации каждому исполнителю ролей, предусмотреть ее результат. Данная форма работы применяется для моделирование поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение обусловлено заданным условиям.
Деловая обучающая игра. Это учебно-практическое занятие, которое предусматривает моделирование деятельности по решению сложной проблемы, принятие определенного решения, связанного с производственным процессом. Деловая обучающая игра сочетает в себе признаки учебной и будущей профессиональной деятельности и является коллективной деятельностью. Она позволяет ученику понять и преодолеть противоречия между абстрактным характером предмета учебно-познавательной деятельности (знания, навыки) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно - деятельностные игры и т.д. Содержание деловой игры должно не только воспроизводить реальные условия производства, но и имитировать реальные противоречия (проблемы), с которыми сталкивается человек на пути познания и профессиональной деятельности. Это необходимое условие исследовательского подхода к материалу игры, созданию ситуативных познавательных потребностей и мотивов как движущих сил игры на каждом ее этапе.
Деловая игра – форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания будущей профессиональной деятельности обучающегося. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решения и определять механизм их реализации. Преимуществом деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки обнаружения, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Также одним из видов обучающих игр является интеллектуальная игра брейн-ринг.
Брейн-ринг - игра между двумя (и более) командами в форме ответов на вопросы. Брейн-ринг, как интеллектуальное соревнование вызывает у учащихся стремление к победе, а значит, требует тщательной подготовки. В ходе игры обучающиеся в команде учатся быстро прорабатывать разные версии ответа, определять правильное и отвергать второстепенное, советоваться друг с другом, применять усвоенные на уроках знания на практике.
Подбирая к брейн-рингу вопросы разных типов, учитель тем самым реализует задачи межпредметных связей. Подготовка обучающихся к брейн-рингу требует повторения изученного, а следовательно, способствует закреплению знаний.
Интелектуальная игра «Брейн-ринг» имеет следующие цели и задачи:
• обобщить и закрепить изученный материал;
• развивать память и внимание обучающихся;
• расширять мировоззрение;
• воспитывать чувство ответственности, взаимоуважения и сотрудничества;
• развивать интеллектуальные, речевые и творческие способности обучающихся;
• повторить и закрепить изученный материал;
• формировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка и познавательной деятельности.
Кратко о правилах игры. Две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем команда, которая правильно ответила первой, лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. В настоящее время существует несколько версий правил «Брейн-ринга», которые отличаются количеством разыгрываемых вопросов и способом начисления баллов за верные ответы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Представляю вашему вниманию один из сценариев игры, который успешно применяю на уроке или внеклассном мероприятии.
Ход игры
Ведущий 1(В1): Начинаем игру! Сегодня мы собрались, чтобы определить самую сообразительную команду. Давайте поделимся на команды. Каждая из их выберет капитана и название команды. Помните! Команды поочередно отвечают на вопросы. Если команда не может дать ответ – другой команде предоставляется такое право.
Ведущий 2 (В2): Сейчас мы раздадим вам сигнальные карты, которые вы будете поднимать, когда команда будет готова дать ответ.
В1: Наш первый конкурс "Приветствие". Слово
предоставляется команде __________.
Приглашаем команду ____________.
(Команды говорят свое название и девиз).
В2: Итак, есть команда «» и команда «».
В1: Наш следующий конкурс – BrainBox.
Правила конкурса: за 10 секунд запомнить как можно больше информации из карты. Каждая из команд выберет по 3 карты из BrainBox. После этого бросаете кубик с цифрами – таким образом определяете номер вопроса.
В2: Следующая игра – блиц-вопрос.
1. Кого называют полиглотом? (того, кто знает много языков).
2. Закончить известную фразу немецкого поэта Иоганна Гете: «Кто не знает иностранный язык, тот … (… ничего не знает о своем собственном»).
3. Назовите столицы 5 англоязычных стран (Лондон, Вашингтон, Оттава, Канберра, Веллингтон).
4. Какая часть города является старейшей частью Лондона? (Сити).
5. Что является цветочным символом Уэльса? (Нарцисс).
6. Чем прославилась мадам Тюссо? (создала музей восковых фигур знаменитостей).
7. Сколько штатов входит в США? (50).
8. Назовите неофициальное название города Нью-Йорк (Большое яблоко).
9. Назовите форму государственного правления в Великобритании (Парламентская монархия)
10. Что такое Скотланд-Ярд? (Полицейская служба в Лондоне)
B1: Следующее задание на знание лексики. Обратите, пожалуйста, внимание на экран. В словах смешаны буквы. Ваша задача: составить слова и перевести их на русский язык.
1) l и s h en g (English)
e n g a l a u g e (language)
n d e c i n e p d e n e (independence)
n o r m e v g t e n (government)
2) t a i n b r i (Britain)
r s o c i d e y (discovery)
d c o l и h o d h (детство)
e t n r a l m a pi (parliament)
В2: Вы получите карточки с предложениями, в которых есть ошибки. Вы должны их найти и исправить. На эту задачу у вас есть три минуты.
SENTENCES:
1. We see a cartoon last night.
2. A tree is more taller than a flower.
3. Ann is the most prettiest girl in her form.
4. Bob didn’t went to the library yesterday.
1. Jack don't like hamburgers.
2. We wasn’ t happy yesterday.
3. My hands is clean.
4. May I have a apple, please.
Keys: 1. saw, 2. no “more”, 3. no “most”, 4. go.
1. doesn’t, 2. weren’t, 3. are, 4. an.
В1: А как насчет загадок? Если вы знаете ответ, то поднимаете сигнальную карту.
1. It has no legs but just for fun, it always on the run. (a ball)
2. An old with 12 children, some short, some long, some cold, some hot. (a
year)
3. It is white, cold and sweet. All children like to eat. (ice-cream)
4. Five sons with one name. (fingers)
5. It is not a man, it is not a woman, but it teach me. (a book)
6. What year lasts only one day? (New Year)
7. What month of the year is the shortest in spelling? (May)
8. What man cannot live inside the house? (a snowman)
В2: It was good job. Перед вами слова – приветствия разных стран, вам нужно угадать какой стране принадлежит то или иное приветствие.
• Merhaba (Мерхаба) – поздравление в Турции.
• AsalamuAleicum(АсаламАлейкум) – поздравление в Египте.
• Shalom(Шалом) – поздравление в Израиле.
• Dziendobry( Дзендобрый) – приветствие в Польше.
• Bongours. Salut (Бонжур, Салю) – поздравление во Франции.
• Buenos Dias (БуэносДиас) – поздравление в Испании.
• GutenTag(Гутентаг) – приветствие в Германии.
• Hello (Хелоу) – приветствие в Англии.
• Bongiorno( Бон Джиорно) – поздравление в Италии.
B1: Найти соответствие пословицам. Вам дается пословица на русском языке и к каждой пословице несколько на английском языке. Ваша задача найти подходящую пословицу.
1. A man is known by the company he keeps. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты).
2. A friend in need is a friend indeed. (друг познается в беде).
3. Sound mind in а sound body. (в здоровом теле здоровый дух).
4. All is well, that ends well. (Все хорошо, что хорошо кончается).
5. At home even the walls help. (Дома и стены помогают).
6. A gift в hand is better than two promises. (Лучше синица в ладони, чем журавль в небе).
7. A bad workman always blame shistools. (У плохого мастера и пила плохая).
8. A bird may be known by its song. (Птицу видно по полету).
9. All is not gold that glitters. (Не все золото, что блестит).
10. Since Adam was a boy. (при царе Горохе).
В2: Язык-загадка.
(Ведущие по очереди читают на слайдах презентации пять подсказок, команды на стикерах пишут ответы – название языка. )
(Испанский язык)
Этот язык соперничает с английским за второе место в мире (после китайского) по количеству людей, говорящих на нем как на родном.Он стал одним из мировых благодаря мореплавателям и конкистадорам в эпоху великих географических открытий, сейчас это официальный язык 21 государства мира: Кубы, Аргентины, Мексики и др.
Bésame, bésame mucho - поют гимн любви на том языке – песню-легенду, написанную15-летней девушкой из Мексики Консуэло Веласкес Торрес.
Это родной язык Антонио Бандераса и Пенелопы Круз. Из этого языка к нам пришли слова идальго и инфанта, дон и тореадор.
(Французский язык)
На этом языке написаны первые предложения романа Льва Толстого «Война и мир».
От слова, означающего в этом языке «песня», произошли названия двух очень различных музыкальных направлений и их исполнителей, среди них всемирно известны Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур.
Михаил Васильевич Ломоносов приводил слова императора Карла Пятого о том, что на этом языке лучше говорить с друзьями.
Именно на этом языке общались известные Атос, Портос и Арамис, Маленький принц и Лис, герои сказок Шарля Перро.
Этот язык был модным в Европе 19-го века, на нем говорили во всех светских аристократических салонах, поэтому слова Мерси боку, бон жур, тужур, лямур, шерше ля фам – давно уже не нуждаются в переводе.
(Немецкий язык)
Этот язык имеет официальный статус помимо прочих, в Австрии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Бельгии.
Этот язык был родным для русской императрицы Екатерины Второй.
Из этого языка мы позаимствовали слова аншлюс и аншлаг, рыцарь и солдат, шнапс, шницель и многие другие.
В2: развиваем критическое мышление. Перед вами фрагмент социальной рекламы. По вашему мнению, чем он закончится? какие действия у людей вызовет этот видеоролик? (https://vimeo.com/282840588)
В1: Каждая команда выбирает карточку с заданием и выполняет ее. Ему могут помочь члены команды (по 3 карточки каждой команде).
Карточки с заданиями:
– Name 4 capitals of different countries
– Name 4 presidents from different countries
– Name 4 rivers of Russia
– Name 4 famous places of Great Britain
– Name 4 famous places of Russia
– Name 4 mountains of the world
В2: А пока жюри будет подводить итоги конкурса, мы предлагаем просмотреть видео «The Power Of Teamwork» (https://www.youtube.com/watch?v=ywjgf3xiwFM)
Выводы
Таким образом, формирование жизненных компетентностей при изучении иностранного языка будет способствовать развитию общества просвещенного общества, высокой культуры и равных возможностей. Использование собственной креативности, фантазии, опыта является гарантией разработки своих активных методов обучения. Помните, что детям нравятся нестандартные подходы к обучению, не только на уроках
английского языка, а и на других.
Следовательно, можно сделать вывод, что игровые формы работы в реализации личностно-ориентированного подхода и преподавания английского языка позволяют увеличить количество разговорной практики на занятии, оказываются интересными для обучающихся, помогают усвоить материал и использовать его на дальнейших занятиях, выполняют дидактические и развивающие функции.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.