Игровые
методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в
неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.
Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для
ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное
значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а
это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для
выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка
и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса
представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что
недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления
некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные
конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев
нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в
неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи
с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над
правильным оформлением в предложных конструкциях.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих
ошибок:
- пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В,
ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов
НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за
трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе»
вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто
отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на
реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик
бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака
ест у миска).
Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является
использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно
в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной
памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим
поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как
показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они
учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с
другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и
появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных
слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во
многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным
признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).
Для
формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем
различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и
поучаствовать.
3. Выставка дидактических игр
Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих
предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи,
дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием
предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Игра «Веселое путешествие»
Я вам предлагаю вставить «маленькое слово» (предлог). Читаю фразу и
показываю картинку, а вы подбираете нужный предлог и проговариваете все
предложение.
Мама садится …. в машину.
Коля бежит ….по дороге.
Автобус едет….по улице.
Петя любит ездить ….на велосипеде.
Игра с мячом «Добавь слова». Для этой игры я приглашаю вас встать в круг.
Я называю часть предложения и бросаю мяч. Поймавший мяч, должен закончить
предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стол стоит….
Полочка с книгами висит….
Мишка сидит….
Пирамидка стоит….
Кукла лежит….
Дверь находится….
Игра «Исправь ошибки»
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Солнечный зайчик»
Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете
– ответьте, куда он спрятался.
Зайчик на скамейке.
Зайчик под столом и т.п.
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в
творительном падеже.
Мальчик идет папа (с папой).
Девочка играет кот (с котом).
Девочка идет мама(с мамой).
Мальчик играет машина (с машиной).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический
материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями,
которые мы используем в свой работе.
Воспитатель знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход
игр:
«Что к чему?»
«Чей малыш?»
«Что на чём растёт?»
«Весёлая змейка».
«Разноцветные бабочки?»
«Кто, где живёт?»
«Маленькие слова» .
Предлагаю вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в нашей группе.
Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной
деятельности.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
Игра «Куда села стрекоза?»
Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с
предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-стрекозу или её изображение и сажает её на
различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села стрекоза?».
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
Игра «Что в чем?» по лексической теме «Посуда»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с
предлогом В.
На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы.
Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре).
- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице).
Игра «Кто у кого?».
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом
У.
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детенышей. Воспитатель
предлагает детям найти и назвать детенышей животных и их мам, ответить на
вопрос «Кто у кого?».
Игра «Машина едет по дороге»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны
дороги – гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты
разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.