Игровые метолики для повышения читательской грамотности на уроках литературы
Оценка 4.7

Игровые метолики для повышения читательской грамотности на уроках литературы

Оценка 4.7
docx
02.11.2022
Игровые метолики для повышения читательской грамотности на уроках литературы
Статья Игровые методики.docx

Направление: «Читательская грамотность: смысловое чтение и чтение

как смысл жизни».

 

 

Игровые методики для повышения читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

 

О.К. Борисова, М.И. Медакина, учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары

 

Аннотация: в данной статье представлены методики, которые позволяют неординарно и продуктивно начать урок литературы в среднем звене и вызвать интерес у обучающихся к уроку. Данные методики можно применять также и на других уроках.

Ключевые слова: литература, игра, технология, игровые методики, интерес обучающихся.

 

 

На сегодняшний день многие учителя согласятся с тем, что увлечь старших школьников предметами, по которым в будущем им не придется сдавать экзамен, очень тяжело. Особенно это касается предметов, которые не вызвали интереса в среднем звене. Для такого предмета как литература эта проблема была и будет актуальной. В 5 - 9 классах очень важно привить любовь к чтению, так как это не только поможет обучающимся стать грамотнее, эрудированнее, но еще и поможет сдать основной государственный экзамен по русскому языку.

Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, поскольку значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Поэтому главными условиями активизации мотивированной познавательной деятельности являются и творческий учительский подход, и устойчивый интерес к учебной информации у обучающихся.

Чтобы на уроках литературы ребятам не было скучно, чтобы у них возникли искры интереса, мы часто применяем игровые методики. Короткие игры на 5-10 минут могут привлечь внимание, разгрузиться, ребята заметят вас, ваш предмет, и это поможет им полюбить его.

На уроках литературы в 5-8 классах мы используем несколько игровых техник в начале урока для формирования цели и задач, которые вызывают интерес у учеников и создают нужный настрой на весь оставшийся урок. Расскажем о некоторых из них (также эти техники можно адаптировать для использования на многих других уроках).

1.                 В начале урока можно зашифровать тему урока и предложить ребят ее разгадать. Зашифровать ее можно в виде ребуса, кода, можно зашифровать антонимами или синонимами.  Ребус можно вывести на экран, а создать его можно на сайте «Генератор ребусов», это займет у вас не более 2-х минут. Данный метод развивает мышление, помогает привлечь внимание, настраивает детей на урок, позволяет им самим определить тему.

2.                 «Улики». Здесь детям нужно выдать предметы, места, образы, по которым они должны будут отгадать автора или героя, которому эти предметы принадлежат. Можно использовать экран и вывести на него несколько картинок, либо распечатать их и раздать детям; можно упростить и просто вывести предметы на доску словами.  

3.                 Открытый экзамен. Повторение прошлой темы в виде экзамена, где дети тянут билет, отвечают на вопрос, который им достался в билете. Вопросы открытого экзамена можно вывесить на стикерах, в виде ромашки, где даны вопросы по прошлому року, дети тянут вопрос и отвечают на него. Тянет и отвечает любой желающий, если же он не ответил, то можно попытаться ответить всем классом. За такое маленькое задание оценку ребенок не получит, но проявит интерес, смелость и вспомнить прошлый урок.

4.                 Инфографика. Инфографика – это визуальная подача необходимой для усвоения текстовой, как правило, статистической информации. Инфографику в начале урока можно использовать для повторения образа героя, для закрепления темы. Применение инфографики отлично подходит на уроках, где рассматриваются изменения лермонтовского Мцыри. Можно сравнить, каким был Мцыри в заточении и на воле. Это поможет увидеть изменения героя как внешние, так и внутренние.

5.                  Психология. В начале урока учащимся предлагается психологическая характеристика какого-либо героя, по которой они должны догадаться, о ком идет речь. Данный прием поможет проверить домашнее задание и уровень понимания текста обучающимися.

6.                 Повторение биографии по страничке в социальных сетях. Это уже довольно популярный и известный метод, который очень активно применяют учителя.  Ученики изучают дома биографию писателя, а на уроке 10 минут заполняют страничку социальной сети ВКонтакте. Данный метод помогает вникнуть в детали биографии, позволяет ученику самому углубиться в творческую и личную жизнь писателя. Также данный способ дает детям возможность изучать не только письменную информацию, но и графическую, например, при добавлении на «страничку» личных фотографий.

7.                 Филворд — это головоломка, для решения которой нужно найти слова в прямоугольнике, заполненном буквами. Филворд можно применять на любом этапе урока из гуманитарного цикла. По нему можно повторить прошлую тему, можно проверять домашнее задание, можно даже адаптировать его на изучение новой темы. На уроках мы часто используем филворд со словами и понятиями, с которыми ученики знакомились в предыдущие годы обучения, таким образом, проверяются остаточные знания и в игровой форме ребята вспоминают информацию прошлых лет. Например, в филворде можно зашифровать слова, связанные с биографией Пушкина, изученной ранее, далее выделить время найти все слова и, таким образом, подвести их к теме урока.

В литературных играх мало проявить знаний, нужно проявить еще и смекалку, подойти к заданию творчески не только ученикам, но и учителю. И можно быть уверенным, что все эти старания не пройдут даром, ведь в игре происходит самореализация, рефлексирование, а, самое главное, в игре рождается интерес к писателю, к произведению и интерес к предмету.

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Азаров, Ю. Л. Игра и труд / Ю. Л. Азаров. — Москва: Знание, 1973. – 238 с.

2.     Гин, А. А. Приемы педагогический техники / А. А. Гин. – Москва: ВИТА-Пресс, 2020. – 112 с.

3.     Львова, С. И. Лингвистические игры / С. И. Львова. – Москва: Экзамен, 2019. – 318 с.


 

4.    

Направление: «Читательская грамотность: смысловое чтение и чтение как смысл жизни»

Направление: «Читательская грамотность: смысловое чтение и чтение как смысл жизни»

Чтобы на уроках литературы ребятам не было скучно, чтобы у них возникли искры интереса, мы часто применяем игровые методики

Чтобы на уроках литературы ребятам не было скучно, чтобы у них возникли искры интереса, мы часто применяем игровые методики

Инфографика. Инфографика – это визуальная подача необходимой для усвоения текстовой, как правило, статистической информации

Инфографика. Инфографика – это визуальная подача необходимой для усвоения текстовой, как правило, статистической информации

В литературных играх мало проявить знаний, нужно проявить еще и смекалку, подойти к заданию творчески не только ученикам, но и учителю

В литературных играх мало проявить знаний, нужно проявить еще и смекалку, подойти к заданию творчески не только ученикам, но и учителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022