ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Панфёрова В.Л., учитель английского языка МБОУ СОШ №2, г. Батайск
Аннотация: статья посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках иностранного языка. Раскрываются функции и ценность игровых форм обучения в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку. Особое внимание уделяется классификации языковых и речевых игр. На основе анализа существующих классификаций, авторы предлагают собственную классификацию, делая акцент на творческие и ролевые игры на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: игровые технологии; классификация игр; дидактические игры, ролевые игры.
Игра как метод обучения, передачи социального опыта, применяется еще с древности. В современной школе игровая деятельность используется педагогами: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы. Г.К. Селевко дает следующее определение игровой технологии – «это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [3, с. 256]. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [2, с. 140–146]. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Особо следует выделить такие, как: 1. Развлекательная: игра стратегически – только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. 2. Коммуникативная: игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. 3. Самореализации ребенка в игре: игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта. 4. Терапевтическая: игра используется как средство преодоления различных трудностей, возникающих у учеников в ходе общения или обучения. 5. Диагностическая: игра предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ученика (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). 6. Коррекционная: в игре процесс внесения изменений в личностную структуру ученика происходит естественно. 7. Межнациональной коммуникации: игра позволяет ученику усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей. 8. Социализации: игра одно из лучшего включения ученика в систему общественных отношений.
Педагогическая ценность игры, по нашему мнению, заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, так как ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. Игровые технологии способствуют актуализации различных мотивов учебной деятельности и прежде всего таких, как: мотивы общения; моральные мотивы; познавательные мотивы.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и соревновательными элементами соревновательными, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игровых технологий. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. Я предлагаю классифицировать игры, используемые на уроках иностранного языка (ИЯ), на две основные группы: 1. Дидактические игры, к которым следует отнести грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию у обучающихся речевых навыков. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познава-тельной направленностью. В дидактической игре и посредством ее игроки должны чему-то научиться. Для дидактической игры характерно следующее: связь с определенной учебной целью; возможность повторить, в любое время прервать или начать заново; открытость, т. е. конец игры не определен точно; следование правилам, которые могут быть изменены игроками; удовлетворе-ние от участия, отсутствие «последствий» для играющих (не следует каким-либо образом оценивать эту деятельность). По нашему мнению, принципи-альное отличие дидактических игр от упражнений и заданий состоит в том, что: Во-первых, в игре нет заданной схемы поведения, участник сам выбира-ет возможный вариант речевого взаимодействия и оценивает результат его реализации. Единственный ограничитель содержания и формы игры – учебный материал (тема урока, цель, планируемые результаты). Во-вторых, игра, как правило, носит состязательный, соревновательный характер. Ученик, вступая во взаимоотношения с партнерами по игре, оценивает свои силы не только сравнительно с другими игроками. Игра позволяет ему объективно оценить свои возможности. В-третьих, в игре школьники учатся межличностному и групповому общению, учатся выбирать оптимальные средства решения (языковые и неязыковые) конфликтных ситуаций. В игре формируются способности соотносить свои действия с действиями других игроков, т. е. сотрудничать. Применяемые на занятиях по иностранному языку дидактические игры G.Heyd разделяет на две большие группы: «игры с языковым материалом» и «игры на языке» [4]. Первые соответ-ствуют занятиям, направленным на систематизацию языкового материала. При этом большое внимание уделяется знанию грамматических правил. Поэтому такие игры хорошо подходят для занятий на начальном этапе, но и также для тренировки отдельных структур на продвинутом этапе. Игры с языковым материалом возможно полностью запрограммировать, а значит, и контролировать. Вагнер называет такие игры «трансформированными упражнениями», которые не имеют игрового характера, а только из-за наличия соревновательного элемента преобразованы в игры. Автор замечает, «закрытость игр, ведущая роль учителя становятся причиной непригодности игр подобного рода для уроков разговорной практики» [5]. Но это не озна-чает, что они не могут успешно применяться для определенных целей. Игры с языковым материалом вводятся формально для учебных целей и служат как для закрепления структур и грамматических правил, так и для автоматизации определенных речевых навыков. Цель игры и ее ход можно легко спланиро-вать заранее и однозначно объяснить. Они пригодны для учебных целей в традиционных занятиях. Игры подобного рода способствуют систематизации иноязычного материала в несложной игровой схеме: бинго-лото, игры в парах, настольные игры, кроссворды и т. д. Чаще всего эти игры вводятся для тренировки правописания или систематизации лексики. Дидактические игры «на языке» применяются, прежде всего, для закрепления навыков аудирова-ния, чтения, говорения и письма. Дидактическая коммуникативная игра предполагает такую организацию совместной коммуникативной деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой одновременно проявляются особенности речевого поведения школьников и формируются иноязычные коммуникативные умения. 2. Творческие, ролевые игры, являются одним из способов обучения иностранных языков. Такие понятия, как ролевая игра, симуляция, драма и игра, зачастую используются взаимозаменяемо, но на самом деле они имеют разные значения. Разница между ролевыми играми и симуляциями заключается в подлинности ролей, выполняемых студентами. При симулировании студенты играю свою естественную роль, иными словами, роль, в которую они играют в реальной жизни (например, роль покупателя или бронирование билетов на транспорт). В ролевой игре ученики играют роль, которую они не играют в реальной жизни (например: продавец, секретарь, покупатель, официант, министр, кассир в кинотеатре, экскурсовод, диктор ТВ, певец или рок-звезда). Ролевую игру можно рассмотреть, как один из компонентов или элемент симуляции. Таким образом, в ролевой игре участники назначают роли, которые они разыгрывают в рамках сценария. В симуляции внимание акцентируется на взаимодействии одной роли с другими ролями, а не на разыгрывании отдельных ролей. Так или иначе, ролевая игра подготавливает учащихся к социальному взаимодействию в другом социальном и культурном контексте. Таким образом, ролевая игра является очень гибкой учебной деятельностью, имеющая широкий спектр возможностей для разнообразия и воображения. В ролевых играх широко используются различные коммуникативные приемы, тем самым развивается свободное владение языком, взаимодействие в классе и повышается мотивация. Ролевая игра улучшает разговорные навыки учащихся в любой ситуации, потому что практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с игровой ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на неё. Что касается застенчивых учеников, ролевая игра помогает, предоставляя маску, с которой ученики с трудностями в общении освобождаются. Кроме того, это весело, и большинство учеников согласятся, что удовольствие ведет к лучшему обучению. В свою очередь ролевые игры можно классифицировать следующим образом: 1. Кратковременная ролевая игра, которая является наиболее простым и быстрым видом проведения игры длительностью от 10 до 30 минут. Она может быть построена на основе текста или диалога. Пример данной игры может быть представлен в виде интервью. Студенты делятся на пары, после чего им раздаются картинки с изображением различных проблемных ситуаций (загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, отсутствие еды в зоопарках). Один из студентов берет роль интервьюера, другой роль респондента. Ставится задача – описать проблему и предложить ее решение. Игровой компонент заключается в том, что среди учеников также назначаются эксперты, задача которых составить критерий для оценки и оценить впоследствии всех выступающих и указать на совершенные ошибки. В ходе данной игры наблюдается высокая мотивация и желание учеников показать себя, ведь одним из критериев оценки может быть артистизм. 2. Полноценная ролевая игра, в которой ученикам предоставляется описание ситуации и своих ролей. Длительность проведения данного типа игр в среднем занимает один-два урока. В качестве примера рассмотрим словесные ролевые игры. Данный тип игр происходит путем речевого взаимодействия участников, описывающих действия своих игровых персонажей, и наставника, в роли которого может выступать преподаватель, описывающего реалии игрового мира. Одной из наиболее известных настольных словесных игр является «Мафия». Ролевая игра «Мафия» очень популярна по всему миру, и позволяет играть в нее, как классом, так и во внеурочной деятельности используя интернет. Ученики, уделяя внимание ходу игры, начинают говорить спонтанно. Их цель состоит в том, чтобы убедить остальных игроков в том, что тот или иной участник является мафией/ доктором/шерифом. Применение данной игры в рамках урока помогает учащимся развивать их коммуникативную компетенцию, учит защищать свою точку зрения, убеждать и побуждает проявлять инициативу. 3. Длительные ролевые игры, является более сложным типом игр, проходящих по длительности от серии занятий и более. При подготовке длительных ролевых игр преподаватель должен предоставить учащимся раздаточный материал, ознакомить учащихся с игровым путем Case Study и предоставить учащимся четкое определение игровой ситуации. В данном типе игр учащимся предоставляется возможность создания своего игрового персонажа. Учащиеся могут выбрать пол, расу, возраст, профессию в зависимости от предложенной игры. Примером данных игр является серия Dungeons and Dragons – настольная ролевая игра. В D&D учащиеся примеряют на себя роль фантастических героев со своими умениями и особенностями. Учитель берет на себя роль наставника, который создает и описывает приключение, в котором герои учащихся принимают участие, ставя перед ними цели для выполнения и давая награды для мотивации. Цель данной игры заставить учащихся действовать сообща, решая задачи и головоломки, которые перед ними ставит учитель в процессе изучения мира игры. Таким образом, позволяя достигать основной цели – развитие коммуникативной компетенции. Созданные учениками в ходе данной игры герои, могут использоваться и на последующих уроках, давая учащимся, возможность быть кем, они пожелают, тем самым превращая однообразные рассказы о себе в увлекательные истории. 4. Компьютерные ролевые игры. В наше время трудно представить человека незнакомого с компьютерными ролевыми играми. Более того в XXI веке, ребенок большую часть свободного времени проводит за компьютером. Именно компьютерные игры могут послужить мотивацией для ученика, изучающего иностранный язык и сыграть огромную роль в его саморазвитии. Для тех учителей, чьи учащиеся имеют свободный доступ в интернет, компьютерные ролевые игры могут быть хорошим выбором. Эти игры дают заинтересованным студентам возможность установить прямые контакты с людьми со всего мира, которые имеют общие интересы, но которые должны использовать английский для общения, таким образом, подчеркивая ценность изучения языка помимо школьных оценок. Большинство компьютерных ролевых игр имеют возможность для тренировки как навыков аудирования, так и навыков чтения. В играх имеются множество историй, диалогов, заставок, представленных на иностранном языке. Конечно, использовать компьютерную ролевую игру для изучения грамматики сложно, но создавать алгоритм тренировочных упражнений вполне под силу опытному учителю. Примером компьютерной ролевой игры может послужить Minecraft. Данная игра выполнена в стиле песочницы, участники которой могут строить и выживать, кооперируясь с другими игроками. Компьютерные ролевые игры при правильном подходе могут помочь ученикам изучать не только иностранный язык, но историю, географию и другие предметы, а также способствовать формированию метапредметных навыков учащегося. Преимущества игровых технологий:
- Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
- Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
- Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течении многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течении недели или месяца).
Однако при использовании компьютерных игр важно соблюдать правила, помогающие сохранить здоровье и зрение учащихся, а также не давать хорошему увлечению отрывать их от реальности. Таким образом, игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Широкий выбор ролевых игр позволяет использовать их в любой части учебного плана. При этом они являются очень полезным инструментом, делающим обучение иностранному языку интересным и запоминающимся. Ролевые игры обеспечивают позитивное эмоциональное состояние учащихся и коммуникативную направленность урока. Игровая деятельность – наиболее привлекательна для школьников, что сказывается на эффективности обучения иностранному языку. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, умение работать в команде. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, а преподаватель лишь управляет их учебной деятельностью.
Литература: 1. Горнакова Н.В. Игровые технологии как способ компетентностного подхода. – URL: http://festival.1september.ru/articles/596556/ 2. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика : традиции и инновации : материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. I. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 140–146. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с. 4. Heyd G. Deutsch lehren. – Frankfurt am Main, 1990. – 208 S. 5. Wagner J. Spielübungen und Übungsspiele im Fremdsprachenunterricht. Materialien Deutsch als Fremdsprache. Heft 10. – Regensburg: DAAD, 1979.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.