Игровые технологии
Оценка 4.9

Игровые технологии

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
20.02.2020
Игровые технологии
выступление на мо учителей по теме игровые технологии на уроках математики
игровые технологии.docx

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Амурской области

 «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

Выступление на МО по теме:

 

 

«Использование игровых технологий на уроках математики для успешной социализации у детей с ОВЗ».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель математики:

                                           Кислова Л.Г.

 

 

2017 г.

 

Социализация на уроках математики

     В настоящее время наиболее актуальной является проблема, требующая от каждого человека стать полноценным членом общества. Поэтому главным понятием этого процесса является социализация личности.

Процесс социализации протекает на протяжении всей человеческой жизни, поскольку все вокруг находится в постоянном движении, все постоянно изменяется, поэтому и человеку приходится постоянно меняться. Но наиболее активно он протекает в школьные годы.

Учащиеся с нарушениями интеллекта в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, они неспособны применять на практике полученные знания и умения.

Математика является одним из ведущих образовательных предметов в коррекционной школе . Изучение математики вооружает учащихся системой доступных им общеобразовательных знаний, умений и навыков, имеющих огромное значение для подготовки их к труду и жизни. Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов. При решении геометрических задач на измерение от учащихся требуется достаточно хорошая точность измерения, правильного использования измерительных приборов, необходимо выработать прочные автоматизированные навыки измерения. Это способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами труда, адаптации в условиях современного производства. Математика является универсальной наукой, её методы и приемы применяются в различных сферах человеческой жизни, различных науках.

Проблемы социализации на уроках математики решаю следующим образом:

1.     Обсуждение и применение тех или иных знаний в жизни,

2.     Формирование навыков и приемов работы, умение доводить начатое до завершения,

3.     Работа в парах, совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки взаимодействия, умение подчиняться большинству и в то же время отстаивать свои интересы, права,

4.     Развитие самостоятельности, ответственности,

5.     Работа с текстом учебника - совершенствуются способы осознанного чтения, понимания прочитанного,

6.     Освоение некоторых способов и приемов выхода из проблемной ситуации,

7.     Изучение рациональных способов самоорганизации,

8.     Формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Математика учит проводить также  расчеты при решении задач, например, ремонт, оплата коммунальных счетов, размещение личных средств на вкладах в банках, расчет налогов, бюджет семьи, использование материалов при кройке и шитье, расход строительных материалов и другие.

 При решении задач по оплате за различные коммунальные услуги  учащиеся знакомятся с понятиями бюджет,  коммунальное хозяйство, услуга, тариф, абонентская плата, льготы, наем, договор, субсидия  и др. При решении задач необходимо говорить об экономии, о том, с какой целью устанавливаются счетчики на газ, горячую и холодную воду, на отопление. Надо объяснить учащимся, что некоторые семьи получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг, сколько процентов составляет эта помощь. При решении таких задач приходится делать много вычислений, поэтому учащимся удобнее работать в паре, использовать калькулятор. Необходимо, чтобы каждый мог воспользоваться таблицей с тарифами и единицами измерения на каждый вид услуг .

При решении задач на вычисление  стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит учащиеся учатся ориентироваться в жизненных ситуациях, приобретают жизненный опыт в выборе с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку.

При изучении темы «Проценты» решаются задачи, где речь идет о кредитах, вкладах, знакомятся со всеми видами существующих вкладов в разных банках, с различными годовыми процентами и условиями хранения.

Социализация -  сложный, жизненно важный процесс. От него во многом  зависит как ребенок сумеет реализовать свои задатки, способности, состоять как личность.

Игровые технологии на уроках математики

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия. Немаловажная роль отводится играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.

Теоретическое обоснование технологии

По определению Г.К. Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

1. Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения.

3. Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики.

4. Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

6. Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.

8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Назначение игр на уроках математики - развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.

С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.

 Игровые формы обучения

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся  сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике.

Имитационные игры. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Проектный метод. Метод проектов для преподавателя - это альтернатива урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для обучающихся - это учебное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Обучающийся вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе.

Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта:

- конкурс на лучшего счётчика,

- кодированные упражнения,

- графические диктанты,

- математический лабиринт,

- магические квадраты,

- кроссворды,

- ребусы,

- математическая окрошка,

- головоломки и др.

Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, выше перечисленные игры имеют здоровье формирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.

Игра «Аукцион» (устно-письменная форма индивидуальная). Предлагается математическое понятие. Минимальная цена определяется по значимости понятия, но не менее 3-х баллов- 3-х предложений. За определенное время все обучающиеся пишут в тетради (или на отдельных листиках) все, что знают об этом понятии. По окончании времени зачитывается ответ, в котором самое большое число суждений об этом понятии.

Игра «Маркетинг».

На начальном этапе баллы ребята зарабатывают за определённый вид работы, затем за урок, за тему. Работы оцениваются по 50 балльной системе следующим образом. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие тетради или листа, полей, даты, вида работы) обучающийся получает 20 баллов. Остальные 30 баллов делятся на количество заданий, включённых в работу (число 30 удобно делится на 2,3,5,6,10). При неравнозначности заданий 30 баллов делятся пропорционально их сложности. Эта система хорошо работает, так как наступает период становления личности, когда учёбу ребята рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден статус данного обучающегося на фоне всей группы.

Игра «Испорченный телефон».

Для игры класс делится на 5-6 команд (по рядам). Преподаватель выдаёт листочки с заданиями обучающимся, сидящим за первыми партами, и сообщает, что нужно сделать. Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Обучающиеся поощряются хорошими оценками.

Игра «Звёздный час».

Игра «Соревнование художников».

Игра «Морской бой».

Игра «Математическое лото».

 Игра «Лучший счетчик».

Игра «Лучший счетчик».

 

Игра «Забег по кругу».На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки. Эта игра помогает усвоить все действия с действительными числами, отработать вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

Игра «Анаграмма» (словесный логический тест).

Анаграмма - слово, в котором поменяны местами все или несколько букв, в сравнении с исходным словом. Решить анаграмму - значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий. Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово». Другой дидактической целью использования анаграммы может быть введение нового математического понятия. Так как задача решается путем составления уравнения, содержащее переменную, то лишним словом будет - функция. Сразу возникает вопрос: «что такое функция?». Таким образом, можно перейти к изложению материала.

Игра «Диалог» (элемент разрешения проблемной ситуации на уроке).

Игры упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Игры путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра соревнование. Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся, воспитанников на творческопоисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Список использованной литературы

1.     Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.

2.     Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.

3.     Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

4.     Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.

5.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.

6.     Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

7.     Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

8.     Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

9.     Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1990.

10. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

11. Математика, приложение к “1 сентября”..

12. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах/ Б. Брезе. М.: ©Просвещениеª, 1981.

13. 2.Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. М., 1994.

14. 3.Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. М., 1994.

15. 4.Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей/ Н.Г. Морозова. М.: ©Просвещениеª, 1969.

16. 5.Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М.П. Перова. М.: ©Просвещениеª, 1996.

17. 6.Перова, М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/ М.П. Перова. М.: ©Просвещениеª, 1978.

18. 7.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. М., 1986.

19. 8.Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ И.М. Соловьев. М., 1953.

20. 9.Хилько, А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ А.А. Хилько. Ленинград,

21. www.openclass.ru

22. www.igrobank.ru

23. www.sgu.ru

24. www.nauka-shop.com

25. www.petropavl.kz

26. www.naurok.ru

27. www.yspu.yar.ru

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Социализация на уроках математики

Социализация на уроках математики

Изучение рациональных способов самоорганизации, 2

Изучение рациональных способов самоорганизации, 2

В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно

В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и…

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и…

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни

Игра «Аукцион» (устно-письменная форма индивидуальная)

Игра «Аукцион» (устно-письменная форма индивидуальная)

Игра «Забег по кругу». На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки

Игра «Забег по кругу». На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Игровые технологии

Игровые технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020