Игровые технологии для образовательного онлайн-пространства
Кобелева Лидия Сергеевна
- С появлением новых технологий, в
том числе компьютерных появились и новые формы, а так же проблемы социализации.
Современная молодежь большей частью предпочитает общаться в социальных сетях и
играть в компьютерные игры.
- Все сложнее мотивировать их к личностному общению и все сложнее социализовать
их в современной и отнюдь не виртуальной реальности.
- С появлением всевозможных компьютерных технологий исчезает необходимость
знания языка (все можно исправить с помощью специальной программы), чтения книг
(почти любой текст можно найти), активного поиска информации из разных
источников (все свелось к компьютерным поисковикам) и, что более печально, к
живому общению и необходимости навыков выстраивания отношений.
- Для образования и социализации молодежи, школа, конечно, еще играет
значительную роль, но появляется все больше онлайн возможностей, в том числе и
получение образования «не выходя из дома».
- Одной из серьезнейших проблем образования и воспитания наших будущих
поколений является поиск некоторого онлайн пространства, для того, чтобы
удержать нашу молодежь хотя бы на грани между реальной и виртуальной
действительностью
- И снова на помощь приходят всевозможные игровые технологии, которые кроме
развлекательной (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес); несут в себе и коммуникативную: освоение
диалектики общения; — самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
и игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности; и диагностическую: выявление отклонений от
нормативного поведения, самопознание в процессе игры; и функцию коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; и
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социальнокультурных ценностей; и наконец одну из основных функций -
социализацию: т.е. включение в систему общественных отношении, усвоение норм
человеческого общежития. В структуру игры как деятельности органично входят
целеполагание, планирование.
- Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с
внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области
теоретической и практической деятельности. Историографический анализ
психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние
годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая
технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию
этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов
- Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной
педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе,
делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая
деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия, темы и : даже раздела учебного предмета; - как
элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве
технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы (игры
типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.). Игровая форма занятий создаётся на
уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых
приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным
направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и
роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения
во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических
игр.
- В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —
чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими
результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью. Виды педагогических игр,
в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности - на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а)
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные,
воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные,
творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и другие. Обширна типология педагогических игр по характеру
игровых методик. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими»
правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила,
принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других
методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: - предметные
(математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные
(дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,
танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения),
шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию -
«вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают:
военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию,
этнографические и т.п. – т е в образовательном процессе учитываются все
возрастные особенности ребенка
- Особенности игровых технологий - все следующие за дошкольным возрастные
периоды - со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст —
учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст
— учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают
включать её в процесс развития ребёнка Оптимальное сочетание игры с другими
формами учебно-воспитательного процесса — одно из самых сложных действий
педагогов.
- Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно
уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и
реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним,
эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная
ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она
становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется
личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений,
существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым
поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека
в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного
поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному
интерпретируя своё собственное «я».
- Остается вопрос - как после игрового образования остаться не в игровой, а в
современной, вполне настоящей, а не компьютерной, смоделированной реальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.