«Игровые технологии как форма воспитания детей.»
Подготовила учитель математики и физики: Шарданбаева Диана Нурмухамедовна
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших с вами руках сделать так, чтобы ребенок, впервые переступивший порог школы, чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Наша задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Как сделать обучение более результативным?
Решить эту задачу можно, используя в своей работе игровые технологии. Понятно, что в основе игровой технологии лежит игра.
И – интересно;
Г – грандиозно;
Р - результативно, разумно;
А – актуально.
Существует несколько понятий слова «игра».
Игра есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения.
Игра есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения.
Игра есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения.
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм . . .
Игровые технологии как форма обучения.
Игровая технология – это, действительно, интересно, грандиозно, результативно и актуально.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Какова же цель игровых технологий на уроке ?
Цель игровых технологий - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми.
Игра как средство обучения.
1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.
2) доступность для учащихся данного возраста.
3) умеренность в использовании игр на уроках (важно не заиграться).
Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей. Учитель должен выбрать игру, соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил и ход игры.
2. 2. Классификация игровых технологий.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Чтобы использовать игровые технологии на уроке, педагогу необходимо знать и уметь подобрать педагогическую игру.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
3. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот лишь важнейшие из предлагаемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
4. По игровой среде: с предметами, без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, с применением ИКТ, с различными средствами передвижения.
5. Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры – паузы (физминутки)
6. При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые (общеклассные).
7. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – создать условия для саморазвития учащихся.
Универсальные игровые технологии.
Также можно привести несколько примеров игр из серии универсальных.
Приём «Да-нетка».
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Прием «Толстый и тонкий вопрос».
Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Прием « Хорошо-плохо».
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Пример1.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Прием «Я беру тебя с собой».
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Игра «Мудрецы» из серии универсальных игр, проводится с целью привлечь учащихся к объяснению новой темы. Несколько человек (чаще 3-4) самостоятельно изучают материал, планируют свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети Интернет и даже подготовить задания или вопросы по теме. Обязательно проводится «репетиция» – учитель выслушивает «мудрецов», помогает им разобраться в теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке «мудрецы» сменяя друг друга, раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Учителю остается обобщить сказанное «мудрецами».
Особенно нравится моим ученикам игра «Три ашыпки» - этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к своему выступлению, а у детей развивает аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках окружающего мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации», поэтому на доске перед выступлением пишется фраза «Три ашыпки!». Тот, кто хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Иногда ученикам удается заметить больше ошибок, чем было задано проверяющим. Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися.
Обобщить знания на любом уроке можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Выработаны определенные принципы проведения игры:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий
2. При выборе правил игры, учитываются особенности детей;
3. Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;
4. Обязательно подводить итоги игры и выявлять победителя;
5. Мыслительные операции в игре должны быть дозированными.
Игра может проводиться на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи:
- сигнальные карточки;
- разрезные цифры;
- математическое лото.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использования игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценке учащихся.
Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть.
Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос нравится ли им когда есть игры на уроках, отвечали увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.
К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Чем больше в обыденной педагогике умной игры,
тем выше шансы воспитания умного человека.
М. Яснов
Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему адаптации к школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.