Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольника
Оценка 5

Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольника

Оценка 5
Мероприятия
docx
другое
29.10.2022
Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольника
Выступление на педсовете
педсовет по развитию речи.docx

 «Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольников»

 

Цель:

• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по коммуникативному развитию дошкольников.

 

План проведения педсовета

1.     Теоретическая часть:

1.1.  Вступительное слово старшего воспитателя "Актуальность проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста". 

2.    Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3.    Принятие решения педсовета.

 

Ход педсовета

Актуальность проблемы коммуникативного развития

Упражнение «Продолжи мысль»(работа по цепочке)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством …передачи своих мыслей. Речь является для нас … одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития … невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  … исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и … всех психических процессов. Поэтому определение направлений  работы и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших …педагогических задач. Проблема развития речи является …одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи самого … педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

 

Условия успешного речевого развития.

Упражнение «Раскройте содержание высказывания»

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Практическая часть

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

(работа в подгруппах)

Задание: Переведите пословицы на русский язык

1.     Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

2.     Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

3.     Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

4.     Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

5.     Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

 

 

 

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

1.     Пес без шапки - Кот в сапогах

2.     Красные усы – Синяя борода

3.     Красивый цыпленок – Гадкий утенок

4.     Серебряная курочка – Золотой петушок

5.     Черная туфелька – Красная шапочка

 

Современные игровые технологии 

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности.

Игровые приёмы при заучивании стихотворений,

Игровые приёмы при развитии ЗКР,

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков

(работа в подгруппах)

1. В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 2. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома -  частокол

Тук-тук  - дверь открой

Заходите, я не злой

Игровые приёмы при заучивании стихотворений...

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

4. Сочинительство.

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

 

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

 

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

 

Т.О. Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Правила для смелых и упорных педагогов

1.   Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

2.   Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

3.   Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

4.   После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

5.   Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

 

Решение педсовета.

1.  Для повышения уровня коммуникативного развития дошкольников использовать игровые технологии.

2.   Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию диалогической речи детей.

3. Продолжать создавать в ДОУ условия для коммуникативного развития  детей:

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

- оформить стенды для родителей "Игровые приёмы развития речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

4. Педагогам всех групп включить в перспективные планы работы с родителями родительские собрания по теме "Развиваем речь дошкольника"

 

 

Карточки для педагогов

 

1. В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 

2. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

 

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Игровые приёмы при заучивании стихотворений...

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

4. Сочинительство.

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

 

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

 

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Литература.

Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

           Ребенок в детском саду №3 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

 

 

 

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

 

 

 

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

 

 

 

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

 

 

 

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки -

 

 

 

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Красные усы –

 

 

 

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Красивый цыпленок –

 

 

 

 

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Серебряная курочка –

 

 

 

 

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Черная туфелька –

 

 

 

 

 


 

Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольников»

Игровые технологии как средство коммуникативного развития дошкольников»

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи

Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; - учат формулировать…

Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; - учат формулировать…

Слова противоположные по смыслу называются антонимами

Слова противоположные по смыслу называются антонимами

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами»

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами»

Сочинительство. Сочинение стихотворений

Сочинительство. Сочинение стихотворений

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово»

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово»

Карточки для педагогов 1. В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной…

Карточки для педагогов 1. В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной…

Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка»

Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка»

Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма

Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022