ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Оценка 4.9

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
детская психология
Детсад
04.11.2020
ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  КОРРЕКЦИИ   НЕКОНСТРУКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ
Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, ролевые, дидактические, режиссёрские и др.,в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям, не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру. Выполняет ли ребёнок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля собственного поведения и одновременно за выполнением правил. Это приобретение навыка самоорганизации, чувства ответственности.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.docx

ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  КОРРЕКЦИИ

 НЕКОНСТРУКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ

 

 

              Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям, не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру. (Игры «Ловкий наездник», «Лисонька, где ты?», «Два мороза», «У медведя в бору» и др.).

              В играх-соревнованиях правила отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ли ребёнок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля  собственного поведения и одновременно за выполнением правил. Такие игры наиболее «сильное» испытание для импульсивных, недисциплинированных, демонстративных детей. Для импульсивных – это приобретение навыков выдержки и самообладания. Для демонстративных – это снижение и выравнивание завышенной самооценки, или же возможность показать, что я не плохой. Для недисциплинированных – это приобретение навыка самоорганизации, чувства ответственности.

              Популярная настольная игра «Лото» - это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Это элементарная на первый взгляд игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребёнка в ней потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя в карточке называемые образы; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные образы; быть выдержанным и не обижаться до слёз в случае проигрыша.

               Целесообразно вводить в игры с правилами усложнения, подключая к игре дополнительные действия, запреты, новые правила, новые формы организации (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил). Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников.

              Игры-драматизации – это театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Этот вид игр хорошо использовать в коррекционно-развивающей работе с конфликтными детьми. Ребёнок преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность.

              Раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, т.е. в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребёнка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам…», «Я уже научился…».  (В этих случаях ребёнок должен сам проговорить, что он может делать сам, а чему научился).

              Образно-ролевые игры. Эти игры хороши для конформных, необщительных (некоммуникабельных) детей тем, что в них нет изначально сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е., исполняя какую-либо роль ребёнку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими. Да и роль – это роль – образ. Ребёнок может использовать роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и т.п. коррекционный эффект усиливается, если ребёнок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Например, тот же волк – сильный и слабый; Буратино – послушный и непослушный; Мальчик-с-пальчик – весёлый и грустный. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребёнку осознавать и оценивать себя, своё поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт характера с одним из образов. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведения и некоторые черты характера пока недоступны ребёнку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С.Выготского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения. Важно ещё и то, что в образно-ролевой игре все дети успешны, правильно всё, что они делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ, что формирует и поддерживает их положительную самооценку.

              Коллективные дидактические игры. Дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Они конфликтны, не умеют или не желают договориться с другими детьми. В процессе дидактической игры взаимодействие со сверстниками ставит ребёнка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия. Приоритетной задачей в коллективной дидактической игре является развитие, у играющих навыков сотрудничества и ориентация на партнёра. Если дети играют парами, то с конфликтным ребёнком обязательно должен быть уравновешенный.

              Сюжетно-ролевые игры обладают мощным социализирующим эффектом, поэтому используются в коррекции всех форм неконструктивного поведения. На первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько её личностные характеристики. Бывает так, что роль, которую ребёнок исполняет в сюжетно-ролевой игре, соответствует его идеалу, а потому любые требования (к поведению, к личностным качествам персонажа), если они входят в структуру идеала, им принимаются.

               Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением – Принцесса или Королева. В соответствии с сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными ей самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер, поведение Принцессы, и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, доброй. В возможностях подобных метаморфоз и заключается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры.

               Бывает и так, что предпочитаемый ребёнком игровой персонаж социально порицаем. В этом случае следует дать ребёнку возможность сыграть роль «ложного идеала, но в дальнейшем создать такие условия, в которых он смог бы воплотить в игре и образ положительного героя. Целесообразно предоставить ребёнку возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения – положительным и отрицательным. В этом случае ребёнку проще отделить свои негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя самого, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, наконец, отказаться от них.

              Психитехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок», «стучалок» - это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Например, игра «Тир». В ней ребёнок – ведущий «стреляет» (бросает мячики) по мишени. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчалках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за негативными эмоциями и поступками.

               После игры – освобождения полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребёнок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не отрывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?». Освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребёнка с агрессивным поведением к участию в режиссёрской игре.

              В режиссёрской игре, в которой ребёнок сам распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребёнка. Режиссёрская игра выполняет психотерапевтическую функцию, т.к. ребёнок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж. Игра решает ещё и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит своими куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встаёт на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», почувствовать, осознать её положение. Таким образом, ребёнок приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемые. Кроме того, у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.

              Народная игра является универсальным средством коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей. Одно из главных преимуществ народной игры – обаяние игровых персонажей. Причём так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морального диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

               Ещё одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением. Другая разновидность зачина – «жеребьёвка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, т.е. «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит, тому водить. В этом случае роль ведущего достаётся самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплини рованных детей.

               В народной игре некоторое усилие над собой приходится делать и агрессивному ребёнку. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего не возможно поделать, кроме как осознать вину и исправить своё поведение. Игры «Цепи», «Горелки», «Разорви круг», «Поймай последнего».

 

 

  Литература:

 

 

1.     Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.     Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.

3.     Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.

4.     Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2005.

5.     Потапчук  А.А., Овчинникова Т.С.  Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Речь, 2002.

6.     Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.

 

 

 

         


 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ

Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам…», «Я уже научился…»

Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам…», «Я уже научился…»

Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной

Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной

Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит своими куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встаёт на место каждого персонажа

Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит своими куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встаёт на место каждого персонажа

М., 2001. 2. Вайнер М

М., 2001. 2. Вайнер М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020