Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе
С целью повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка в начальной школе необходимо регулярно использовать игровые методы.
Именно младший школьный возраст является наиболее плодотворной платформой для выявления и развития способностей ребенка. На данном этапе основной вид его деятельности - учебная деятельность, способная оказать огромное влияние на формирование психических свойств личности ребенка.
С помощью игр и игровых ситуаций на уроке, можно раскрыть различные способности детей, их индивидуальность, повысить их мотивацию к изучению английского языка, создать доброжелательную и благосклонную атмосферу на уроке. Игры позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику. Коллективные игры способствуют развитию умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, запоминают лексические единицы, а также формируют речевые умения.
Благодаря играм мы можем усилить воздействие на разные органы чувств ребенка и облегчить ему задачу по усвоению учебного материала. Одним из основных принципов обучения является принцип наглядности. Каждый человек выделяет для себя основной вид восприятия: зрительный, слуховой или кинестетический, поэтому в работе с учащимися начальных классов очень важно сочетать и яркие картинки, и музыкальное сопровождение, и подвижные игры.
Начиная новую игру, преподаватель должен четко и ясно изложить ее правила. Делать это лучше на родном языке, с целью исключить непонимание между учащимися и педагогом, так как не все участники игры готовы признаться в том, что они чего-то не поняли или не услышали. Приступая к игре, рекомендуется дать ей иностранное название, чтобы ученики привыкли к нему и запомнили его: в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит ее название. [1]
Говоря о классификации игр, то сложно выделить какую-то одну общепринятую. Тем не менее, существующие игры можно классифицировать по языковому признаку на фонетические, лексические и грамматические игры. Если же рассматривать речевые игры, то их классификация будет такой: игры, которые направлены на развитие восприятия английской речи с помощью слуха; игры, развивающие устную речь; различные задания на чтение текстов, а также разнообразные письменные игры и задания.
В первое время, когда ребенок знакомится с различными английскими звуками, довольно эффективным является использование сказок о язычке, фонетических игр. Оксана Сорока, методист центра дошкольного образования, «Развитие», преподаватель ХГУ предлагает следующий вариант сказки:
«У нас в ротике живет язычок. Наш рот – это его домик. У язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот), теперь закрой (закрываем рот). Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую и прыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы). Ну-ка, язычок, прыгни на горку! Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел [l-ll], [la-la-la]. (Язычок поет не на зубках, а на горке.) Язычок очень любит читать сказки, но у него в домике темно. Когда он читает, ему приходиться зажигать свечку. А когда язычок ложится спать, он тушит свечку, вот так: [h-h-h].» [4]
Для наиболее эффективного усвоения произношения можно использовать различные скороговорки, такие как:
1. Why do you cry Willy? Why do you cry? Why Willy, why Willy, Why Willy, why?
2. A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
Лексические игры способствуют увеличению размера словарного запаса учащегося. Довольно часто случается ситуация, в которой дети запоминают лишь звуковое звучание слова, но никак не могут перевести его на русский язык. Поэтому очень важно четко контролировать понимание изученных слов учащимися, например:
This is my nose.
Все дети очень оживляются, когда им предстает возможность исправить ошибки других.
Показывая руку, учитель говорит: «Oh, something is wrong with my foot!» Ученик исправляет «with your hand». Но учитель продолжает: «I don`t hear you well. Something is wrong with my nose!» (Показывает на ухо, например). Дети начинают смеяться и исправляют неверно сказанную фразу. Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно, он становится ведущим.
Clothes.
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. [5]
Освоение грамматики часто вызывает трудности у школьников. Отработка грамматических правил – долгий и скучный процесс. Чтобы повысить мотивацию школьников к изучению языка и облегчить им освоение грамматических навыков необходимо также использовать различные грамматические игры. При изучении будущего простого времени мы использовали следующую игру: Think of the Future.
Настоящее диктует будущее. Ученики продолжают реплики учителя. Для составления предложений дети могут использовать таблицу с формами будущего времени.
Постепенно ученики легче справляются с задачей, и можно ввести в игру мяч: произнося фразу-стимул, учитель бросает мяч ученику, который должен немедленно вернуть мяч и при этом ответить. Такой прием обостряет реакцию и ускоряет темп речи. За каждое правильное предложение дается одно очко. [7]
При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью (с.10). [3]
Данные игры развивают слуховую память, слуховую реакцию, учат понимать смысл сказанного и выделять главное в потоке речи.
«We Can Eat Bread».
Игра в съедобное и несъедобное знакома ребятам с раннего детства. «Look, this is bread. I can eat it,» сказал учитель, положил в рот кусочек хлеба и съел его. То же самое он сделал с сыром. Затем взял авторучку и сделал вид, будто пытается её съесть, при этом всё время повторяя: «We can eat a pen.» «No», закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздал каждому по фишке и сказал, что при упоминании съедобного предмета ученики поднимают руки, а если же кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он должен отдать фишку.
Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh, Andy, give me your counter, please.
В дальнейшем можно использовать и другие зачины:
• We can drink tea (milk, coffee, sugar, water).
• We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife). [8]
Большинство людей, изучающих иностранный язык, стремится научиться говорить на нем. Практика устной речи должна осуществляться, начиная с самых первых уроков. Тогда у учащихся не возникнет пресловутого языкового барьера. Он будет ощущать реальную пользу от занятий, поверит в перспективу скорого овладения иностранным языком.
Мистер «Икс».
Преподаватель загадывает знаменитого человека и описывает его до тех пор, пока остальные участники игры не поймут, о ком идет речь. Сначала дается описание одежды, внешности, характера человека; затем, если играющие все еще не понимают, кого имеет в виду ведущий, сообщается о его профессии или семейном положении и т.д. (стр.54-55) [1] Что ты за зверь?
Все участники игры выбирают по одному животному. Затем каждый по очереди рассказывает о «своем» звере, например: «Я живу в Африке» или «Я много ем». Остальные пытаются отгадать, о каком животном идет речь. Если чья-та догадка окажется правильной, то игрок, чье животное было отгадано, выбывает из игры: теперь он может отгадывать животных, загаданных другими. (стр.66-67) [1]
Описываем картинку.
Наиболее распространенный тип работы с картинкой – ее описание. Каждый по очереди произносит одно предложение, содержащее описание картинки. Тот, кто не может больше придумать ни одной фразы, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто придумает больше всех предложений. (стр.74) [1]
Письменные игры и задания.
Существуют разные типы письменных заданий, которые развивают различные умения и навыки (лексические орфографические, грамматические и другие). Эти задания имеют форму кроссвордов, ребусов, загадок, лабиринтов, головоломок, «буриме», сочинений. Каждое из упражнений может выполняться учащимися как единолично, так и в командносостязательном режиме на правильность выполнения и на скорость.
Найди слова, обозначающие предметы одежды.
Two brothers live across a path, but never see each other. (Еyes.)
Without it you can`t say a word. (A tongue.)
A thick forest which grows as fast as it is cut down. (Нair.)
Буриме.
Предлагают 4 слова, которые рифмуются. Например, cat – rat, glad – sad. Необходимо придумать стихотворение.
I have got a nice cat, But I have not got a rat. The cat is very glad, But the rat is sad.
Сочиним историю.
Каждый учащийся пишет на своем листочке фразу и передает его следующему участнику игры, который сочиняет свое предложение, связанное по смыслу с предыдущим, и записывает его под первым, немного отступив. Так на листах появляется пара фраз, записанных одна под другой. (стр.79) [1]
Литературный материал можно использовать для организации различного рода игр и инсценировок, то есть заданий на чтение. Младшие школьники очень любят принимать участие в костюмированных представлениях на иностранном языке. Можно проводить соревнования чтецов. Прочитав начало сказки, можно попросить их написать свою версию событий. К наиболее распространенным играм можно отнести: рассеянный поэт, когда строчки стихотворения или сказки записываются в произвольном порядке и учащиеся должны восстановить исходный текст; исчезнувшие слова, когда убираются из стихотворения отдельные слова и задача учащихся- восстановить текст. Еще одной игрой является зашифрованная пословица. Преподаватель пишет на доске текст пословицы слитным словом. Например, Afriendinneedisafriendindeed. Учащиеся должны расшифровать текст пословицы. A friend in need is a friend indeed.
Таким образом, игровая, познавательная форма подачи учебного материала помогает учителю расширить лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к изучению иностранного языка.
Список используемой литературы:
1. Рыжак Н.А. 200 Обучающих игр на занятиях иностранным языком. Пособие для преподавателей. / М.: Астрель: АСТ, 2009.
2. Степанов В.Ю. Занимательный английский: игры, задания, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
3. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации. // ИЯШ, № 2, 1993.
4. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/parents/pp_006.html
5. http://kinderinfo.ru/english-games/
6. http://matnatvikeng.ucoz.ru/load/leksicheskie_igry/1-1-0-5
7. http://www.englishelp.ru/teacher/lesson-games/19-grammatical-games/ 201-think-of-thefuture.html
8. http://xreferat.ru/71/5815-1-obuchenie- audirovaniyu-v-nachal-noiy-shkole.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.