МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
«Игровые технологии на уроках истории»
учитель истории Беликова Елена Михайловна.
г. Череповец. Вологодской области.
Современное содержание и методика исторического образования включает в себя поиск альтернативных вариантов к решению прошлого, предполагают осознанный анализ учащимися возможностей исторического выбора и собственную нравственную оценку событий и деятельности личности.. Эффективность такого подхода в условиях сжимающегося объёма учебного времени, ставит перед преподавателем задачу заинтересовать и удивить ученика. Здесь на помощь учителю могут прийти многообразные типы занятий и внеурочных мероприятий в виде игры. Игра как часть жизненного опыта школьника важна и понятна ему. Игры могут быть самых разных видов: деловые ( игры – обсуждении, игры – исследования), ретроспективные – ролевые и не ролевые ( театрализованные, конкурсные, маршрутные), тренинговые ( сюжетные игры, викторины, головоломки) и т.д.
В рамках школьной предметной недели можно провести внеурочную игру «Крестики нолики». Данная игра, основанная на определённых правилах, относится к тренинговому типу и проводится в виде соревнования (конкурса) двух команд.
Преимущество её заключается в том. что она интересна для школьников. Не требует длительного времени для подготовки, проста в организации и не нуждается в особом реквизите. Важно также и то, что в зависимости от возможностей и желания учащихся игра может носить общий обзорный характер или быть тематической.
Интеллектуальная игра «Крестики – нолики», викторина по истории Отечества для учащихся 8-х – 9-х классов. Проводилась в «неделю истории» февраль 2020 г.
(игровая технология с элементами и приёмами развития критического мышления),
Цель: развитие у школьников интереса к истории, воспитание патриотизма и любви к Родине, её прошлому.
Задачи:
1. Обобщить, обогатить и углубить знания по предмету история России в 17 – 19 веке.
2.Развить творческий потенциал учащихся через умение работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь).
3.Совершенствовать навыки умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а также в режиме «мозгового штурма»
I. Основные этапы игры:
1. Подготовительный (за 1-2 недели до игры)
· Разработка тематики, технологии и сценария проведения игры.
· Подготовка вопросов, заданий, реквизита.
2. Инструктаж.
· Объяснение учителем игровой задачи, целей и тематики предстоящего конкурса
· Формирование команд, выбор капитанов и распределение ролей участников, изучение памятки участника исторической игры.
· Индивидуальные и общекомандные консультации, изучение дополнительной литературы.
· Выбор состава жюри, ответственных за художественное и техническое оформление.
· Подготовка призов.
II. Введение в игру, объяснения.
1. Оборудование.
· Игра проводится в большом просторном классе, который оформляется историческими атрибутами той эпохи, которой посвящена игра.
· На доске оформлено игровое поле, разделенное на 9 секторов, каждый сектор имеет своё название и закрыт листом бумаги с написанным номером. Рядом приготовлено другое поле с 9-ю пустыми клеточками, аналогичное первому полю, в которых буде ставится отметка правильного ответа в виде «плюс» и неправильного ответа в виде «минус», а «крестик» ставится команде «крестиков» в случае верного ответа на первом левом поле, аналогично происходит с командой «ноликов». Если команда отвечает правильно, ставится её знак «нолик», если команда ошибается на правом поле фиксируется знак «минус». Есть вариант игры по проще; на классной доске вычерчивается одно поле, и та команда у которой верный ответ ставит свой знак вместо, выбранного ею сектора. Если ответ неверный знак не ставится и ход игры переходит другой команде.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Необходимы 2 игровых стола (в зависимости от числа участвующих команд), места для жюри и зрителей.
-Исторические карты, портреты прошлого. Песочные часы, карточки разных цветов с заданиями различной степени сложности.
2. Вводный этап.
Игру проводит учитель. Перед началом игры объясняет цели и задачи, возможности игры. Создаёт соревновательный настрой, объясняет состав участников команд, жюри, напоминает правила и структуру конкурса.
Сегодня мы с вами будем играть в известную вам игру «Крестики – нолики». Перед вами игровое поле, состоящее из 9 квадратов. По ним команды будут выбирать игровой сектор, которому соответствует номер карточки с задаваемым вопросом. Если команда даёт правильный ответ, ставится их знак ( мелом на доске), если команда не справляется с заданием. ход переходит к другой команде и если они дают правильный ответ имеют право поставить свой знак. Для ответа на вопрос отводится 3-5 минут. Игра продолжается до трёх перечёркнутых знаков.
1V. Х О Д И Г Р Ы.
1. Происходит жеребьёвка. Капитаны команд определяют свой название «Крестики», «Нолики».
2. Перед началом игры команды приветствуют друг друга.
Команда «0» :
Мы все ребята озорные
Просто супер. боевые.
Имеем мы и недостатки,
Не всё всегда у на всё гладко,
Но стремимся мы к победе,
Потому что верим в это.
Команда «Х» приветствует.
Класс наш очень- очень дружен,
Каждый в классе очень нужен.
А девочки – красавицы, мальчишкам нашим нравятся,
Теперь известно без прекрас … что мы ребята – суперкласс!
Защитим мы вас в беде, любим побеждать в игре.
По условиям игры, право первым выбрать ход предоставляется команде, лучше представившей себя в приветствии.
Первый раунд. «Разминка» Вопрос – ответ (блиц- раунд), где на раздумье отводится 1 минута.
Вопросы:
1. Какое животное- символ, изображавшееся на рыцарском гербе, совмещало храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы? Варианты ответов
А) – бык;
Б) – конь;
В) – медведь.
2. веками люди верили, что крик этой птицы способен разогнать любую нечисть. Как же называется птица?
А) – ворон;
Б) - петух;
В) – гусь.
3. «Лакомка» так называли третий день русского праздника.Какого?
А) – Рождество;
Б) - Масленница;
В) - Пасха.
4. Какой царь умер за шахматной доской?
А) - Иван Грозный;
Б )- Пётр 1;
В) - Николай 1.
5.Это должностное лицо наблюдает за правильностью применения законов в России.
А) - судья;
Б) – прокурор;
В) – адвокат.
6. Кто автор высказывания ? «Тяжело в учении, легко в бою».
А) - А.В. Суворов;
Б) - М.И. Кутузов;
В) – П.С. Нахимов.
7. Какая наука изучает гербы?
А) – геральдика;
Б) – баллистика;
В) – ономастика.
8. Какая птица на гербе России?
А) – голубь;
Б) - орёл;
В) – соловей.
9. Государственная награда за особые заслуги в 18 веке.
А) - орден;
Б) – медаль;
В) – грамота.
Второй раунд. «Исторический портрет» - для капитанов команд.
Условия раунда – узнать имя исторической личности, назвать событие и дату.
Капитанам команд предлагаются конверты с карточками, на которых написаны три подсказки. Надо узнать о ком идёт речь и дать полный ответ: назвать имя, фамилию. С каким событием связано или эпохой. Капитаны выбирают карточки. На раздумье даётся 3 минуты. Отвечают, если ответ правильный – приносят очко своей команде и игра завершается.
Карточка № 1.
- Он был физически сильным человеком, но часто болел.
- Он любил носить голландское платье. Был крайне вспыльчив.
- Он стал создателем русского флота и города.
О ком идёт речь?
Карточка № 2.
- Он родился в Череповце.
- Он художник – баталист, его знаменитая на весь мир картина называется «Апофеоз войны».
- Он погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым в русско-японской войне.
О ком идёт речь ?
Третий раунд – вопросы болельщикам.
Ведущему игры или учителю надо приготовить пару вопросов для болельщиков, если игра пойдёт слабо и отрицательных ответов будет больше, чем положительных.
Игра может иметь несколько вариантов; играют только мальчики или девочки, игра может проводиться после изучения какой – темы и т.д.
В конце игры проводится рефлексия в виде «рожицы, улыбающееся или недовольной», которую надо будет им положит в кармашек или просто учителю на стол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.