Игровые технологии на уроках истории

  • Педсоветы
  • docx
  • 12.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игровые технологии на уроках истории.docx

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игровые технологии на уроках истории»

 

 

 

 

 

учитель истории Беликова Елена Михайловна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец. Вологодской области.

 

 

Современное содержание и методика исторического образования включает в себя поиск альтернативных вариантов к решению прошлого, предполагают осознанный анализ учащимися возможностей исторического выбора и собственную нравственную оценку событий и деятельности личности.. Эффективность такого подхода в условиях сжимающегося объёма учебного времени, ставит перед преподавателем задачу заинтересовать и удивить ученика. Здесь на помощь учителю могут прийти многообразные типы занятий и внеурочных мероприятий в виде игры. Игра как часть жизненного опыта школьника важна и понятна ему. Игры могут быть самых разных видов: деловые ( игры – обсуждении, игры – исследования), ретроспективные – ролевые и не ролевые ( театрализованные, конкурсные, маршрутные), тренинговые ( сюжетные игры, викторины, головоломки) и т.д.

В рамках школьной предметной недели можно провести внеурочную игру «Крестики нолики». Данная игра, основанная на определённых правилах, относится к тренинговому типу и проводится в виде соревнования (конкурса) двух команд.

Преимущество её заключается в том. что она интересна для школьников. Не требует длительного времени для подготовки, проста в организации и не нуждается в особом реквизите. Важно также и то, что в зависимости от возможностей и желания учащихся игра может носить общий обзорный характер или быть тематической.

Интеллектуальная игра «Крестики – нолики», викторина по истории Отечества для учащихся 8-х – 9-х классов.  Проводилась в «неделю истории» февраль 2020 г.                  

(игровая технология с элементами и приёмами развития критического мышления),

Цель: развитие у школьников интереса к истории, воспитание патриотизма и любви к Родине, её прошлому.

Задачи:

1. Обобщить, обогатить и углубить знания по предмету история России в 17 – 19 веке.

2.Развить творческий потенциал учащихся через умение работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь).

3.Совершенствовать навыки умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а также в режиме «мозгового штурма»

I.            Основные этапы игры:

         1. Подготовительный (за 1-2 недели до игры)

·        Разработка тематики, технологии и сценария проведения игры.

·        Подготовка вопросов, заданий, реквизита.

    2. Инструктаж.

·        Объяснение учителем игровой задачи, целей и тематики предстоящего конкурса

·        Формирование команд, выбор капитанов и распределение ролей участников, изучение памятки участника исторической игры.

·        Индивидуальные и общекомандные консультации, изучение дополнительной литературы.

·        Выбор состава жюри, ответственных за художественное и техническое оформление.

·        Подготовка призов.

II.            Введение в игру, объяснения.

1.     Оборудование.

·        Игра проводится в большом просторном классе, который оформляется историческими атрибутами той эпохи, которой посвящена игра.

·        На доске оформлено игровое поле, разделенное на 9 секторов, каждый сектор имеет своё название и закрыт листом бумаги с написанным номером. Рядом приготовлено другое поле с 9-ю пустыми клеточками, аналогичное первому полю, в которых буде ставится отметка правильного ответа в виде  «плюс» и неправильного ответа в виде «минус», а «крестик» ставится команде  «крестиков» в случае верного ответа на первом левом поле, аналогично происходит с командой «ноликов». Если команда отвечает правильно, ставится её знак  «нолик», если команда ошибается на правом поле фиксируется знак «минус». Есть вариант игры по проще; на классной доске вычерчивается одно поле, и та команда у которой верный ответ ставит свой знак вместо, выбранного ею сектора. Если ответ неверный знак не ставится и ход игры переходит другой команде.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Необходимы 2 игровых стола (в зависимости от числа участвующих команд), места для жюри и зрителей.

-Исторические карты, портреты прошлого. Песочные часы, карточки разных цветов с заданиями различной степени сложности.

2. Вводный этап.

Игру проводит учитель. Перед началом игры  объясняет цели и задачи, возможности игры. Создаёт соревновательный настрой, объясняет состав участников команд, жюри, напоминает правила и структуру конкурса.

     Сегодня мы с вами будем играть в известную вам игру «Крестики – нолики». Перед вами   игровое поле, состоящее из 9 квадратов. По ним команды будут  выбирать игровой сектор, которому соответствует номер карточки с задаваемым вопросом. Если команда даёт правильный ответ, ставится их знак ( мелом на доске), если команда не справляется с заданием. ход переходит к другой команде и если они дают правильный ответ имеют право поставить свой знак.  Для ответа на вопрос отводится 3-5 минут.  Игра продолжается до трёх перечёркнутых знаков.

   1V.   Х О Д  И Г Р Ы.

1.     Происходит жеребьёвка. Капитаны команд определяют свой название «Крестики», «Нолики».

2.     Перед началом игры команды приветствуют друг друга.


Команда «0» :

 

 

 

 

 

Мы все ребята озорные

Просто супер. боевые.

Имеем мы и недостатки,

Не всё всегда у на всё гладко,

Но стремимся мы к победе,

           Потому что верим в это.


           Команда «Х» приветствует.                   

           Класс наш очень- очень дружен,

           Каждый в классе  очень  нужен.

           А девочки – красавицы, мальчишкам нашим нравятся,

           Теперь известно без прекрас … что мы ребята – суперкласс!

           Защитим мы вас в беде, любим побеждать в игре.

 

По условиям игры, право первым выбрать ход предоставляется команде, лучше представившей себя в приветствии.

 

Первый раунд.  «Разминка»  Вопрос – ответ (блиц- раунд), где на  раздумье отводится 1 минута.

 

Вопросы:

1.     Какое животное- символ, изображавшееся на рыцарском гербе, совмещало храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы? Варианты ответов  


А) – бык;

Б) – конь;

      В) – медведь.


 2. веками люди верили, что крик этой птицы способен разогнать любую нечисть. Как же называется птица?


А) – ворон;

Б) -  петух;

В) – гусь.


3. «Лакомка» так называли третий день русского праздника.Какого?


 А) – Рождество;

Б) -  Масленница;

        В)  - Пасха.


4.     Какой царь умер за шахматной доской? 


А) - Иван Грозный;

Б )- Пётр 1;

В) - Николай 1.


5.Это должностное лицо наблюдает за правильностью применения законов в России. 


 А) - судья;

Б) – прокурор;       

В) – адвокат.       


6. Кто автор высказывания ? «Тяжело в учении, легко в бою».


А) -  А.В. Суворов;

Б)  - М.И. Кутузов;

 В) – П.С. Нахимов.


7. Какая наука изучает  гербы? 


А) – геральдика;

Б) – баллистика;

В) – ономастика.


 8. Какая птица на гербе России? 


А) – голубь;

Б) -  орёл;

В) – соловей.


 9. Государственная награда за особые  заслуги в 18 веке.


 А) - орден;

 Б) – медаль;

 В) – грамота.


Второй раунд.  «Исторический портрет» - для капитанов команд.

Условия раунда – узнать имя исторической личности, назвать событие и дату.

Капитанам команд предлагаются конверты с карточками, на которых написаны три подсказки. Надо узнать о ком идёт речь и дать полный ответ: назвать имя, фамилию. С каким событием связано или эпохой. Капитаны выбирают карточки. На раздумье даётся 3 минуты. Отвечают, если ответ правильный – приносят очко своей команде и игра завершается.

 

Карточка № 1.

 - Он был физически сильным человеком, но часто болел.

 - Он любил носить голландское платье. Был крайне вспыльчив.

 - Он стал создателем русского флота и города.

         О ком идёт речь?

 

 

Карточка № 2.

  - Он родился в Череповце.

  - Он художник – баталист, его знаменитая на весь мир картина называется «Апофеоз войны».

  - Он погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым в русско-японской войне. 

        О ком идёт речь ?   

 

Третий раунд – вопросы болельщикам.

Ведущему игры или учителю надо приготовить  пару вопросов для болельщиков, если игра пойдёт слабо и отрицательных ответов будет больше, чем положительных.

Игра может иметь несколько вариантов; играют только мальчики или девочки, игра может проводиться после изучения какой – темы и т.д.

 

В конце игры проводится рефлексия в виде «рожицы, улыбающееся или недовольной», которую надо будет им положит в кармашек или просто учителю на стол.