ТЕМА МО педагогов коррекционных классов
МБОУ «Гатчинская НОШ №5»:
«Игра – как средство образовательной деятельности
у обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС»
(29.03.2022 г)
Выступление учителя-логопеда Федоровой Е.В.
«Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом, на логопедических занятиях для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на занятии – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.
ФГОС определяет систему требований к организации логопедической работы в коррекционной школе (коррекционных классах). В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход. Заключается он в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
- коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать коммуникативное взаимодействие) и
- познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах).
По данным исследований уровень сформированности коммуникативного поведения у детей с нарушениями интеллекта низкий. Очень трудно идет процесс овладения коммуникативными действиями.
Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи.
В своей практической работе с младшими школьниками с УО я использую различные игровые технологии, основными задачами которых являются:
ü формирование устойчивого интереса к знаниям,
ü помощь в процессе усвоения знаний, умений и навыков,
ü повышение качества коррекционно-развивающей работы.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии помогают ученику выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.
Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, я использую, на своих логопедических занятиях, собственные игры и наработки.
Мною было разработано и апробировано на логопедических занятиях с обучающимися с УО многофункциональное дидактическое пособие «Времена года», которое использую для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного материала в соответствии с особенностями детей с УО: отрабатываем навык правильного физиологического и речевого дыхания, лексико-грамматические категории, активизируем словарный запас, закрепляем понятия «слева-справа» и т.д.
Мною также изготовлены различные картинки, спрятанные под новогоднюю мишуру, для отработки правильной воздушной струи и силы выдоха. Это пособие я назвала «Шторки».
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики я тоже использую игровой прием. Например, «Собери ромашку для Тигры», «Укрась воздушного змея бантиками», «Построй домик для Мышонка», «Кто же вылупится?» и т.д.
Добавлю, что некоторые дидактические пособия изготовлялись совместно с обучающимися 31 класса. (Дети принимали активное участие в изготовлении пособия «Укрась воздушного змея бантиками» сами изготовляли воздушного змея и рисовали различные бантики к его хвосту!)
Я разработала и изготовила дидактическую игру «Действия и предмет», целью которой является расширение и активизация словарного запаса, способствующего познавательно-речевому развитию детей.
Еще одна моя авторская дидактическая игра «Летает, ползает, прыгает». Цель игры – закрепление знаний детей о способах передвижения насекомых, птиц, животных. Задачи, которые я ставила перед собой, создавая данную игру: развитие глагольного словаря, развитие умения сравнивать, находить сходства и отличия, развитие мелкой моторики, закрепление умений пользоваться пиктограммой.
При развитии фонематического слуха и восприятия у обучающихся с УО применяю игровые нейропсихологические приемы и техники. Например, ритмизацию речевого высказывания с помощью палочек или камешков Марблс.
На индивидуальных логопедических занятиях с детьми использую флеш-накопитель «Мерсибо» и тренажер «Дэльфа».
При коррекции письма тоже применяю игровые приемы такие, как: письмом магнитом, письмо букв на песке, игра «Морской бой», «Путешествия пчелки(снежинки, листика, птички)», при изучении или дифференциации букв на письме использую лего-технологии и др.
Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения и коррекционно-развивающую работу интересными и занимательными, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Увлекая ребенка игрой, я включаю его в коррекционно-развивающий процесс, который помогает легче преодолевать трудности в усвоении учебного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.