Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом на логопедических занятиях для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Оценка 4.6

Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом на логопедических занятиях для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Оценка 4.6
docx
дефектология
27.10.2024
Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом на логопедических занятиях для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Из опыта работы с авторскими пособиями.
МО. Март 2022 Игровые технологии на логопедических занятиях.docx

ТЕМА МО педагогов коррекционных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»:

«Игра – как средство образовательной деятельности

у обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС»

(29.03.2022 г)

 

Выступление учителя-логопеда Федоровой Е.В.

 

«Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом,  на логопедических занятиях  для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

 

        Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на занятии – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.

              ФГОС определяет систему требований к организации логопедической работы в коррекционной школе (коррекционных классах). В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход. Заключается он  в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

        - коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать коммуникативное взаимодействие) и

        - познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). 

        По данным исследований уровень сформированности коммуникативного поведения у детей с нарушениями интеллекта низкий. Очень трудно идет процесс  овладения коммуникативными действиями.                                                           

        Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи.

        В своей практической работе с младшими школьниками с УО я использую различные игровые технологии, основными задачами  которых являются:

ü формирование устойчивого интереса к знаниям,

ü помощь в  процессе усвоения знаний, умений и навыков,

ü повышение качества коррекционно-развивающей работы.

     Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.      

       Игровые технологии помогают ученику выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.

        Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, я использую, на своих логопедических занятиях, собственные игры и наработки.

                                                                                                                               

Мною было разработано и апробировано  на логопедических занятиях  с обучающимися с УО  многофункциональное дидактическое пособие «Времена года», которое использую для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного  материала в соответствии с особенностями детей с УО: отрабатываем навык правильного физиологического и речевого дыхания, лексико-грамматические категории, активизируем словарный запас, закрепляем понятия «слева-справа» и т.д.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2022/01/23/mnogofunktsionalnoe_posobie_vremena_goda_1.jpg?itok=5K3K8k-k      Открыть изображение

   Мною также изготовлены различные картинки, спрятанные под новогоднюю мишуру,  для отработки правильной воздушной струи и силы выдоха. Это пособие я назвала «Шторки».

       При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики я тоже использую игровой прием. Например, «Собери ромашку для Тигры», «Укрась воздушного змея бантиками», «Построй домик для Мышонка», «Кто же вылупится?» и т.д.

    Добавлю, что некоторые дидактические пособия изготовлялись совместно с обучающимися 31 класса. (Дети принимали активное участие в изготовлении пособия «Укрась воздушного змея бантиками» сами изготовляли воздушного змея и рисовали различные бантики к его хвосту!)

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2022/01/23/artikulyatsionnaya_gimnastika._soberi_romashku_2.jpg?itok=MgDbXof6        https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/01/23/art_gimn_zapuskaem_vozd_zmeya.jpg?itok=K3_CmTtkhttps://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/01/23/img_20220117_093320.jpg?itok=cCy-CUq-      https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/01/19/img_20220117_091414.jpg?itok=n5sGRqo1

    Я разработала и изготовила дидактическую игру «Действия и предмет», целью которой является расширение и активизация словарного запаса, способствующего познавательно-речевому развитию детей.

Открыть изображение   

        Еще одна моя авторская дидактическая игра «Летает, ползает, прыгает». Цель игры – закрепление знаний детей о способах передвижения насекомых, птиц, животных. Задачи, которые я ставила перед собой, создавая данную игру: развитие глагольного словаря, развитие умения сравнивать, находить сходства и отличия, развитие мелкой моторики, закрепление умений пользоваться пиктограммой.

 Открыть изображение

         При развитии фонематического слуха и восприятия у обучающихся с УО применяю игровые нейропсихологические приемы и техники. Например, ритмизацию речевого высказывания с помощью палочек или камешков Марблс.

     На индивидуальных логопедических занятиях с детьми использую флеш-накопитель «Мерсибо» и тренажер «Дэльфа».

     При коррекции письма тоже применяю игровые приемы такие, как: письмом магнитом, письмо букв на песке, игра «Морской бой», «Путешествия пчелки(снежинки, листика, птички)», при изучении или дифференциации букв на письме использую лего-технологии и др.

 

        Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения и коррекционно-развивающую работу интересными и занимательными, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Увлекая ребенка игрой, я  включаю его  в коррекционно-развивающий процесс, который помогает легче преодолевать трудности в усвоении учебного материала.  

     


 

ТЕМА МО педагогов коррекционных классов

ТЕМА МО педагогов коррекционных классов

В своей практической работе с младшими школьниками с

В своей практической работе с младшими школьниками с

Укрась воздушного змея бантиками», «Построй домик для

Укрась воздушного змея бантиками», «Построй домик для

При развитии фонематического слуха и восприятия у обучающихся с

При развитии фонематического слуха и восприятия у обучающихся с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024