Игровые технологии - средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из особенных форм обучения. Игра позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на уроках. Она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на: индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам - на игры: изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, игры обобщающего повторения и контроля знаний.
По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
На своих уроках я часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, создание рисованных диафильмов, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-
путешествие, урок-исследование, урок-викторина и другие.
Представим фрагмент урока математики 1 класс по теме: «Состав чисел в пределах 10. Закрепление».
Урок проводился в занимательной форме, что способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения. Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность.
I этап. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
II этап. Актуализация знаний.
Устный счёт
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
У кого возле дома есть кормушка?
Для чего они нужны?
Мы тоже сегодня покормим
птиц. На доске кормушка, за каждый правильный ответ, к нам будет прилетать
птица. (Дети знакомятся с зимующими птицами на протяжении всего урока)
III этап. Закрепление изученного.
1. Самоопределение к деятельности.
-Как вы поняли, какие знания нам понадобятся сегодня на уроке?
-О каком математическом законе мы узнали на прошлых уроках?
-Как его можно применять?
-Как мы должны работать, чтобы справиться со всеми заданиями?
2. Игра «Заселите домики».
Вспомним состав чисел. Заселите домики вместе с соседом по парте. (Задание на карточках, согласно №1 стр.17).Самопроверка
5. Самостоятельная работа.
Выполнив следующее задание, мы узнаем, из чего можно сделать кормушки
Выполним задания №4, №5 на стр. 9.
Поменяемся тетрадями и проверим. (Ответы на экране)
-Посмотрите, из чего и как можно сделать кормушки. (Ответы на экране)
Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Инсценирование на уроках учит детей творчески импровизировать, развивает восприимчивость к мимике, жестам, движению голоса, звучащему слову, выразительности речи. Дети в игре, выполняя разнообразные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт. В своей работе на уроках литературного чтения часто использую инсценировку басен И.А. Крылова. Особенно интересными получаются инсценировки басен « Стрекоза и муравей», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки».
В 3-4 классах детям нравятся сюжетно-ролевые игры в творческих группах. Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:
готовность к сотрудничеству;
толерантность;
терпимость к чужому мнению;
умение вести диалог;
умение находить компромиссное решение.
Приведу фрагмент урока окружающего мира в 4 классе: «Русь расправляет крылья». На уроке, на этапе изучения нового, ребята делятся на группы историков- исследователей, исследуют тему урока, готовят ответы на вопросы, демонстрируют классу материал, то есть уже выступают в роли учителя.
Открытие нового знания
1.Для достижения задач урока мы объединимся в группы историков-исследователей, разделитесь на 4 группы. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
Каждая группа получает задание.
1 группа.
Прочитайте текст на стр 65-66 учебника и ответьте на вопросы.
Какие земли оказались более безопасными для жизни? (Северо - восточные земли, наиболее отдаленные от Орды).
- Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль).
- Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости).
2 группа.
Прочитайте текст на стр 65-66 учебника и ответьте на вопросы.
- Какие ремесла возродились в этих городах? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи).
- Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь).
- Кто его основал? (Сергий).
3 группа.
Прочитайте текст на стр 66-68 учебника и ответьте на вопросы.
- Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович).
- Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла).
– Что возводили каменщики на Боровицком холме?
– Какую работу выполняли плотники?
– Как стали называть крепость?
4 группа.
Прочитайте текст на стр 66-68 учебника и ответьте на вопросы.
- Как Ивану Даниловичу удалось расширить свои владения? (Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне).
-Какое прозвище получил Иван и почему?
- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха).
- Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское княжество).
- Чем известен в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель).
-Какой город стал центром возрождения Руси?
2.Выступления групп, которые сопровождаются показом слайдов, учитель добавляет и комментирует ответы учащихся.
Также дети очень любят уроки, на которых мы с ними создаём рисованные диафильмы. Диафильмы дают возможность намного легче представить детям сложные для их возраста литературные произведения. Нами были созданы диафильмы по произведениям Л.Н.Толстого, И.А. Крылова, В.Ю.Драгунского.
Представляю фрагмент урока литературного чтения в 3 классе по теме: Лев Николаевич Толстой «Акула»
Работа над сюжетом произведения. Словесное рисование.
А теперь давайте снова представим, что мы иллюстраторы. Нас попросили нарисовать иллюстрации к данному произведению. Но нарисовать так, чтобы не потерялся смысл и последовательность событий.
Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1. Корабль у берегов Африки
2.Купание в парусе
3. Плавание наперегонки в открытом море».
4. Появление акулы.
5.Пронзительный визг
6.Выстрел
7.Дети спасены
Что можно нарисовать к первой части?
-Ко 2 части?
- к 3 части? К 4 части? К 5 части? К 6 части? К 7 части?
Работа над созданием диафильма
А сейчас мы разобьемся на 8 групп (по 3 человека), каждому достанется своя часть произведения. Все части мы только что разобрали и обсудили. Вы должны будете нарисовать иллюстрацию именно к той части, которая вам досталась. И подобрать слова из текста к своей части.
Как нужно работать в группе?
Презентация выполненной работы
После того, как нарисовали, выходят к доске, показывают иллюстрации и озвучивают, передают смысл происходящего, после этого помещают на доску.
Во время работы над созданием диафильмов ребята, помимо работы с текстом, познакомились с профессиями сценариста, художника, режиссера. Уяснили, что главным при съемке любого фильма является текст. И нужно уметь его читать.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.