Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе
Оценка 4.9

Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе

Оценка 4.9
docx
19.01.2023
Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе
Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе.docx

Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе.

В процессе чтения задействованы различные механизмы: внимание, усидчивость, наблюдательность. Необходима так же и мотивация-желание ребёнка читать. Ребёнок должен запомнит начертание букв и соотношение их со звуками. Как же этого добиться? Давайте посмотрим, что происходит.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1.  Чтение.

 Ребенок читает, но выходит пока плоховато.

Когда человек читает, он:

1.Различает буквы;

2.Складывает их в слова;

3.Понимает смысл.

Если что, то из этих трёх составляющих выпадает, то  их и надо отрабатывать. А помогут в этом данные упражнения и игры.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть ребёнок  читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданный звук («М») или на слог («МА», « МИ» и т.д.)

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а У — зеленым». Или: «А»  вычеркивай, а  «У»  обводим  кружком»

Правила

·         Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.

·         Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.

·         Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.

·         Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Упражнение «Сборщик»   Перед вами необычная ёлка. На ней вместе с игрушками висят карточки со слогами. Задача составить слова сначала из двух слогов, а затем из трёх.

Упражнение « Перевёртыши» Задание меняй слоги местами и получай новые слова.(Н-р насос-сосна)

Упражнение «Лесенка» Чёрточки это слоги. Построим лесенку из слогов.

_

_ _

_ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _ _

(Например: дом, за-вод, ка-ран-даш, сы-ро-еж-ка, под-бе-рё-зо-вик.)

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

 

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное.  Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

 

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

«Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;

«Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

 

Проблема 3. Мотивация

Дети в первом классе обычно не очень любят читать. Самые интересные книжки для них  недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-первых, читать вслух.

Заинтересовывать интересными короткими  сказками и рассказами с заданиями. (н-р.Алёша правильно и красиво написал на доске слова в два столбика. Захотелось ему, чтоб  ребята посмотрели, как он написал. Пока он ходил за друзьями, дежурная по классу  стёрла второй слог в Алёшиных словах.

Ре -      ре-

Ре -      ре-

Ре  -     ре-

и  говорит:

- Ребята, а вы допишите второй слог и узнаете Алёшины слова. Какие слоги допишите вы?

Сравните свои слова со словами  Алёши, которые вы можете прочитать в ответах?

Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

·         книга стихов;

·         сборник анекдотов;

·         детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;

·         комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

·         Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.

·         Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.

·         По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».

·         Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

 

 

 

 

 

 

 


 

Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе

Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе

Упражнение «Цепочка» Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего:

Упражнение «Цепочка» Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего:

Например: дом, за-вод, ка-ран-даш, сы-ро-еж-ка, под-бе-рё-зо-вик

Например: дом, за-вод, ка-ран-даш, сы-ро-еж-ка, под-бе-рё-зо-вик

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или

Сначала хлопает Саша (у него С), затем

Сначала хлопает Саша (у него С), затем

Договориться , что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т

Договориться , что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.