Игровые моменты на уроках английского языка.
Кузнецова Марина Витальевна
Учитель английского языка высшей категории
Кафедра иностранных языков
ГБОУ школы №354 им.Д.М.Карбышева
г. Москва
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека,а ребёнка в особенности.
Игра - особо организованное занятие,требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил.Игра всегда предполагает принятие решений - как поступить.что сказать,как выиграть.Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие,не похоже на обычный урок.Этим-то она и привлекает учителей.в том числе и учителей иностранного языка.Даже при более слабой языковой подготовке учение может быть первым в игре.Чувство равенства,атмосфера увлечённости,ощущение посильности знаний- все это дает ученику преодолеть так называемый языковой барьер.
Игра - мощный стимул к овладению языком.новое рождается почти на каждом уроке.Часто дети сами подсказывают темы игры,ситуации.Наблюдение за процессом обучения английскому языку с тспользованием игр и ирговых ситуаций показывает.что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку,создает положительное отношение к его изучению,стимулирует самостоятельную речевую и мыслительную деятельность детей,и.конечно же, делает урок разнообразным,красочным, более интересным.незаметно усваивается языковой материал.а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - ,,я тоже могу,, ,,я могу говорить,,
Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе,так как игра - это всегда эмоции с положительной окраской и стремлением выиграть. А где эмоции.там и активность,там и внимание и воображение,там работает мышление. таким образом. игра - это: 1) деятельность - коллективная и личная;2)мотивированность;3)обучение и воспитание в коллективе; 4) развитие психических функций и способностей; 5),, учение с увлечением,,. Причём.использовать игровые моменты на уроках можно на разных уровнях обучения: и на начальном этапе,и в среднем звене,равно как и в старшей школе. И те,и другие с огромным интересом и увлечением играют.
Игры можно классифицировать по нескольким разделам.Существуют различные мнения по их классификации.Игры можно поделить на два раздела.если говорить об их классификации. Первый раздел - игры способствующие формированию речевых
2
навыков : грамматические,фонетические,лексические и орфографические. Второй раздел - творческие игры.Цель этих игр- способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умение.Возможность проявить самостоятельность в решении речевых и мыслительных задач,максимальная мобилизации речевых навыков,качества речевого умения- это аудитивные и речевые игры.Одновременно с этим порожает
огромное разнообразие игровых приёмов. Существует коллосальное
количество книг и методических пособий с разнообразнейшими описанием всевозможных игр,но всё равно у каждого преподавателя есть что-то своё,можно соединить две игры в одну, сделать её командно-индивидуальной,да и сами дети порой предлагают какие-то свои игры, используя которые можно написать еще и не одну методическую рекомендацию. Итак.какие же приёмы существуют:
- подвижные игры
- игры-соревнования
-игры с мячом(вопрос-ответ, перевод и т.д.)
-настольые игры
- командные ( у кого больше слов на такуюто букву и т.д.)
так же и индивидуальные.отгадай слово.букву,время глагола и т.д.
- ролевые игры.
И помимо всего этого,существует еще много и много всяких других приёмов.
При использовании различных игр на уроках английского языка приследуются определённые цели.Прежде всего надо учитывать и возраст учащихся и ту область изучения(грамматика,лексика,фонетика и т.д.)на что бы хотелось обратить большее внимание для закрепления материала,для развития речевых навыков,для снятия языкового барьера.
-.При прохождении определенной темы: Школа,Квартира,Окружающий Мир можно проводить игру типа - помоги другу расставить мебель, нарисуй на доске или на листке бумаги,нарисуйте и раскрасте животное с другой планеты, нарисуте цепочку питания животного.
-обучение умению общаться:
-самый вежливый
- пригласи друга в кино
-выражи радость или несогласие.
- развитие необходимых способностей и психических функций
игра ,,Снежный ком,, игра ,,Бусы,,- от ключевого слово составить предложение. Эта игра для более старшего возраста,прибавляя по слову составляется предложение которое может быть бесконечным,главное держать в голове все предыдущие слова.предложенные учащимися.Можно ограничиться определённым количеством слов,например, 10 или 12. например: an apple- a green apple- a big green apple- eat a big green apple_ he eats a big green apple- и так далее.
-познание в сфере страноведения и языка.Для этой цели используются
3
викторины,лото,конкурсы:
- запоминание речевого материала
зашифруй слово.чтобы класс отгадал что это за слово
дай реплику.чтобы тебе ответили- используется ,например,тольео активная лексика или модели.
Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему наполнению,всё зависит от того какую цель приследует учитель. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Всё взимосвязано. сам факт,что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя,даже самых слабых, все это способствует более прочному закреплению и грамматических структур.и орфогрфии и лексики по определенной теме.Этому же служит и тот факт,что знание материала является обязательным условием участия в игре.И еще, игра должна быть доступной и понятной,тогда это залог успеха. Причем одну и ту же игру можно,с успехом использовать как на начальном этапе изучения языка, так и в среднем и завершающем. Только надо четко знать какую себе постаить цель,чего мы хотим добиться от детей. Есть одна игра,которую я довольно часто использую на своих уроках.как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Играть в неё можно и в течении 3-5 минут , и почти пол урока. Смысл в следующем: дается слово,например international( и младшим и старшим оно совершенно понятно) и для младших задание может быть такое : за 3 минуты найдите сбежавшие предлоги, для групп посильнее с этим же словом можно поиграть,используя другое задания- напишите как можно больше слов.которые здесь спрятались. Или такая игра- надо повторить лексику по теме,ну например, Животные. Предлагается игра,сначала я на доске пишу зашифрованное слово - gteri (tiger)- и предлагаю отгадать.что это за зверь такой. Тот.кто угадал, дает уже своё слово,также его шифрует и его кто-то угадывает , и так по цепочке. Есть еще игра ,аннограмма, из одного слова путем изменения всего одной буквы сделать совершенно другое- эту игру я использую больше в 8-11 классах, и самая любимая игра всех учащихся - висилица, та самая.в которую мы все играли в детстве,только мы играем на английском языке
Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем,создается равновесие.место игр на уроке и отводимое им время зависит от целого ряда факторов: и подготовки учащизся,и изучаемый материал,конкретные цели и условия урока и т.д.
индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока.Коллективные лучше проводить в конце урока,они требуют подвижности и создают шум.
Что касается фиксации ошибок во время игры,то лучше их прокоментировать после урока,я ,например,их фиксирую на листочке .а потом отдаю с кометариями тем.кто сделал эти ошибки.Подбадривание,особенно слабых учащихся,поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры,создания правильных межличностных отношений в коллективе.
4
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
-тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта,что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.
Грамматические,лексические,фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. овладение грамматическим материалом.прежде всего,создает возможность для перехода к активной речи учащихся.Известно.что тренировка учащихся в употреблении грамматических струкрут.требующая многократного их повторения.утомляет детей своим однообразием.Игры помогут сделать это повторение более увлекательным и интересным.За грамматическими следуют лексические. Фонетические игры,нужны для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков.Орфографические игры способствуют освоению правописанию изученной лексики. эти игры можно отнести к разделу ,,Подготовительные игры,, есть еще - ,,Творческие игры,,которые способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Подготовительные игры
(формирование речевых навыков)
Грамматические игры.
-------------------------------------
1. Изображение действия.
Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи,
употребление глаголов в нужном времени.
Ход игры: играющие образуют пары.Один изображает действие(мимикой или пантомимой),другой должен прокоментировать его,употребляя изученные глаголы. также можно прокоментировать действие.употребляя нужное время,например Present Continuous : He is swwimming. She is singing. They are dancing.
2.Игра в мяч.
Цель: отработка форм неправильных глаголов.
Дети встают в круг,ведущий посередине круга бросает мяч.называя глагол в 1 форме.тот кому бросили мяч должен назвать вторую форму этого глагола, если дети уже приступили к изучению третьей формы неправильных глаголов,то могут называть как вторую , так и третью формы.В эту игру можно играть и в командах и как бы каждый за себя, за каждый неправильный ответ или незнание форм ученик или команда получают штрафное очко.Если игра индивидуальная,то после трех
5
неправильных ответов игрок выбывает,а побеждает тот у кого нет ниодного штрафного очка.
3. Подарки.
Цель: закрепление лексики по теме;
отработка времен глагола;
употребление Passive Voice
Ход игры: на доске пишутся в два стобика слова 1) предметы,подарки 2) глаголы в нужном времени, пассивный залог. Игрющий должен составить предолжение используя глаголы из списка в нужном времени и залоге .что он будет делать с этим предметом или подарком. - I'll bring a big vase.- второй игрок (если отрабатывается пассив) может ответить I'llbe brought a big vase. Или если обыгрывается ситуация ,,Мы у Лизы на Дне Рождения,, то используется Present Perfect Passive. Но это для детей старшей школы. Для малышей можно использовать эту же игру,этот же принцип,но с применением и отработкой тех форм и лексики , доступную и понятную им.
Лексические игры.
---------------------------------
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активировать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- закрепление лексики по текущей теме или пройденных ранее.
1) Ход игры: Цепочка или Города. называется слово ( для малышей используем лексику по теме, для старшеклассников можно использовать любую лексику ,с ограничением имён собственных и географических названий) следующий игрок называет слово начинающиеся на последнюю букву( или предпоследнюю,в некоторых случаях) предыдущего слова.
2) Ход игры: называется буква , выигрывает та команда.которая даст больше слов ,начинающихся с этой буквы.
3) Озвучь картинку.
Ход игры: раздаются тематические рисунки( завтрак детей, дети идут в школу, дети или ребенок собирают портвель и т.д.) учащийся должен озвучить рисунок, выигрывает тот, кто озвучит больше рисунков.
4) для старшеклассников ,, Озвучь немое кино,,
Ход игры: два-три человека разыгрывают пантомиму на заданную тему или на тему по их усмотрению, другой игрок или игроки( всё зависит от ситуации, как решит группа вместе с учителем, будет ли это ,,озвучка,, по ролям или ,,озвучивать ,, будет один человек) должны коментировать
-6-
эту пантомиму на языке.используя и активную лексику, и лексику вообще, и грамматические конструкции.вообщем всё,чем они владеют. Эта игра хороша тем,что учащиеся раскрепощаются,снимается языковой барьер, так как смешно и не страшно, отрабатывается и лексика и грамматика.
Фонетические игры.
----------------------------------
Цели: - тренировать учащихся в произнесении английских звуков;
- научить учащихся хорошо читать стихи;
-формирование навыков фонетического слуха.
1) Слышу - не слышу
Ход игры: две команды. Учитель произносит слово, если он называет слово,где есть долгий звук .учащиеся поднимают левую/правую руку, если называет слово,где есть только короткий соответственно другую. Выигрывает та команда,у кого меньше ошибок.
2)Назови слово.
Ход игры: на руках карточки - буквы и транскрипционные знаки. Ведущий - может быть как учитель,так и любой учащийся. Первый вариант игры: показывается буква - надо найти к ней транскрипционный значок и произнести, если есть два звука ,найти оба. Второй вариант - показываем транскрипционный знак _ надо подобрать соответственную букву. Третий вариант - нужно назвать слово, где есть эти буквы, а затем ,где встречается этот звук. Четвертый вариант - напиши это слово на доске.
Речевые игры
---------------------------------
Цели: научить учащихся умению выражать мысли в их логической
последовательности;
- научить учащихся практически и творчески применять полученные
речевые навыки.
1) Разыграй диалог.
Ход игры: разыгрывается диалог на предложенную тему, отрабатыватся активная лексика, речевые модели,грамматические конструкции. темы различные, все зависит от класса ,уровня обученности,возраста и т.д. ,,В магазине,, На дне рождения,, У доктора,, Представте.что вы ....,, и так далее.
2) Ход игры: первый вариант- учитель говорит предложение,которое может служить окончанием короткого рассказа: I jump over the fence. At last we came up to his house. Второй вариант - можно использовать
7
английские поговорки и попросить учащихся их прокоментировать по английски. ,,An apple a day keeps a doctor away,, ,,There is no place like home,, и так далее.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.Все зависит от конкретных условий работы учителя.Следует помнить,что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры .иначе они утомят учащихся и быстро им наскучат. юольшинство ирг не связаны с какой либо определенной темой .поэтому.естественно.в них содержится определенное количество незнакомой лексики.которую можно объяснить в ходе игры. успех использования игр зависит .прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общени\,которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению,увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками.возникшие благодаря общей игровой атмосферы и собственно играм, располагает детей к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении английского языка, она несет в себе немалое нравственное начало м делает овладение любым иностранным языком радостным.творческим и коллективным.
Список использованной литературы:
1. Дзюина Е.Р.,,Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 5-9 классы,, изд.Вако 2004 год.
2. Олейник Т.Н. ,,Ролевая игра в обучении диалогической речи,,
иностранные языки в школе,№1,1999 год.
3.Зимняя И.Я. Психология обучения иностранному языку в школе. М.Просвещение,1991 год
4.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.М.Просвещение,1984 год
5.Сумин В.М. речевые ситуации на уроках иностранного языка.
Иностранные языки в школе,№6 ,1993 год.
6.Верещагина,Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательых учреждениях.М.,1998 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.