Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий
Оценка 4.8

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
18.03.2019
Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий
«Игра выражает главную детскую потребность в общении.» М.Монтессори Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий.docx
Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и  сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Отношения с  другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Все без  исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с  окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами  школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и  взрослыми.  В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при  взаимодействии с учащимися. Видами коммуникативных действий являются:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций  участников, способов взаимодействия;  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных  способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и  понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести  дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два  непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:  • общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной  и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;  • работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.  Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:  • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;  • способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;  • способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных  высказываний в рамках коммуникативно­значимых речевых образований  • способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и  порождать речевое высказывание (говорение, письмо);  Основные виды коммуникативных действий, естественным образом распространяются на все  учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Актуальная проблема заключается в  подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий .  Можно привести примеры из многих пособий, которые также позволят учителю формировать  коммуникативные УУД в образовательном процессе:  — совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра и учит  эмоциональному отношению к героям произведения.  — формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы), что позволяет  сформировать у ребёнка представления о процессе общения, формах и способах общения.  ­­ проблемно­диалогическое обучение. В нём проработаны два звена: постановка учебной  проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме  подводящего диалога.  Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по­своему. Но я считаю, что  любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим,  эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Средством развития  коммуникативных способностей используется игра.  «Игра выражает главную детскую потребность в общении.»  М.Монтессори  Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы  воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По  мнению психологов ­ игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития  коммуникативных способностей. Рассмотрим более удачные виды игр для развития  коммуникативных умений:  1. Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п. Можно  использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров  предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в  разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить  свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих  партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.  2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные  роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и  растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не  занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры  может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся  выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные  полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте  месторождение данного полезного ископаемого.  Игры с правилами (дидактические игры). К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному,  двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая  форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В  совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие  развитию основных умений общаться. С помощью педагога–психолога мы их условно разделили на несколько различных направлений: замкнутый ребенок, застенчивый ребенок, с нарушением  самооценки.  3. Уроки­игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для  доброжелательного общения, воспитания хороших манер.  4. Игра­театр создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения  способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не  подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации,  беря на себя чьи­то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по  собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере  самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в  совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной  речи.  5. Логоритмика. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения.  Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях  и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Элементы логоритмики, которые  можно включать в уроки: • пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые дижением рук;  • развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой  памяти;  • музыкальные и музыкально­ритмические игры с музыкальными инструментами;  • логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально­артикуляционные упражнения;  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;  6. Интервью. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить  ученика формулировать вопросы, выражая в них главную мысль. Для этого следует предложить  ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом,  актером), а ребенок ­ журналистом, который берет у него интервью. Также можно поменяться с  ребенком ролями и взять интервью у него.  Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков      Упражнение «Нос к носу»      Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде  взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.  Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху»  и т.д.  Разминка «Ласковое приветствие»      Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим  соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий  напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.  Разминка «Паровозик»      Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого­нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок,  которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»не  соберутся все дети.  Игра « Дотронься до…»      Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные  волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро  сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.  Разминка «Дружба начинается с улыбки»      Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую  добрую и ласковую улыбку.  Игра «Змея»  Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея,  змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он  должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в  «змею» не соберутся все желающие.  Упражнение «Комплименты»      Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых  слов, за что­то похвалить. Принимающий комплимент  ребенок, кивает головой и говорит:  «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение  проводится по кругу.  Игра «Поварята» Все встают в круг ­ это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет  положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате  получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать  винегрет.  Игра « Ветер дует на…»      Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг  о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» ­ после  этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть… сестра», «кто любит сладкое» итак далее...  Игровые приемы для развития диалогической речи.      Структурные диалоги  Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа  множественного числа.  ­ У тебя есть апельсины?  ­ Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?  Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления  употребления предлогов.  ­ В вазе что­нибудь есть?  ­ Да, в вазе цветы.  Отрицание.  ­ Это зима, не так ли?  ­ Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.  Обусловленные диалоги  Игра "Лабиринт" (план города).  ­ Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя  мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо  стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку?... Твой дом возле стульчика или  около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём  рождения!...  Веселые игры  Инопланетянин  Представь, что я прилетела с другой планеты. Я не понимаю многих слов. Например, я не понимаю слово кошка, стол, небо, паркет.  Игра «Я – взрослый»      Представь себе , что ты мама или папа. Опиши пожалйста, подробно поход в магазин.  Поити гулять самому.  Приготовить суп.  Навести порядок в доме.  Пойти на работу.  Ассоциация.  Ребёнку предлагается пара слов или изображений. .Давай составим с ним предложения.  Ворона­телевизор  Кошка­карандаши Лес­собака  Рыба­чемодан  Скажи по­другому  Скажи тоже самое , но другими словами.  Зимой идёт снег.  Мальчик играет с машинкой.  Девочка рисует в альбоме домик.  Бабушка варит суп.  Не ошибись.  Называй следующий день недели после названного.  Называть предыдущий месяц относительно названного.  Назвать последующую, предыдущую букву алфавита  Соберёмся вместе..  Соберитесь в группы :  1. По одинаковым именам  2. По одинаковому размеру обуви  3. По одинаковому цвету глаз  4. По одинаковому месяцу рождения

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019