Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Именно урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которое переходит в творчество
Игровые технологии на уроках географии
В качестве самостоятельной технологии ;
Как элемент более обширной технологии.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в
дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний
и умений, результативностью.
В современной школе, внедряющей ФГОС, системнодеятельностный подход в
обучении является основой. Системнодеятельностный подход это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной
степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Ключевыми
моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного
репродуктивного знания к знанию действия.
Активность, высокий уровень мотивации сама по себе возникает нечасто, она является
следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология
обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком
четко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, которая переводит дидактическую задачу в игровую. Игры по виду
деятельности подразделяются на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и
психологические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот
важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры драматизации. По предметной области выделяются игры по всем
школьным дисциплинам. И наконец, специфику игровой технологии в значительной
степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,
настольные, комнатные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами
передвижения.
Широк спектр целевых ориентаций игровых технологий:
1.Дидактические расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование
определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных
подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок
воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
3.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,
эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной
деятельности.
4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям
среды; способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспита¬нии. Именно
урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит
непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В своей работе, на
уроках географии, часто использую игры. Игра на уроке, как сказано выше, активизирует
учащихся, повышает познавательный интерес. Как известно, познавательный интерес
является основой обучения, и его развитие является важной проблемой. Познавательный
интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая
переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство, которое переходит в
любознательность, при проявлении которой учащиеся стремятся к получению новых
знаний. Уроки игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке. На этих уроках устанавливается особая атмосфера:
равенства, отсутствие скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься,
появляется уверенность в себе. Они расширяют кругозор, вызывают интерес к предмету.
Попадая в ситуации «реальной жизни», ситуации «успеха», создаваемые игровыми
технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. Обучающие, тренировочные, контролирующие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Урок игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для
итоговой проверки знаний, обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются
возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки
КВН, телемосты, соревнования, аукционы и т.д. В старших классах проводятся уроки
диспуты, деловые игры, конференции, выборы. Игровые технологии используются и в
проведении внеурочных занятий. В нашей школе стали традиционными такие игры, как:
«Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга джунглей», «Эрудит»и др. В конце
Четко поставленная цель обучения и воспитания.
Организация и проведение игры с вовлечением всех учащихся класса.
Управление ходом игры.
Сочетание индивидуальной, парной и коллективной работы.
Подведение итогов и оценивание.
Повышение познавательной мотивации учащихся.учебного года, подытоживая проделанную работу, проводится церемония вручения
учащимся званий «Лучший географ», «Лучший знаток карты», а также присуждение
символического звания «Магистр Географических наук».
Таким образом, игровые технологии помогают учащимся сформировать повышенный
интерес к предмету. В конечном итоге, приобретенная в школьные годы географическая
грамотность это основа разумного, социальноответственного поведения человека в
окружающем мире.
Максимова В.Г., учитель географии МБОУ «Алагарская
СОШ им.Г.Д.Протодьяконова» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха(Якутия).