Игровые технологии на уроках географии

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 22.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Именно урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которое переходит в творчество
Иконка файла материала Игровые технологии на уроках географии.docx
Игровые технологии на уроках географии В качестве самостоятельной технологии ; Как элемент более обширной технологии.        Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В современной школе, внедряющей ФГОС, системно­деятельностный подход в обучении является основой. Системно­деятельностный подход  ­ это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени   самостоятельной   познавательной   деятельности   обучающихся.   Ключевыми моментами   деятельностного   подхода   является   постепенный   уход   от   информационного репродуктивного знания к знанию действия.        Активность, высокий уровень мотивации сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых   же   технологиях   эти   средства   составляют   главную   идею   и   основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.          Игровая деятельность используется в следующих случаях: ­ ­          В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком ­ четко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые   могут   быть   обоснованы,   выделены   в   явном   виде   и   характеризуются   учебно­ познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых   приемов   и   ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.          Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой   задачи,   учебная   деятельность   подчиняется   правилам   игры;   учебный   материал используется   в   качестве   ее   средства,   в   учебную   деятельность   вводится   элемент соревнования,   которая   переводит   дидактическую   задачу   в   игровую.   Игры   по   виду деятельности подразделяются на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.                    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот важнейшие   из   применяемых   типов:   предметные,   сюжетные,   ролевые,   деловые, имитационные и игры драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным   дисциплинам.   И   наконец,   специфику   игровой   технологии   в   значительной степени   определяет   игровая   среда:   различают   игры   с   предметами   и   без   предметов, настольные, комнатные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.           Широк спектр целевых ориентаций игровых технологий: 1.Дидактические   ­   расширение   кругозора,   познавательная   деятельность,   формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных подходов,   позиций,   нравственных,   эстетических   и   мировоззренческих   установок воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. 3.Развивающие:   развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений   сравнивать, сопоставлять,   находить   аналогии,   воображения,   фантазии,   творческих   способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. 4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию.         Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспита¬нии. Именно урок   является   формой   реализации   педагогических   воздействий,   где   происходит непосредственное   и   систематическое   общение   учителя   и   учеников.   В   своей   работе,   на уроках географии, часто использую игры. Игра на уроке, как сказано выше, активизирует учащихся,   повышает   познавательный   интерес.   Как   известно,   познавательный   интерес является основой обучения, и его развитие является важной проблемой. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит   в   творчество.   Новое   всегда   рождает   любопытство,   которое   переходит   в любознательность,   при   проявлении   которой   учащиеся   стремятся   к   получению   новых знаний.   Уроки   ­   игры   проходят   очень   живо,   в   эмоционально   благоприятной психологической   обстановке.   На   этих   уроках   устанавливается   особая   атмосфера: равенства, отсутствие скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.              Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Они расширяют кругозор, вызывают интерес к предмету. Попадая   в   ситуации   «реальной   жизни»,   ситуации   «успеха»,   создаваемые   игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.         В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: 1. 2. 3. 4. 5. 6.          По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1. Обучающие, тренировочные, контролирующие. 2. Познавательные, воспитательные, развивающие. 3. Творческие. 4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные.         Урок ­ игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки ­ КВН, телемосты, соревнования, аукционы и т.д. В старших классах проводятся уроки ­ диспуты,   деловые   игры,   конференции,   выборы.   Игровые   технологии   используются   и   в проведении внеурочных занятий. В нашей школе стали традиционными такие игры, как: «Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга джунглей», «Эрудит»и др. В конце Четко поставленная цель обучения и воспитания. Организация и проведение игры с вовлечением всех учащихся класса. Управление ходом игры. Сочетание индивидуальной, парной и коллективной работы. Подведение итогов и оценивание. Повышение познавательной мотивации учащихся.учебного   года,   подытоживая   проделанную   работу,   проводится   церемония   вручения учащимся   званий   «Лучший   географ»,   «Лучший   знаток   карты»,   а   также   присуждение символического звания «Магистр Географических наук».        Таким образом, игровые технологии помогают учащимся сформировать повышенный интерес к предмету.  В конечном итоге, приобретенная в школьные годы географическая грамотность   ­   это   основа   разумного,   социально­ответственного   поведения   человека   в окружающем мире.                                                            Максимова В.Г., учитель географии МБОУ «Алагарская СОШ им.Г.Д.Протодьяконова» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха(Якутия).