Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
классное руководство
Взрослым
01.04.2018
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.
Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
четко поставленная цель обучения и воспитания;
вовлечение всех учащихся класса;
управление ходом игры;
сочетание индивидуальной и коллективной работы;
подведение итогов и оценивание;
повышение познавательной мотивации учащихся.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий.
Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес.
Дидактические игры
Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Основными функциями дидактической игры является формирование:
устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
психических новообразований;
собственно учебной деятельности ребенка;
общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
навыков самоконтроля и самооценки;
адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Сюжетно-ролевые игры
Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.
Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый опыт.
Ролевые игры должны включать следующие условия:
реалистичность;
учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение модели поведения);
наличие сюжета и интриги для его развития.
Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую-либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, - способ смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя.
Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики персонажа.
Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Толкын игры исполь.docx
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Т.К. Камзабекова,
КГУ СОШ №11 ,город Семей
учитель русского языка и литературы
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под
этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким
уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь.
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра
наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение
игры невозможно исчерпать и оценить развлекательнорекреативными возможностями. Являясь
развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.
Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации
педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение
учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные
формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся,
повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает
работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и
любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний.
Урокиигры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в
атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности.
Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется
уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми
технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради
удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную
последовательность.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
четко поставленная цель обучения и воспитания;
вовлечение всех учащихся класса;
управление ходом игры;
сочетание индивидуальной и коллективной работы;
подведение итогов и оценивание;
повышение познавательной мотивации учащихся.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Урокигру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой
проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные это не только средство интеллектуального развития, а также развития
особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить урокиКВН, соревнования и
т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий.
Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается
интерес.
Дидактические игры
Дидактические игры
познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая
задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую
деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с
игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем
успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими
норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия
детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение
итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить
командупобедительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка,
подчеркнуть успехи отстающих детей.
Основными функциями дидактической игры является формирование:
устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к
школьному режиму;
психических новообразований;
собственно учебной деятельности ребенка;
общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
навыков самоконтроля и самооценки;
адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Сюжетноролевые игры
Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к комулибо с просьбой
представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой
разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры
должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и
выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, подмена
ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра
начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое
направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным
участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.
Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы
поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои
собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация,
прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый
опыт.
Ролевые игры должны включать следующие условия:
реалистичность;
учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение
модели поведения);
наличие сюжета и интриги для его развития.
Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно
перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какуюлибо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни когото из школьников
или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими
средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их
в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, способ смены
темпоритма занятия, иллюстрация учителя.
Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он
расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует
давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не
перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики
персонажа.
Итак, сюжетноролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет,
воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения
внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений
с другими людьми.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость
образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции
их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс
современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший
шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в
обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами
будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в
подлинном смысле этого слова.
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.