Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.Презентация создана для защиты темы Игровые технологии на уроках географии.
Буланкина Л.А..pptx
«Игровые технологии в обучении географии»
Ученик – это не сосуд, который надо
заполнить, а факел, который надо
зажечь» (восточная мудрость).
Буланкина Людмила Алексеевна
учитель географии МАОУ «Вадская СОШ»
Вадского района Нижегородской области
2015 г.
«Игровые технологии в обучении географии»
«Игровые технологии в обучении географии»
«Игровые технологии в обучении географии»
Условия формирования личного вклада в
развитие образования
Научно – исследовательские условия: изучение педагогических идей Ф. Шиллер.
американского философапрагматика, психолога и педагога. Изучение литературы
современных авторов игровых технологий Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина.
Методические условия: изучение ФГОС ООО, изучение опыта учителей географии,
используя интернет – ресурсы.
Организационно – педагогические условия: работа в составе ШМО/РМО учителей
географии, проведение открытых уроков на ШМО/РМО , размещение разработок
уроков с использованием игровых технологий на сайте Мультиурок.
«Игровые технологии в обучении географии»
Актуальность личного вклада в развитие образования
Актуальность определяется тем, что на современном этапе развития школьного
географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний
и усилению негативного отношения к обучению, изза общего снижения
познавательного интереса . Активизация учебновоспитательного процесса
предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным
образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и
воспроизведение, а на организацию их самостоятельного получения знаний,
освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
В настоящее время в моей практике работы накоплен определенный
положительный опыт по проведению игр. Эта тема актуальна т.к. повышает
интерес детей к учебе, возрастает уровень знаний учащихся, развивается
творческий потенциал
«Игровые технологии в обучении географии»
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие
образования
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная
группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
В процессе игры у учащихся формируются важные качества:
Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного
решения.
Развивать интеллектуальные умения и способности.
Излагать и аргументировать свою точку зрения.
Анализировать различные варианты и точки зрения.
Сравнивать и обобщать факты.
Стойко поддерживается интерес к предмету.
Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится
на обобщение и контроль знаний.
Методологические принципы игровых технологий
• проект деловой игры;
• сценарий;
• методические рекомендации по организации, проведению, форме представления
результатов игры;
• перечень технических средств для деловой игры;
«Игровые технологии в обучении географии»
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель моей работы – создать условия для развития познавательного интереса
учащихся посредством использования игровых технологий в процессе обучения
географии.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Изучить теоретическую, методологическую литературу по игровым технологиям.
• Адаптировать игровые технологии к уже известным методам и средствам
•
обучения и воспитания.
Разработка систем игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей и местных условий.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
• Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками.
• Создать условия для воспитания детского коллектива.
• Развивать коммуникативные качества учащихся.
• Формировать навыки коллективной работы, способствовать
внедрению в практику педагогики сотрудничества.
• Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
«Игровые технологии в обучении географии»
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для активизации
познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в
учебный процесс игровых форм обучения. Для определения темы урока можно
загадывать загадки, использовать ребусы. Проведение физкультминуток с
изучаемым материалом или закреплением уже изученного.
Домашнее задание: составление кроссворда по изучаемой теме, зашифровать своё
имя с помощью географических координат.
Результаты анкетирования по использованию игр на уроке географии
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
не всегда
нет
да
9%
23%
68%
групповая
индивидуа
льная
парная
Нравиться ли тебе, когда учитель использует игру на уроке
«Игровые технологии в обучении географии»
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие
образования»
Целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие
устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.
Целевое назначение:
цель первого уровня – удовольствие от самого процесса игры.
цель второго уровня – функциональная.
цель третьего уровня отражает творческие задачи игры
Место в структуре образовательного процесса. По месту проведения игры могут
быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на
изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.
По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые.
Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой,
коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у
школьников умение сотрудничать друг с другом.
«Игровые технологии в обучении географии»
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в. качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
правила,
распределение
1 этап подготовка. Общие описание игры, содержание, инструктаж,
подготовка материального оснащения.
2 этап ввод в игру. Постановка проблемы, целей, условия, инструктаж,
регламент,
групп,
консультации.
3 этап проведение. Групповая работа над заданием.(работа с источниками,
мозговой штурм.) Межгрупповая дискуссия, (защита результатов, правила
дискуссии, работа экспертов)
4 этап анализа и обобщения. Вывод из игры. Анализ результатов оценка и
самооценка. Выводы, обобщения и рекомендации.
ролей, формирование
«Игровые технологии в обучении географии»
Результаты.
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к
обучению грамоте;
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
Активизируется учебнопознавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание,
увеличивается работоспособность. Игровые формы обучения, как никакая другая
технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Моральные мотивы.
участие
не знаю всё
лучше запоминается
22%
40%
28%
10%
«Игровые технологии в обучении географии»
Диапазон личного вклада в
развитие образования и степень его новизны
Игровые технологии в обучении географии я применяю с 2010 года, игровые
моменты возможно использовать на разных этапах урока, в начале для
мотивации, середина урока для закрепления определённого момента и в конце
для обобщения. Для определения темы урока можно загадывать загадки,
использовать ребусы.
Урок. Ориентирование на местности. 6 класс.
Игровые моменты «Определите направление кружочков».
Направлен на формирование личностных результатов
«Назови фигуру» Направлен на формирование метапредметных результатов.
«Определи путь перемещение зайки, направление и азимут» комуникативных
качеств.
Все чаще я использую игру не только как элемент урока. Весь урок проходит в
форме игры. Урок «Германия» 7 класс
«Игровые технологии в обучении географии»
Результативность профессиональной педагогической
деятельности и достигнутые эффекты
Предметные результаты
1)осознание роли географии в познании окружающего мира:
2)освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
3)использование географических умений:
4) использование карт как моделей:
5)понимание смысла собственной действительности:
Результаты изучения темы «План и карта» с
использованием методов игровых технологий.
80
60
40
20
0
5
4
3
6А
6Б
6В
2015 год
6Г
80
60
40
20
0
5
4
3
6А
6Б
6В
2012 год
«Игровые технологии в обучении географии»
Результативность профессиональной педагогической
деятельности и достигнутые эффекты
Игровая технология хорошо подходит для подготовки ЕГЭ
Немая карта (узнай силуэт, контур, фрагмент карты) Установи
соответствие (высота – гора, страна – столица, народы – семьи, …)
Пойми меня (отгадать термин) Географическая цепочка (назови
объект) «Летает – не летает» (встать по типу) «Что такое? Кто
такой?» (словарная работа) Диктант с ошибками (геонебылицы,
записки Врунгеля) Верификатор (верите ли вы, что…) Ассоциации
(ветер, вода, бутылка, письмо) Почта (разложить объекты по
материкам, океанам, природным зонам)
100
50
0
88
2011-2012 2012-2013 2013-2014
0
0
«Игровые технологии в обучении географии»
Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности педагогического работника
Положительные стороны игровых технологий.
1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются
умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления.
Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества,
взаимопомощи.
2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто
выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто
быть наблюдателями.
3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную,
ориентируют в жизненной ситуации.
4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми
формами работы.
Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр:
высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя);
большая напряженность для преподавателя;
сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием
деловой игры;
деловые игры требуют много времени
«Игровые технологии в обучении географии»
Деловая игра. Усвоение нового, закрепление изученного материала. Развитие
творческих способностей. Формирование общеучебных умений. Изучение
учебного материала с различных позиций.
Урок: «Германия » своя игра
Географическое
положение
Природа
Народы
10
10
10
20
20
20
30
30
30
40
40
40
50
50
50
«Игровые технологии в обучении географии»
«Игровые технологии в обучении географии»
Личностные результаты:
формирование познавательной и информационной культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
мотивация образовательной деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых
умений;
знаний;
умение планировать пути достижения целей;
умение выдвигать гипотезу, давать определения понятиям,
структурировать материал, проводить эксперименты;
умение работать в группе.
«Игровые технологии в обучении географии»
Литература
• Список используемой литературы.
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г.
• Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.
• Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград:
• «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности».
издательство «Учитель», 2007.
Волгоград:Учитель, 2009 г.
• Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М:Сфера, 2003.
• Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005 г.
• Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе.
• Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия).М.Народное
2001. № !
образование , 1998 г.
• «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.
• Ресурсы Интернет.
1990Географические игры в обучении и воспитании школьников : В
помощь учителю географии / Г. С. Кулинич, В. В. Николина ; Пед. о-во
РСФСР, Горьков. обл. отд-ние, Горьков. гос. пед. ин-т им. М. Горького, 82,
[2] с. ил. 20 см, Горький ГООПО 1990
взято с http://veselajashkola.ru/konkursy/zagadki-po-geografii-s-otvetami/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.