Тема занятия: «Игрушки из шерстяных ниток «Осьминог».
Целевая группа: Дети младшего школьного возраста (8– 9 лет).
Продолжительность занятия: 45 мин.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Цель: Научить детей создавать своими руками игрушку «Осьминог» из шерстяных ниток.
Задачи: Образовательные:
— обучать детей технологии изготовления игрушки из ниток;
— развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, творческие способности, воображение;
— развивать точность выполненных движений, мелкую моторику, синхронизированную работу обеих рук.
— воспитывать интерес к созданию игрушки своими руками;
— воспитывать трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Материалы и оборудование
Образец игрушки-осьминога;
картон 21×10см;
шерстяные нитки в клубке;
кусочки ваты;
мелкие детали (глазки, рот);
атласные ленточки, бантики, бусинки (на выбор детей);
ножницы;
технологическая карта последовательности выполнения игрушки.
Программное обеспечение: презентация к занятию на тему: «Игрушки из шерстяных ниток. «Осьминог».
Средства ТСО: ноутбук.
Ожидаемый результат
Дети научились делать забавную игрушку- осьминога, самостоятельно выполнив поделку.
Этапы занятия
I. Вводная часть (2 мин.).
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Проверка готовности к занятию.
II. Основная часть
1. Изучение нового материала (10 мин.).
2. Пальчиковая игра: «Осьминоги». (1 мин.)
3. Практическая работа. (23 мин.).
III. Заключительная часть
1. Рефлексия (2 мин.).
2. Подведение итогов занятия. (2 мин.).
Ход занятия
1. I. Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Создавать игрушку из шерстяных ниток.
Педагог: А чтобы узнать какую игрушку мы будем делать своими руками, вам нужно отгадать загадку:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот
и весь я — …
(Осьминог).
— Да, ребята, я предлагаю вам сделать вот такую забавную игрушку — «Осьминога» (показ образца). Её можно использовать для театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения интерьера.
Вы готовы к работе? Вам нужно совсем немного: картон; шерстяные нитки в клубке; кусочки ваты; нитки контрастного цвета для завязывания; листы картона; мелкие детали (глазки, рот); атласные ленточки, бантики, бусинки (на выбор детей); ножницы (дети проверяют готовность к работе) и ваше желание и умение работать.
1. II. Основная часть:
2. Вступительная беседа с показ презентации «Изготовление игрушки «Осьминог» своими руками из шерстяных ниток»:
Педагог:
На нашем занятии я предлагаю вам освоить технологию создания игрушки из остатков пряжи. Поделка из ниток своими руками — это рождение чуда, которое будет поднимать настроение, каждый раз, когда на нее смотришь.
Для ее создания не понадобится много времени и материалов. В итоге, получится прекрасный сувенир, сделанный своими руками.
Приступая к изготовлению игрушки «Осьминог», я хочу спросить у вас: «Что вы знаете об этом обитателе морских глубин?» (педагог выслушивает ответы детей).
Педагог: Осьминог – это подводный житель морей и океанов, известен своей луковичной головой и восемью щупальцами, которые являются руками и ногами. У осьминога 6 рук и 2 ноги. На каждом щупальце много присосок. Тело у осьминога короткое и мягкое. Оно совсем не имеет костей и защитного панциря. Твердый у него только рот – две мощные челюсти, похожие на клюв попугая. Благодаря отсутствию костей тело осьминога может менять форму и проникать в самые узкие щели и любые другие емкости.
А знаете ли вы, что:
— Осьминоги имеют три сердца. Одно прокачивает кровь по всему телу осьминога, а два других проталкивают кровь через жабры.
— Кровь осьминога голубого цвета, потому что она содержит медь,
— Осьминог имеет ядовитую слюну, и легко подчиняет свою добычу.
— Самые маленькие осьминоги вырастают всего до 1 сантиметра, а самые большие — до 4 метров.
— Время жизни осьминога очень короткое. Многие виды не живут более шести месяцев, другие могут жить до пяти лет.
— В природе эти морские обитатели могут менять свой цвет — для маскировки или по настроению.
Педагог:
— Прежде чем изготовить игрушку, надо ее рассмотреть со всех сторон.
— Из каких частей состоит осьминог? (Дети: голова и восемь щупалец.)
— Какая голова? (Дети: Голова у него маленькая и круглая.)
— А какие щупальца? (Дети: Длинные и гибкие.)
Педагог: Подготовим наши пальчики к работе, проведем для них разминку.
Пальчиковая игра: «Осьминоги».
Осьминоги,
осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
(Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз,
(Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.)
Сальто сделают на бис,
(Ладони переворачиваются в воздухе.)
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
(Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.)
Им
гимнастика важней
Всех забав и всех затей.
Физминутка «Осьминог»
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка, с ней дружить,
Эта ножка, чтоб играть
Эта – чтобы рисовать.
Ну, а эта – чтоб нырять,
От акулы удирать.
Эта брюшко почесать
А седьмая и восьмая –
Чтобы маму обнимать
Отдохнуть мы все успели и на место дружно сели, продолжаем нашу работу.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре (ручки на поясе, наклоны головой влево и вправо)
Осьминожки в море жили (шагаем на месте, согласовываем правую руку-левую ногу и наоборот)
Папа был большой и сильный (тянемся вверх, затем показываем мускулы)
Мама маленькой красивой (полуприсяд, ручки на поясе повороты влево вправо туловищем)
А ребята осьминожки (ручки вперед, сжимаем и разжимаем кисти рук)
Непослушные немножко (грозим указательным пальчиком).
Физкультминутка.
Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками
руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Педагог: Прежде, чем приступить к изготовлению игрушки, давайте вспомним правила ТБ при работе с ножницами:
1. Ножницы нельзя брать без разрешения.
2. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
3. При работе внимательно следите за направлением вырезания.
4. Не держи ножницы концами вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед к товарищу.
7. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время вырезания.
Педагог: А теперь я познакомлю вас с последовательностью выполнения игрушки.
1. Изготавливаем основу игрушки.
— Наматываем шерстяные нитки на картон по центру длинной стороны прямоугольника (36 витков).
— Разрезаем нити вверху и внизу и получаем 72 отрезка пряжи.
— Выравниваем все отрезки.
— Отступив от края примерно 2 см, перевязываем нити нитью контрастного цвета и завязываем двойной узел, образуя «хохолок».
2. Формируем голову осьминога.
— Формируем из ваты шар, вкладываем его под образовавшийся «хохолок» таким образом, чтобы нити полностью покрывали шар, и ваты не было видно.
— Под образовавшимся шаром — головой завязываем нитью контрастного цвета двойной узел.
— Выравниваем «хохолок» осьминога, аккуратно подрезая ножницами концы нитей.
3. Приступаем к плетению ножек — косичек.
— Отсчитываем 9 нитей и, подложив под них картон, начинаем плести косичку из 3 прядей по 3 нитки.
— Конец косички перевязываем нитью контрастного цвета, завязываем на двойной узел, по желанию, формируем бант.
— Заплетём в косички все восемь ножек игрушки, повторив данную операцию с оставшимися нитями.
— Подравняем кончики косичек ножницами.
4. Оформляем игрушку.
— При помощи двустороннего скотча приклеиваем глазки и рот к голове.
— Декорируем игрушку при помощи атласных лент, бантиков, бусин.
Самостоятельная работа детей: выполнение игрушки в материале, опираясь на карту технологической последовательности.
Педагог: Сейчас каждый из вас сделает своего осьминожку. Если у вас будут, какие- то вопросы, перед вами технологическая карта.
— А для того, чтобы игрушка получилась красивой надо быть терпеливым, аккуратным, внимательным, и вы тогда станете мастерами своего дела.
В ходе работы педагог оказывает помощь детям по необходимости.
Игра Кто поменялся местами?
Дети закрывают глаза, а я меняю карточки местами, задача детей вспомнить, кто где был до перемещения.
Я "задвоила" осьминожек, для того, чтобы можно было использовать вариант игры - "Найди пару"
Заключительная часть:
Педагог: Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они все получились разные, но при этом все красивые! А вам нравятся ваши работы?
— Какое у них настроение? Какой осьминог самый забавный?
— Что нового вы узнали на занятии?
— Что в работе вызвало затруднение?
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня на занятии вы очень хорошо справились с работой!
— Пришло время убрать свои рабочие места.
— Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.