Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
воспитательная работа
4 кл
17.04.2017
Делюсь опытом работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности на кружке "Умники и умницы". Описываю формы и методы, которые использую на кружке.Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики.Работа с детьми на кружке "Умники и умницы".
Работа с одарёнными детьми.doc
Полякова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п. Пробуждение»
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной
деятельности
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего
общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию
каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их
разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять
их развитие. Работа по обучению одарённых детей задача, требующая
совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких
детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их
талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого,
сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и
заниматься с такими детьми необходимо. Воспитание и обучение одарённых
детей трудная и широкомасштабная задача.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных
классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти,
мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет
более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт
за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему
интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитан на четыре года обучения. Я работаю, используя программу данного
курса, уже 3 год. Занятия ведутся мною в рамках внеурочной деятельности
учащихся.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на
основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления;
2) развитие психических познавательных процессов;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения
решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса
является именно развитие познавательных способностей и общеучебных
умений и навыков, а не усвоение какихто конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у
ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и
самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное
беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у
детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития
своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений,
специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,
задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно
для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных
ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать
отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому каждый ребенок,
участвуя в занятиях, может почувствовать уверенность в своих силах.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в
течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и
менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по
каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве
закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но
даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебнометодический комплект,
состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с
целью усиления их математического развития, включающего в себя умение
наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие
предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В
рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи,
направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на какомто одном из
них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной
ожидаемый нами результат развитие творческих способностей, приобретение
ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в
виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней
мере, с двумя.
Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками
макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный педагогический:
бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой,
исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр
психических новообразований, отличающих истинного творца от простого
исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных
работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это
необходимый этап работы.
Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является
одной из наиболее сложных и интересных проблем современности
отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами
развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые,
которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают
кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача –
способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить
уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь
правильно осуществлять их развитие.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний,
стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах
и различных конкурсах. Они принимают участие в международном конкурсе
«Русский медвежонок языкознание для всех», в международном
математическом конкурсе «Кенгуру». Получили сертификаты, показывая
хорошие результаты по району.
Список литературы:
1. Ивакина Г.Н. Формирование познавательного интереса к предмету. //
Начальная школа №12, 2005.
2. Мартынов И.И. Учеба может быть радостной. // Начальная школа №4, 2005 И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных
3.
способностей», М., Просвещение, 2003.
4. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет»,
Москва – Воронеж, 1999.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе во внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.