Проблемное обучение ОБЖ
Оценка 4.9

Проблемное обучение ОБЖ

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
ОБЖ
8 кл—11 кл
28.09.2017
Проблемное обучение ОБЖ
В предоставленном материале говорится о определении методике преподавания на уроках ОБЖ. А так же попробовать раскрыть особенности обучения, определить организацию учебной деятельности на уроках. Научить определять действия от возникновения проблемы до его решения. Ставить перед учащимися, в зависимости от их подготовленности, решения проблем, которые раннее встречались в их жизни, их решения путём различных методов. Всё это для того , что бы учащиеся смогли ставить проблему и решать её самостоятельно.
проблемное обучение ОБЖ.doc
МБОУ­СОШ №3 г. Армавира ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЖ                           выполнила учитель ОБЖ                                                    Криволапов А.Н.                                         2016­2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Организация учебной деятельности учащихся на уроках ОБЖ посредством проблемного обучения. 1. Введение 2. Теоретические основы проблемного обучения 3. Правила постановки учебной проблемы 4. Система методов проблемного обучения     а) метод монологического изложения     б) методы рассуждающего изложения     в) метод диалогического изложения     г)  метод эвристических заданий     д) метод исследовательских заданий     е) метод программированных заданий 5. Структура проблемного урока 6. Заключение 7. Литература Введение. В зависимости от цели, от задач школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если   перед   школой   ставится   задача   развития   мышления   учащихся,   их   творческих способностей,   то   педагогически   правильно   организованное   обучение   не   может   быть   не проблемным. Уяснение   сущности   проблемности   как   закономерности   познания,   определения   ее   роли   в обучении   и   введение   в   дидактику   понятия   «принцип   проблемности»   открыло   новые возможности   для   теоретического   объяснения   пути   активизации   учебно­познавательной деятельности учащихся. Принцип   проблемности   отражает   в   логике   построение   учебного   процесса,   в   содержании изучаемого материала, в методах организации учебно­познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности   учащихся.   Если   учитель   овладеет   формами,   методами   и   техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому  что без  знаний  общей  теории  нельзя  творить, а  сам  процесс  преподавания   – это искусство,   искусство   увлечь   детей   своим   предметом,   удивить   красотой   мысли,   знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.      По мнению польского ученого В. Оконя, сущность проблемного обучения заключается в создании перед обучающимися проблемной ситуации и поиску способов ее решения, либо при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно. В ходе решения проблемы обучающиеся   не     только   овладевают   мыслительными   приемами   (анализом,   синтезом, обобщением и др.), но главное, что знания они получают не в готовом виде, а добывают сами. Доказано,   что   никакой   другой   материал   так   прочно   не   усваивается,   как   тот,   с   которым самостоятельно работал ученик.         Технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся применять знания для решения поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, т.е.   формировать   цели   и     программы   развития   познавательной   самостоятельности   и творческих способностей.          Таким   образом,   в   связи   с   актуальностью   данной   проблемы   сформулирована   тема самообразования: «Организация учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения на уроках ОБЖ.      Цель работы: определить методику преподавания посредством проблемного обучения на уроках ОБЖ.      Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках ОБЖ.          Предмет исследования: методика преподавания посредством проблемного обучения на уроках ОБЖ.        Задачи исследования:     ­ изучить и проанализировать теоретические аспекты  данной темы в научно­методической и психолого­педагогической литературе;      ­ раскрыть особенности проблемного обучения;   посредством проблемного обучения.    ­   определить   возможности   организации   учебной   деятельности   на   уроках   ОБЖ 2. Теоретические основы   проблемного обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности ­ наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на   знание   закономерностей   развития   мышления,   специальными   педагогическими   средствами ведет   целенаправленную   работу   по   формированию   мыслительных   способностей   и познавательных   потребностей   своих   учеников   в   процессе   изучения   цели   основ   наук.   Такое обучение является проблемным.          Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного   процесса   и   учебной   деятельности   учащихся.   Под   активизацией   имеют   в   виду эффективное   использование   тех   приемов   и   методов   обучения,   которые   известны   из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку  познавательных задач.          Обучение учащихся приемам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нетипичных   задач.   Эта   активность   заключается   в   том,   что   ученик,   анализируя,   сравнивая, синтезируя,   обобщая,   конкретизируя   фактический   материал,   сам   получил   из   него   новую информацию.   Другими   словами,   это   расширение   и   углубление   знаний   при   помощи   ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может   дать   ни   учитель,   ни   книга   –   она   ищется   и   находится   учеником,   поставленным   в соответствующую ситуацию. Это и есть метод обучения.      Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам,   указав,   как   его   выполнить,   то   даже   самостоятельный   поиск   не   будет   решением проблемы.   Подлинная   активизация   учащихся   характеризуется   самостоятельным   поиском   не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической,   практической,   учебной   проблемы   или   форм   и   методов   художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.          Цель проблемного типа обучения ­   не только усвоение результатов научного познания, системы   знаний,   но   и   самого   пути   процесса   получения   этих   результатов,   формирования познавательной самостоятельной деятельности ученика и развития его творческих способностей. Цель традиционного типа обучения – усвоения результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.          В основе организации учителем объяснительно­иллюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения   стоит   принцип   поисковой   учебно­познавательной   деятельности   ученика,   то   есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.     При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы в необходимых случаях при объяснении содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует их учебно­познавательную деятельность так,   что   на   основе   анализа   фактов   учащиеся   самостоятельно   делают   выводы   и   обобщения, формируют   с   помощью   учителя   определенные     понятия,   законы.   В   результате   у   учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.          Проблемное   преподавание   –   деятельность   учителя   по   созданию   системы   проблемных ситуаций,   изложение   учебного   материала   с   его   объяснением   и   управление   деятельностью учащихся,   направленной   на   усвоение   новых   знаний   как   традиционным   путем,   так   и   путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.      Проблемное учение – это учебно­познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и   способов   деятельности   путем   восприятия   объяснения   учителя   в   условиях   проблемной ситуации,   самостоятельного       анализа   проблемных   ситуаций,   формулировки   проблем   и   их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснование   и доказательства, а также путем проверки правильности решения.      Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить это явление, факт, не может достичь цели известным ему способом,   поэтому   он   пытается   искать   новый   способ     объяснения   или   способ   действия. Проблемная   ситуация   –   есть   закономерность   продуктивной,   творческой,   познавательной деятельности.   Она   обуславливает   начало           мышления   в   процессе   постановки   и   решения проблемы.      Педагогической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация*** проблема*** поиск способов ее решения*** решение проблемы.          Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:                            ­  возникновение проблемной ситуации; ­  осознание сущности затруднения и постановка проблемы; ­ нахождение способа решения  проблемы путем догадки или      выдвижения предположений и обоснование гипотезы; ­   доказательство гипотезы; ­  проверка правильности решения проблемы.      Общие функции проблемного обучения: ­  усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; ­ развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; ­ формирование диалектико­материалистического мышления учащихся.      Кроме  того, проблемное обучение имеет специальные функции: ­  воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); ­   воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать проблемы; ­   формирование и накопления опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования,   решение   практических   проблем   и   художественного   отображения действительности).      Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен   быть   сложным   настолько,   чтобы   вызвать   затруднение   учащихся,   и   в   то   же   время посильным   для   самостоятельного   нахождения   ответа.   Проблемная   ситуация,   включающая характеристику   данных,   составляющих   условие   задачи   и   указание   на   неизвестное,   которое должно быть раскрыто на основании этих условий.          Как   показали   исследования,   можно   выделить   наиболее   характерные   типы   проблемных ситуаций. Первый тип: проблемная   ситуация   возникает   при   условии,   если   учащиеся   не   знают   способы   решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.                           Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: Проблемная   ситуация   легко   возникает   в   том   случае,   если   имеется   противоречие   между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый   тип: проблемная   ситуация   возникает   тогда,   когда   имеются   противоречия   между   практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.             3.  Правила постановки учебной проблемы. Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико­психологических, но и дидактических  правил постановки проблемы. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее: 1)   можно  использовать   алгоритм   решения   ранее   поставленных   проблем   при   создании   новых ситуационных задач; 2)  решение встречавшихся ранее проблем, но не решенных из­за отсутствия достаточных знаний, укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически все проблемы разрешимы – для этого надо иметь больший запас знаний; 3)   постановка   ранее   решавшейся   классом   проблемы   в   иной   формулировке,   обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала; 4)  ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися самостоятельного решения.    4.  Система методов проблемного обучения. Система   общих   методов   (наиболее   известна   номенклатура   методов,   предлагаемая   М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером): 1. Объяснительно­иллюстративный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемное изложение. 4. Частично­поисковый. 5. Исследовательский. Система бинарных методов:       ­  информационно­репродуктивный;       ­  информационно­эвристический;          и другие. Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных   методов.   В   целом,   можно   говорить   о   шести   дидактических   способах   организации процесса   проблемного   обучения   (то   есть   общих   методах),   представляющих   собой   три   вида изложения   учебного   материала   учителем   и   три   вида   организации       им   самостоятельной деятельности учащихся:  *монологическом;  *Рассуждающем; *диалогическом; *эвристическом; *исследовательском; *методе программированных заданий.         Метод монологического изложения. При   монологическом   методе   учитель   сам   объясняет   сущность  новых   понятий,   фактов,  дает учащимся готовые  выводы  науки,  но это делается  в условиях  проблемной  ситуации.  Форма изложения – рассказ, лекция.      Метод рассуждающего изложения. Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как   бы   создает   искусственную   логику   научного   поиска   путем   построения   суждений   и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа, лекция.      Метод диалогического изложения. Представляет   диалог   учителя   с   коллективом   учащихся.   Учитель   в   созданной   ситуации   сам ставит   проблему   и   решает   ее,   но   с   помощью   учащихся,   то   есть   они   активно   участвуют   в постановке   проблемы   выдвижения   предложений,   и   доказательства   гипотез.   Деятельности учащихся   присуще   сочетание   репродуктивного   и   частично­поискового   методов   обучения. Основные формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.      Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное,   совершается   не   учителем   при   участии   учащихся,   а   самими   учащимися   под руководством   и   с   помощью   учителя.   Формой   реализации   этого   метода   является   сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.      Метод исследовательских заданий. Организуется   учителем   путем   постановки   перед   учащимися   теоретических   и   практических исследовательских   заданий,   имеющих   высокий   уровень   проблемности.   Ученик   совершает логические  операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.   По   форме   организации   исследовательские   работы   могут   быть   разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия, подготовка доклада, конструирование и модулирование.      Метод программированных заданий.  Этот метод, при котором учащиеся с помощью особым образом подготовленных средств, могут приобретать новые знания и новые действия.       Бинарные методы обучения.      Методы преподавания:                                    Методы учения: 1) сообщающий;                                            1) исполнительный; 2) объяснительный;                                       2) репродуктивный; 3) инструктивный;                                        3) практический; 4) объяснительно­побуждающий;               4) частично­поисковый; 5) побуждающий;                                          5) поисковый.            Сообщающийся   метод   преподавания   представляет   систему   приемов,   обеспечивающих сообщение   учителем   фактов   или   выводов   без   достаточного   их   объяснения,   обобщения   и систематизации.          Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную   деятельность   школьников   в   основном   по   образцу,   используя   ранее   приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивания изложенных фактов и выводов без критического анализа и осмысления.        Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.          Репродуктивный  метод   учения  –  система   таких  приемов,   как  слушание  и   осмысление, восприятие,   наблюдение,   систематизация   фактов,   решение   типовых   задач,   анализ   и   тому подобное. Применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.          Инструктивный метод преподавания – учитель инструктирует учащихся о том, что надо делать и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.      Практический метод учения предполагает практические и физические способности учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием следующих приемов: а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения. б)   деятельности, рационализацией и изобретением.   связанной   с   техническим   моделированием   и   конструированием, Объяснительно­побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения   и   побуждения   ученика   к   самостоятельным   действиям   поискового   характера. Учебный   материал   частично   объясняется   учителем,   а   частично   дается   учеником   в   виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.          Частично­поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником,   с   его   собственной   поисковой   деятельностью   по   выполнению   работ,   требующих самостоятельного   прохождения   всех   этапов   познавательного   процесса.   Преобладающими приемами   учения   здесь   чаще   всего   является   слушание   и   осмысление,   анализ   фактов, систематизация, поиск решения проблем.      Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.       Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.                            5.Структура проблемного урока. Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяет логику анализа   урока.   Под   структурой   понимают   различные   варианты   взаимодействия   между элементами   состава,   возникающие   в   процессе   функционирования   объекта.   Структурными элементами проблемного урока являются: *актуализация прежних знаний учащихся; *усвоение новых знаний и способов действия; *формирование умений и навыков. Эта   структура   отражает   основные   этапы   учения   и   этапы   организации   современного   урока. Поскольку   показателем   проблемности   урока   является           наличие   в   его   структуре   этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: *возникновение проблемных ситуаций и постановка  проблемы; *выдвижение предположений и обоснования гипотезы; *доказательство гипотезы; *проверка правильности решения проблемы. Структура   проблемного   урока,   представляющая   собой   сочетание   внешних   и   внутренних элементов   процесса   обучения,   создает   возможность   управления   самостоятельной   учебной деятельностью ученика. Проблемное обучение в преподавании ОБЖ. Как показывает практика, проблемное обучение можно успешно использовать в преподавании ОБЖ. Следует отметить, что не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает истинную проблемную ситуацию.  Так, например, вопросы типа: «Как называется шкала оценки силы   ветра?»,   «Когда   впервые   было   применено   ядерное   оружие   в   военных   целях?»,   ­   с психолого­дидактической  точки   зрения   не  являются   проблемными,  т.к.  ответ  на  них  можно получить   из   справочной   литературы   без   какого­либо   участия   мыслительного   процесса. Проблемная   задача   обязательно   должна   вызывать   умственную   активность.   Учитывая,   что содержание   проблемного   обучения   представляет   систему   учебных   задач   различного   уровня сложности, то следует дифференцированно подходить к их решению. Рассмотрим некоторые примеры проблемного обучения на уроках ОБЖ.                                                                 Так, в 6 классе на уроке по теме «Аптечка. Природные лекарственные средства» после выяснения   состава   медицинской   аптечки   перед   учащимися   может   быть   сформулирована проблема:   что   делать,   если   аптечки   в   экстремальной   ситуации   не   оказалось   рядом?   Эта проблемная задача позволяет учителю не только перейти к   изучению природных лекарственных средств, но и мотивировать ребят к теоретическому исследованию данного вопроса. Работая с гербариями   растений   и   справочной   литературой,   шестиклассники   изучают   морфологические особенности представителей лекарственной флоры, их лечебные свойства и применение. При этом внимание учащихся следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.      Проблемное изложение материала можно использовать в 7 классе при изучении чрезвычайных ситуаций   природного   характера.   Например,   на   уроке   по   теме   «Землетрясения,   причины   их возникновения» учитель начинает объяснение нового материала с того, что приводит примеры крупнейших землетрясений ХХ­ХХI вв., дает определение стихийного  бедствия, а затем ставит перед   учащимися   проблемную   задачу:   «Каков   механизм   возникновения   землетрясений?».   В результате   создается   ситуация   познавательного   затруднения.   После   чего   учитель   не   просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные причины возникновения землетрясений. На таких примерах учащиеся учатся логике  рассуждений  при решении проблем, их анализу, глубже усваивают учебный материал.          Проблему, обозначенную на уроке учителем, учащиеся могут решать и самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Так, при изучении темы «Загрязнение атмосферы» в 8   классе   обучающимся   можно   предложить   следующую   проблему:   «Каково   состояние атмосферного   воздуха   в   школе?».   Ее   решение   предполагает   выполнение   не     только теоретических, но и    практических исследований, которые потребует новых знаний и овладение новыми умениями.          И, наконец, высший  уровень проблемного обучения – проблему  ставят и решают сами ученики. Как правило, он применяется только в старших классах, когда обучающиеся уже имеют достойную   теоретическую   базу   и   определенный   уровень   мировоззрения,   что   позволяет   им поставить проблему и решить ее. В этом случае задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы нацелить ребят на постановку проблемы и стимулировать их познавательную активность. Этот уровень проблемного обучения может быть успешно реализован на уроках ОБЖ в 9 классе, где ряд   тем   предполагает   самостоятельную   постановку   и   решение   проблемы.   Например,   «Как защитить организм от переутомления?», «Сколько лет жить человеку?». Следует отметить, что подобные   проблемные   задачи   носят   межпредметный   характер   и   требуют   творческой переработки учебной информации, полученной при изучении биологии, химии и др. Заключение.          Исходя из вышеизложенных фактов, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития человечества   проблемное   обучение   просто   необходимо,   так   как   формирует   гармонически развитую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, а, следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет   более защищен от стрессов.      Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с   одной   стороны,   более   дифференцированно   подходить   к   изучению   данного   предмета,     а   с другой   –   работать   с   группами   обучающихся,   которые   имеют   различный   уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы. 8.Литература.          1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории /М.И. Махмутов – М.:Педагогика, 1975. – 368 с.          2.   Методические   материалы   и   документы   по   курсу   «Основы   безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.      3. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.      4. Скаткин М.Н.  Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин – М. Педагогика, 1980. – 240 с.

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ

Проблемное обучение ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2017