Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Оценка 4.7
Научные работы
doc
математика
5 кл
08.06.2018
Итоговая работа по методике преподавания математики
ТЕМА: «Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
курсы итоговая работа.doc
министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Итоговая работа
по методике преподавания математики
ТЕМА: «Методика организации современного урока математики в
условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Слушатель курсов повышения
квалификации: Кохтенко Е.Ю.
учитель математики
МБОУ лицей №11 г.Шахты
Руководитель:
Андреева Л.Н.,
преподаватель математики ГБПОУ РО «ШПК»
2015 Пояснительная записка
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество
нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих
принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а
также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя
некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем
им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.
Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать
универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия
поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он
сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить
приоритеты и определить цели.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС),
отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты,
обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных
ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация
стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять
эти знания в практической деятельности.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных
от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Теоретическая часть
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается
на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество
с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
8. Урок изучения нового.
Это:
традиционный
(комбинированный),
лекция,
экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью
выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых
условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет
целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести
планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных
действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает
благоприятные условия для реализации требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:
Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка
проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой
и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия
для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру
учебной деятельности.
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем,
установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный
материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах
урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый
его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств
с применением как традиционных, так и инновационных педагогических
технологий.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок
закрепления)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,
навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения
поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Актуализация знаний.
С целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Выявление знаний,
проверка уровня
сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или
умений и навыков,
степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для
каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками
сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля
формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и
совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует
коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия). Критерии современного урока
Критерии
Компетентность
педагога в области
постановки цели и
задач урока
Показатели
Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат
обучения
Соответствие цели урока возможностям,
способностям,
потребностям учащихся данного возраста
Реальность выполнения поставленной цели в течение одного урока
Представление задач урока как системы действий учителя по
Компетентность
2.1. Учитель запланировал задание, способствующее актуализации
достижению цели урока
педагога в области
мотивирования
учащимся личностного опыта и
пониманию ограниченности имеющихся умений для решения
обучающихся
поставленной задачи или учебной проблемы
2.2. Учитель планирует постановку учащимися цели учения
2.3. Учитель использует методические приёмы вовлечения учащихся
в деятельность при изучении нового материала
2.4. Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы
ученики почувствовали свой успех
2.5. Учитель поддерживает интерес к познанию посредством
организации самооценивания учеником степени достижения цели учения
3.1. Учитель демонстрирует знания основ преподаваемого предмета
3.2. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках
информации (учебники, учебные и методические пособия, медиапособия,
ЦОРы и др.)
3.3.3Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и
будущими темами по преподаваемому предмету
3.4. Учитель показывает связь темы урока с вопросами, изучаемыми
Компетентность
педагога в предмете
преподавания
(уровень
владения
материалом
учебным
по
предмету)
по другим предметам школьной программы
Компетентность
педагога в методах
4.1.
технологии
Учитель использует информационнокоммуникационные
преподавания (уровень
методической
грамотности).
4.2. Учитель владеет методиками интерактивного обучения
4.3.Представленные в конспекте методы обучения соответствуют
поставленным целям и задачам, а также содержанию изучаемого материала,
условиям обучения и времени урока.
Компетентность
в области организации
5.1. Учитель ставит задачи, структурирующие и организующие
деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном,
учебной деятельности
обобщающем и заключительном
5.2. Учитель владеет методами организации индивидуальной и
совместной деятельности учащихся,
поставленных целей и задач
направленной на решение
5.3. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся
самостоятельно рассуждать
5.4. Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания,
взаимооценки и самооценки обучающихся Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом
зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает
затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно
самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности
решения тех или иных учебновоспитательных задач на уроках, принять их во
внимание при дальнейшем проектировании учебновоспитательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает
особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои
собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока,
навряд ли когданибудь понастоящему глубоко освоит ФГОС второго
поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и
деятельности учащихся на уроке;
развивать умения устанавливать связи между условиями своей
педагогической деятельности и средствами достижения целей;
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты
своего педагогического труда;
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь
между способами действий и конечным результатом урока.
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
межличностные отношения;
недостатки биологического и психического развития;
недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока,
конкретизируемой в
дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика плана урока: содержание учебного материала;
методы обучения;
приёмы обучения;
формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
разбор этапов урока, т.е. как используемые учебновоспитательные
элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение
конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
анализ каждого элемента урока;
его вклад в достижение результата;
доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
насколько структура урока соответствовала общей цели;
соответствие возможностям класса;
анализ стиля отношений учителя и учащихся;
влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
формирование универсальных учебных действий на уроке;
определение разрыва между общей целью урока и результатами
урока;
причины разрыва;
выводы и самооценка. Практическая часть
Дата: 17.10.2014 года
Тема урока: «Уравнения»
Задачи освоения основной образовательной программы:
1)предметные: систематизировать знания учащихся об уравнениях;
продолжить работу по формированию решения уравнений, содержащие более
одного арифметического действия.
2)метапредметные:
регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат;
познавательные УУД: выбирают знаковосимволические средства для
построения модели;
коммуникативные УУД: вносят коррективы, дополнения и способ своих
действий;
3)личностные: Ответственное отношение к учению, развивать умение
контролировать процесс и результат учебной деятельности, формирование у
учащихся учебноисследовательскую работу.
Вид урока: комбинированный
Тип урока: закрепление изученного материала
Методы:
словесные;
наглядные;
практические;
методы устного контроля и самоконтроля.
Оборудование урока:
интерактивный экран;
электронная презентация с необходимыми заданиями. Ход урока
1.Организующее начало урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Доброжелательный настрой
учителя, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Нука, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
Здравствуйте! Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте.
Садитесь.
2. Оздоровительная минутка.
Ребята в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит. Давайте
сотворим солнце в себе.
«Сядьте удобно, возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте в своем
сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет
любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир.
Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще
больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость,
тепло, нежность, ласку. Теперь звездочка большая, как солнце. Оно несет тепло
всемвсем. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на
уроке. 3.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем решать уравнения и составлять
уравнения по задачам.
Начнем работу с математической разминки.
4.Устный счет.
а) 72:8
+51
:15
*9
+14
_________
50
б) 56:7
*5
13
:9
+17
________
20
в) 63:9
+33
:8
*13
25
________
40
г) 54:6
+41
:5
*7 17
_________
53
4. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня 5В распределил выражения на 4 столбика. Объясните по
какому принципу?
Слагаемое
уменьшаемое вычитаемое
выражение
х+17=60
60=а+51
х13
а51=60 62=100у
78а
с43=81 70с=68
59+х=59
1 группа. Как найти неизвестное слагаемое?
а45=91
78у=34
у+11
2 группа. Как найти неизвестное уменьшаемое?
3 группа. Как найти неизвестное вычитаемое?
4 группа. Что называется уравнением?
5.Закрепление.
2 задание. Ребята давайте построим дом. Для этого необходимо решить
уравнения.
36 + (х – 13) = 41
х = 18
(x – 5)–28=32
Х = 65
63 ( х + 23)=29
Х = 11
6.Физкульминутка.
Показываем руки Руки в стороны
Показываем руки
Руки разводим (как плаваем)
Показываем руки
Руки поднимаем вверх и встряхиваем
Показываем руки
Руки вверх и хлопаем
3 задание.
В корзине было несколько грибов.
После того как в неё положили ещё
27 грибов, их стало 75.
Сколько грибов было в корзине?
х + 27 = 75
х = 48
В спортивном лагере 322 человека.
Когда несколько человек ушли в поход,
В лагере осталось 275 человек.
Сколько человек ушли в поход?
322 х = 275
х = 47
В рулоне было несколько метров
ткани. После того, как отрезали 9 м,
осталось 23 м.Сколько метров ткани
было в рулоне?
х 9 = 23
х = 32
.
4 задание. Решите уравнения и заполните основную таблицу.
30
70
137
85
13
35
25
60 З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е
7
100р=40
60
Е
140
Ю
в+35=65
63
В
65
Р
х+75=100
175
Ъ
55
Ы
230+а=300
84
А
70
Д
у60=95
35
В
у37=100
63
Р
145
Т
120
Е
150а=85
63
В
65
Р
134
Я
77
Ж
25
Ь
75
Я
30
Р
137
О
77
Ж
Ребята. Какое слово мы отгадали? ЗДОРОВЬЕ. Девять десятых нашего
счастья основано на здоровье. (Артур Шопенгауэр). Дорогие ребята берегите
свое здоровье . 7.Итог урока.
Распределять уравнения по компонентам
Решать уравнения, содержащие одно арифметическое
действие
Решать уравнения, содержащие более одного
арифметического действия
Составлять уравнения по задаче
Оцени себя
Ребята закройте глаза и прокрутите урок как кинопленку и подумайте над
таким вопросом «Что понравилось?»
«Что запомнилось?»
8.Домашнее задание. П.10, №396, №400
Самоанализ урока математики в 5 «Б» классе учителя математики
МБОУ лицей№11 г.Шахты
Кохтенко Елены Юрьевны
Тема урока: «Решение уравнений».
__урок по данной теме.
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие
задачи:
1)предметные: систематизировать знания учащихся об уравнениях;
продолжить работу по формированию решения уравнений, содержащие более
одного арифметического действия.
2)метапредметные:
• регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат;
• познавательные УУД: выбирают знаковосимволические средства для
построения модели; • коммуникативные УУД: вносят коррективы, дополнения и способ своих
действий;
3)личностные: Ответственное отношение к учению, развивать умение
контролировать процесс и результат учебной деятельности, формирование у
учащихся учебноисследовательскую работу.
Данный тип урока включает организационную часть, оздоровительную
минутку, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний,
связанных с предстоящей работой, закрепление изученного материала,итог
урока и домашнее задание.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и
методы:
• словесные (беседа, работа с текстом задачи,);
• наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);
• письменных и устных упражнений,
• методы устного контроля и самоконтроля.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды
проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах.
Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои
знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала,
сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы
по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно,
логично.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы
и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют решать
уравнения, содержащие более одного арифметического действия; умеют
составлять уравнения по задаче. Материал, подобранный для урока был
доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения
урока себя оправдали.
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Методика организации современного урока математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.