«Игры детей «Полюса холода» для детей младшего школьного возраста Программа внеурочной деятельности направление: спортивно-оздоровительное
Оценка 4.7

«Игры детей «Полюса холода» для детей младшего школьного возраста Программа внеурочной деятельности направление: спортивно-оздоровительное

Оценка 4.7
docx
01.12.2020
«Игры детей «Полюса холода»   для детей младшего школьного возраста  Программа внеурочной деятельности направление: спортивно-оздоровительное
Программа ДПХ - конференция.docx

Конференция «Верхоянск – Полюс Холода»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхоянская средняя общеобразовательная школа им.М.Л.Новгородова»

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Игры детей «Полюса холода»

 

для детей младшего школьного возраста

 

Программа внеурочной деятельности
направление: спортивно-оздоровительное

 

(по проекту «Формирование личности ученика как достойного представителя циркумполярной цивилизации»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Составители:

Юмшанова Марфа Николаевна, учитель начальных классов

Потапов Олимпий Андреевич, учитель физической культуры

МБОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л.Новгородова»


 

 

г. Верхоянск - 2019 год

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Игры детей Полюса холода»  1–4-й классы

 

 

Юмшанова Марфа Николаевна, учитель начальных классов

Потапов Олимпий Андреевич, учитель физической культуры

 

 


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Планируемый результат
  4. Тематическое планирование
  5. Методические рекомендации
  6. Ожидаемый результат
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  8. Список литературы
  9. Календарно-тематический план

 

Пояснительная записка

 

Верхоянск является полюсом холода Северного полушария. Природно-климатические условия Верхоянского района Республики Саха(Якутия) определяют необходимость внесения существенных изменений в процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре с учетом региональных потребностей.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игры детей Полюса холода» МБОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л.Новгородова» для 1-4классов разработана через региональные и традиционные виды игрнародов Севера, национальные и народные игры других народов для формирования спортивного мастерства. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности детей полюса холода.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры детей Полюса холода» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в физическом развитии.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
  • О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

 

Количество часов и место в учебном плане

Программа рассчитана на 66 часа в год 1-ые классы и 34 часа 2-4 классы, с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия в 1-2 классах 25-30 мин, в 3-4 кассах 40-45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Цели программы: 

-          Здоровьесбережение младших школьников; 

-          Развитие ловкости, быстроты, силы;

-          Освоение культурного наследия детей Полюса холода.

Задачи:

Образовательные:

-          Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

-          Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

-          Формирование интереса к народному творчеству.

-          Расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:

-          Развитие познавательного интереса к народным играм (игры Верхоянского округа), включение их в познавательную деятельность;

-          Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

-          Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

-          Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

-          Воспитание чувства коллективизма;

-          Формирование установки на здоровый образ жизни;

-          Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

 

Содержание программы

Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу «Игры детей Полюса  холода» вошли:

·         региональные игры Верхоянского района, игры народов Севера; (Краткое описание Верхоянского округа/Худяков И.А)

·         спортивные игры;

·         подвижные игры;

·         игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.

Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.
  3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).

Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

 

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1 раздел – «Подвижные игры народов Севера», (региональные игры Верхоянского района, игры народов Севера);с 1-го по 4-й класс.

2 раздел – «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.

3 раздел – «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.

4 раздел – «Спортивные игры», изучается с 1-го по 4-й класс.

5 раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с народными играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся и позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

 

Цели изучения по каждому разделу

 

«Подвижные игры народов Севера»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и малой родине. На первом занятии проводится знакомство с историей народов Севера и их игры.

 

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Спортивные игры»

Цели: разучивать и знать правила поведенияво время игры. Овладевать навыкамисамоконтроля в общении со сверстниками.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

 

Основы знаний о подвижной игре.

«Региональные игры и игры народов Севера»

- Что такое народная игра? Что такое региональные игры? Что такое игры народов Севера? Познакомить с историей народной подвижной игры.

- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. Выработка правил. Региональные игры по описанию Верхоянского округа И.А.Худякова (якутские народные игры народов Севера):

1.      - Кус - хаас (Утки и гуси)

2.      - Хала  сиэң  дуо? (Поешь ли ты кадыкового жиру?)

3.      - Быльльаһар (Война)

4.      –Мээчик сэриилэһэр (Отнимание мяча)

5.      –Бѳрѳ уонна атыыр (Волк и жеребец)

6.      –Кулун  куллуруһар (Жеребята)

7.      –Хайах  хастаһар (Масло разворачивать)

8.      – Үңкүүү  үңкүлүүллэр (Хоровод)

9.      –Харах  симэр (Жмурки)

10.  – Бэлэһэх  кистэһии (Прячущий  перстень)

11.  - Бѳҕѳс (Борцы)

12.  –Мас  тардыһыы (Перетягивание палки)

13.  –Мас  тэбэр( Дерево пинать)

14.  –Тѳргүү  ытар (Сшибание палкой - на меткость)

15.  –Ох  саанан  тѳргүү  ытыы (Стрельба из лука в пари)

16.  –Хаастыы  хаамыы (Ходьба по-гусиному)

17.  - Куобахтыы (Прыгать по-заячьи)

18.  –Табалыы  ойуу (Прыжок по-оленьи)

19.  –Ѳрѳ  кѳтѳр (Прыжок на одном месте)

20.  - Ыстаңалыы (Прыганье)

21.  - Холоһуу (Перетягивание средними пальцами)

22.  - Суордаһыы (Тянуть по-вороньи)

23.  –Салаан  ылар (Не сгибая колени достать с полу)

24.  –Истиэнэни  салыыр (Став стеною к стене, трогать стену, откинув голову назад)

25.  –Тутум  эргиирэ (Став на корточки, уткнув палку, подвертываются под нее)

26.  - Хабылык (Игры черепками)

27.  - Ѳртѳгѳй (Юлка)

28.  - Күүгүнэс (Волчок)

29.  –Талах оонньуулар (Тальниковые игрушки)

 

1.    Утки и гуси (кус-хаас буолар — «быть уткой и гусем»). На сухом месте (на поле, что для якутов равносильно слову на дво­ре или на улице) чертят две «воды», два озера. «Утки» и «гуси» садятся на этих озерьях и «перелетают» (перебегают) с одного на другое. Уток и гусей бывает столько, сколько играющих; за исключением одного, который называется соколом (мохсоҕол). Сокол становится между двумя «водами» и ловит уток и гусей во время перелета. Первый же пойманный должен лечь око­ло соколиного места и делается «соколиным яйцом» (мохсоҕол сымыыта); второй пойманный тоже ложится, но первый в это время уже встает на ноги и становится соколиной самкой (мохсоҕол тыһыта). Когда сокол поймает третьего, то второй в свою очередь встает на ноги и становится соколиной самкой; первый же становится настоящим соколом. Когда поймают четвертого, третий становится соколиной самкой, а второй — настоящим соколом. Впрочем, число настоящих соколов не может увеличи­ваться больше трех: и они вместе ловят всех гусей и уток. Если сокол невзначай вступит на воду, то пропадает.

 

2.    «По­ешь ли ты кадыкового жиру?» (Хала сыата сиэҥ дуу?).  В эту игру играют большие и малые, и она совершается с большим шумом и криком. Утка иной раз вызывает сокола: «По­ешь ли ты кадыкового жиру?» (Хала сыата сиэҥ дуу?). Сокол от­вечает на это: «Потянемся!» (Көхөлөһүөх!). И они схватываются средними пальцами; если перетянет сокол, то утка пропадает и наоборот. Из уток последней остается, разумеется, самый быс­трый и сильный человек. Три сокола стоят против него. Утка задирает: «Поешь ли ты жиру кадыка?» (Хала сиэҥ дуу?). Тогда соколы втроем нападают на утку, и если утка втащит всех троих соколов в воду, то, значит, утки и гуси сильнее соколов, и нао­борот.

 

3.    Война (сэрии былдьаһар — «отнимать войско»). Играю­щие разделяются поровну на две стороны, составляя два наро­да. Границей посреди обоих народов проводится «река». Иногда этой рекой служит естественная яма или ложбина, по обе сторо­ны которой и садятся люди. Каждый народ имеет своего «гос­подина» (тойона); господином выбирают сильного человека. Вот один господин посылает к другому посла и требует от того людей. Тот отвечает: «Вот, возьми этого человека!» — и дает кого-нибудь по своему выбору. Этот становится на одно колено на своем берегу реки; посол делает тоже на противоположном берегу; затем оба тянутся руками; и кто перетянет противника, тот приобретает лишнего человека к своему народу. Наконец, дело дойдет до того, что на которой-нибудь стороне господин остается один. Тогда другой господин приказывает спросить у первого: «Даст ли он мне дань, сделается ли моим подчинен­ным? Или брать его силой?» Тот отвечает: «Пусть возьмет си­лой!» (Кыайан ыллын) или «Я еще буду силиться» (Мин өссө күүһүлэһиэм). Тогда господин, владеющий всеми людьми, вы­бирает из среды своих трех сильных человек и посылает их к реке для состязания с непокорным господином. Эти посланные становятся на колени и поодиночке тянутся с господином; если они его перетянут, то, значит, и весь народ завоеван. Если же он поодиночке перетянет их всех троих, то зовет к себе самого господина: «Пусть сам тойон приходит». Призвавши, он скажет ему: «Сравнявшись этим, мы с тобой перестанем ли воевать? Мы, «сами господа», будем ли друг у друга отнимать славу?» (Эн биһикки манан тэҥнэһэн уурайыахпыт дуу? Икки тойон бэйэбит аат быльдьаһыахпыт дуу?). Если противник опасается еди­ноборства, то отвечает: «Мы и прежде жили с тобою хорошо, значит, мы будем жить (ходить) равными; так хорошо будет» (Биһиги уруккуттан даҕаны учугэйдээх баарбыт, ол тэҥнэһэн сырыттахпытына учугэй буоллаҕа). Если же не струсит, то ска­жет: «Пусть пересилит один из нас!» (Биир кыайбыппыт буоллун!). И опять тянутся. Кто перетянет, тот берет весь народ. Если же согласны на мир, то разделяют народ ровно по-прежнему и игра продолжается.

4.    Мээчик сэриилэһэр. Похожа на предыдущую. Выбира­ются два тойона, каждому дается равное число народа. Из войска (или народа) выходят по одному человеку, которые, становясь друг от друга на значительном расстоянии, бросают друг другу мячик. Если один из состязующихся не будет ловок и не подхва­тит, то переходит в плен к противникам. Если с этой стороны игрок очень ловок, то он заберет, наконец, в плен весь народ, останется только один тойон. Тойон-победитель предлагает или давать дань, и когда он (побежденный) согласится, то разделить народ по-прежнему и продолжать игру. Если же не согласен, тойоны тянутся средними пальцами и таким образом решают окончательную победу. Перетянутый дает словесную дань, и играют уже другую игру. Если же станут играть снова той же игрой, то выбирают тойоном уже другого человека, и всегда из самых сильных.

 

5.    Волк и жеребецөрө, атыыр буолар — «быть волком и жеребцом»). Один из играющих делается волком, другой — жеребцом, все остальные составляют табун кобыл. Табун ста­новится в кучку, жеребец ходит вокруг него, защищая от волка. Если волк побежит кругом табуна, и жеребец бежит с ним, не подпуская к кобылам. Если волк сильнее, то отталкивает жереб­ца в сторону и ловит кобыл. Если схватил которую-нибудь, то значит уже «съел» ее. Когда, наконец, волк «переест» всех ко­был, то жеребец барахтается с волком на поединке. Если волк повалит жеребца наземь три раза, то, значит, он его убил; но жеребец должен семь раз уронить волка, чтобы волк — помер (у эгинцев); или же жеребец помирает после семи падений, а волк — после девяти (у дулгалахцев). В иных местах эту игру играют иначе. Волк не «ест» кобыл поодиночке, а прежде вы­ходит на состязание с жеребцом; оба противника толкают друг друга плечами; если жеребец упадет, то волк берет весь табун. Вместо прежнего жеребца выбирается другой, и игра продол­жается.

 

6.    Жеребята (кулун куллуруһар). Ставши в круг, подверты­ваются друг другу под руки и бегут, догоняя друг друга. Преж­де в эту игру играли так. Взявшись за руки, подвертывались; а если у кого при быстром повороте оборвутся руки, то такой не пускается уже в игру, как неумелый. Если играющих девять че­ловек, то кружат девять раз; если двадцать, то — двадцать раз. Оборвавшиеся между тем ложатся на землю боком к играющим. Последние, кончив кружение, становились на четвереньки, де­лались «жеребятами» и с жеребячьим ржанием перепрыгивали через лежащих.

 

7.    Масло разворачивать (хайах xocтohop). На поле у столба садится самый сильный человек и, обхватывая столб обеими руками, держится, как можно крепче. За ним в ряд са­дятся другие, обхватывая и держась друг за друга и растягивая ноги по земле; при этом располагаются так, чтобы самые силь­ные были ближе к столбу, а самые слабые — в конце ряда; си­дящий у столба называется тоөоһо төрдө («гвоздь-корень»), а прочие все — хайахтар. Один сильный человек делается хайах хостооччу («вынимающим якутское масло») и должен, начиная с самого заднего и слабого, оторвать поодиночке всех сидящих. Если он очень силен, то зараз отрывает по три человека (хайахтар). И, оторвавши, ударяет один раз кулаком по темени. Если жалеет, то ударит легонько; а если нет, то — крепко. Таким об­разом вынимающий продолжает, пока не оторвет сидящего у самого столба, гвоздя-корня, и, оторвавши, тоже ударяет его по темени. Если же корень-гвоздь усидит, то он в свою очередь уда­ряет кулаком по темени вынимающего, и притом столько раз, сколько тот вынул «масла», т. е. сколько вынимающий сам дал колотушек. Если вынимающий не может оторвать последних двоих, то говорят: «Нельзя отколупать; масло в жбане изгнило» (Холлоҕостоох хайах сытыйда). Дети играют этой игрой без раз­личия полов, но если играют взрослые, то женщин не пускают. Корнем-гвоздем выбирается нарочно самый сильный человек, чтобы он отомстил за всех вынимающему масло.

 

8.    Якутский хороводҥкуу уҥкуулууллэр). Все становятся в круг, держа друг друга за руки. Среди круга становится «гвоздь» (үҥкүү тоҕоһото). Круг вращается вокруг гвоздя на одном мес­те. Первым запевает самый лучший песельник (мужчина или женщина). Певец выступает из круга одной ногой и запевает свою песню; за ним поют ее уже все. Когда песня кончится, сосед певца в свою очередь выступает одной ногой и запевает ту же песню; затем наступает очередь другого соседа, третьего и так дальше, пока, наконец, очередь снова доходит до первого певца (этээччи, или бастыҥ үҥкүүһүт). Теперь этот запевает уже но­вую песню, и хор повторяет ее же. Если певец знает много песен, то пляска продолжается долго. При этом во многих местах в каж­дой песне прибавляется припев: «Столпившись толпою, станем переступать, чтоб было счастье, пойдем вокруг» (Үөрдүспүччэ үөрэ-дьүөрэ үктүөн иһиэх, төлкө буоллун, төгүрүһэн иһиэх). Гвоз­дем стоит мужчина, и притом самый лучший. Если он похвалит кого-нибудь из поющих женщин, то может ее поцеловать; если же похвалит певца-мужчину, то заставляет его поцеловать ту, которой, по его мнению, он достоин.

 

9.    Жмурки (харах симэр — «глаза зажмуривать»). Одному из играющих завязывают глаза, и он с завязанными глазами должен ловить остальных (тутааччы). Когда переловит почти всех, остается, конечно, один (или несколько) самый ловкий и быстрый человек. Ловящий гоняется за ним и не может пой­мать. Тогда снимает с глаз платок и ловит без повязки. Если же и так не поймает оставшегося, то передает ему всех тех, кото­рых сам прежде поймал, и тот должен их поцеловать. Если же тутааччы поймает всех, то целует сам, кого хочет, или же пору­чает кому-нибудь поцеловать по своему желанию. Заставляет, например, старика поцеловать молодую девушку или бедного человека — почетную женщину; из-за этого выходят нередко обиды, ссоры; жалуются на оскорбление старостам, и дело окан­чивается или ничем, или пустяками. Вообще игры в жмурки и «мээчик хабар» самые употребительные в окрестностях Верхо­янска сравнительно с другими.

 

10.                       Перстень хоронят (бэлэһэх кистэһэллэр). Все игра­ющие садятся рядом; один становится «прячущим перстень» (бэлэһэх кистээччи); другой отгадывает, кому он его положил (таайааччы). Прячущий обходит сидящих и прячет перстень незаметно от отгадывателя кому-нибудь в пазуху. Отгадываю­щий может отгадывать на троих, если же не отгадает, то должен спеть песню. А если удачно отгадает на кого-нибудь, то этот че­ловек должен встать, отгадывающий целует его и садится на его место. Вставший становится прячущим (кистээччи), а прежний прячущий отгадывает и т. д.

 

11.                       Мээчик хабар. Якуты играют также в мяч, бросая его в землю, и, когда он отскочит, ловят его руками, что называется мээчик хабар (в Вер­хоянском улусе); пинают его ногами — мээчик тэбэр (в Жиганском улусе).

 

12.                       Борцы (бөҕөс).  Борцы борются; причем они бывают нагие, побежден­ному показывают оскорбительный кукиш, запачканный землею (буордаах кукушка), а победителю — стакан с кумысом, песня в его честь или чарку водки.

 

13.                       Перетягивание палок (мас тардыһыы). Тянутся палкой, кто кого перетянет (мас тардыһар).

 

14.                       Сбивают лучинку со столба ногой (мас тэбэр — «дерево пи­нать»).  Бабку, поставленную на расстоянии 5 саженей, сшибают пал­кой величиной с пол-аршина (төргүү ытар).

 

15.                       Стреляют из лука в мету; в пари идет ровдужный ремешок. В сказках этой игрой развлекаются даже на небе среди больших собраний. Метой становится кость, а призом — девица, напри­мер), дочь солнца. Обыкновенно никто не может попасть, пока не приедет, например, герой со среднего места (земли); он попа­дет сразу, берет девицу и едет дальше.

 

16.                       Ходить по-гусиному (хаастыы хаамар). Ходят на са­мых коленях, приподнимая руками обе ступни.

 

17.                       Прыгать по-заячьи (куобахтыы). Прыгают вперед со сложенными вместе ногами.

 

18.                       Прыжок по-оленьи (табалыы ойуу). Бегут и под конец делают прыжок на одной ноге и в заключение перепрыгивают на обе.

 

19.                       Прыжок со сложенными ногами (на одном месте).Өрө көтөр — отвесный прыжок со сложенными ногами (на одном месте).

 

20.                       Прыганье (ыстаҥалыы) на обеих ногах; задача в том, что­бы не останавливаясь пропрыгать большее расстояние.

 

21.                       Кылыйыы. Скачут на одной ноге; задача в том, чтобы сделать прыжок длиннее.

 

22.                       Холоһуу.  Взявшись средними пальцами так, чтобы составляли крюк, перетягивают друг друга (холоһуу).

 

23.                       (Тянуться) по-вороньи (суордаһыы). Тянут друг друга одной рукой, захвативши друг другу пять перстов.

 

24.                       Салаан ыл.  Расставивши ноги, не сгибая колен и заложив руки за спи­ну, достают с полу какую-нибудь небольшую вещь ртом (салаан ылар).

 

25.                       Лизнуть стену (истиэнэни салыыр). Став спиною к стене, лизнуть стену, откинув голову назад (истиэнэни салыыр).

 

26.                       Тутум эргиирэ. Став на корточки и уткнув в угол палку, подвертываются под нее, причем сильно ушибаются (зимняя игра в юрте).

 

27.                       Хабылык. Вроде русской игры черепками, роль которых исполняют лучинки в 2 дюйма длиною; эти лучинки называ­ются «кобылами», «жеребцами» и составляют семь или девять табунов. Жеребцы бывают с 1, 3, 5, 7 и 10 зубами; «двузубые» лучинки составляют кобыл. Начиная играть, каждый игрок име­ет обыкновенно от 70 до 80 лучинок. Если один игрок поймал десятизубого, то получает от противника десять лучинок; если семизубого или вообще с нечетным числом зубов, то получает от противника одну лучинку. Если же с четным числом зубов, то — ни одной. Игра состоит в том, что берут в пригорошню лучинки, бросают кверху, подставляя лицевую сторону рук, и затем перехватывают ладонью. При расчете каждая зарубина считается равной одной лучинке; большие играют в эту игру по 1 коп. серебром за лучинку, дети — на кусочек мяса.

 

 

28.                       Юлка (өртөгөй). Игра мелкими палочками, почти столь же тонкими, как спичка, и длиною вершка в 2 или I1; играют на деньги. Главная (деревянная) фигура делается в виде восьми­гранного большого волчка, которым вертит поочередно каж­дый из игроков; и смотря по тому, на которую грань она упадет, отдается или берется игроком особое число лучинок.

 

29.                       Волчок (күүгүнэс), делаемый в роде тальниковой воро­ночки с четырьмя дырочками; внутрь воронки кладется горя­чий уголь, светящийся через отверстия. Тогда воронку пускают вертеться по земле (по полу), как волчок.

 

30.                       Тальниковые игры (талах оҕо, талах ынах). Дети играют также «тальниковыми детьми», «тальниковыми коровам (талах оҕо, талах ынах).и, быками», сделанными из дерева.

 

Авторские игры учителя физической культуры Потапова Олимпия Андреевича:

1.      Балыктааһын (Рыбалка). Төгүрүк иһигэр фанеранан оҥоһуллубут араас быһыылаах балыктар. Балык кэннигэр чыыһылалар суруллубуттар. Оонньооччулар күөгүнэн кэлэн талбыт балыктарын тардан ылан хаптараллар. Оонньуу бүтүүтэ чыыһылалары суумалаан балыктарын ааҕаллар. Бу оонньуу оҕолору түргэнник,сөпкө суоттуурга, оонньуу хаамыытын түргэнник толорорго үөрэтэр, эрчийэр.

2.      Муҥхалааһын. Түөрт өттүттэн быаны соһуу, ким күүстэҕэ бу оонньууга биллэр.

3.      Бултааһын. Бу оонньуу икки хамаанданан арахсан сымнаҕас мээчигинэн бырахсыы, ханнык хамаанда оонньоочулара бары таптарбыт буоллаҕына оонньуу түмүктэнэр.

4.      Хаарынан бырахсыы.

5.      Тутум эргииригэр эрчиллэргэ аналлаах бэйэ оҥоһугун станога.

6.      Ууну туорааһын.

 

Игры на свежем воздухе.

- Ѳһѳс  торбос (Перетягивание веревки)

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

 

«Игры-эстафеты»

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Эстафеты с бегом и прыжками.

- Эстафеты с преодолением препятствий.

 

«Подвижные игры народов России»

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

 

 «Спортивные игры» Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.

«Подвижные игры» представлены 4 темами: «Сюжетные игры», «Бессюжетные игры»,  «Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, «Фестиваль подвижных игр».Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

 

Зимние забавы

-Зимой на воздухе.

- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежныхкомов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

Техника безопасности.

 

Личностными результатами внеурочной деятельности «Игры «Дети Полюс холода»являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами внеурочной деятельности «Игры «Дети Полюс холода»являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

 

1 класс  66 ч

Старинные якутские игры по описанию Верхоянского округа. История возникновения. Игры народов Севера. Правила игр. Техника безопасности. Подвижные  игры.  Эстафеты.

 

2 класс   34 ч

Здоровый образ жизни, личная гигиена. Профилактика травматизма. Старинные якутские игры по описанию Верхоянского округа. История возникновения. Игры народов Севера. Современные подвижные игры. История возникновения. Правила игр. Учебные игры. Проведение подвижных игр среди обучающихся 2-х классов.

 

3 класс 34 ч

Якутские национальные игры. История возникновения. Игры народов Севера. Олимпийские игры древности. Спортивные игры, не вошедшие в олимпиады. Лапта. История возникновения. Правила игры. Техника безопасности. Учебная игра. Соревнования среди учащихся 3-х классов. 

 

 4 класс 34 ч

Старинные якутские игры по описанию Верхоянского округа. История возникновения. Игры народов Севера.История возникновения. Олимпийские игры современности (летние, зимние). Малые олимпийские игры для учащихся 4-х классов Спортивные игры, не вошедшие в олимпиады.  Правила игры. Техника безопасности. Учебная игра. Судейство. Районное соревнование среди обучающихся 1-4-х классов.

Формы, методы занятий: Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице (на спортивных площадках школы), в спортивном зале. Занятия проводятся преимущественно в виде:

·                       спортивных игр,

·                       спортивных соревнований.                      

·                       викторин

·                       блиц – турниров

Виды деятельности: игровая, познавательная.  

 

 

Форма контроля

Месяц

Ответственный

1

Туристический поход «Осенние приключения».

сентябрь

Юмшанова М.Н

2

Игровая программа «В здоровом теле, здоровый дух».

декабрь

Школьный психолог

3

Развлекательно- игровая программа «Зимние забавы».

февраль

март

Потапов О.А.

4

Веселые старты посвященные «Дню здоровья» (кросс, «Золотая осень», День здоровья, школьный ысыах и т.д.)

сентябрь

май

Потапов О.А.

м/ш «Здоровье»

5

Мониторинг «Здоровье»

октябрь

май

Школьный фельдшер

6

Велопоход, рыбалка,

май

Юмшанова М.Н

7

Спортивные соревнования

по графику

Потапов О.А.

м/ш «Здоровье»

8

Показатели физической подготовленности

В начале и конце учебного года

Потапов О.А.

9

Мониторинг удовлетворительности родителей

По плану

Юмшанова М.Н.

10

Учет и достижения обучающихся

Юмшанова М.Н.

Горохова А.Т.

11

Шашки и шахматы

В неделю 2 раза

Графов Г.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 1 класса

2017-2018 учебный год

«Игры детей Полюса холода»

Разделы

Основные виды

деятельности

Кол-во часов

1

Подвижные игры народов Севера (Дети Арктики)

Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и малой родине. На первом занятии проводится знакомство с историей народов Севера и их игры. Дети Полюс Холода – дети Арктики. Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость.

19

2

Игры на развитие психических процессов.

Знать правила поведения при играх,самостоятельно играть в разученные

игры. Развитие восприятия, памяти,

мышления, внимания. Коррекция

эмоциональной сферы учащихся.

6

3

Подвижные игры. Подвижные игры народов России

Разучивать правила игры.

Умение сотрудничать в коллективе

сверстников в процессе проведения

подвижных игр. Учиться осознавать

свои трудности и стремиться к их

преодолению.

21

4

Спортивные игры.

Разучивать и знать правила поведения

во время игры. Овладевать навыками

самоконтроля в общении со сверстниками.

14

5

Эстафеты

Умение выполнять ОРУ, ведение мяча в движении, эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий, самостоятельно играть в разученные игры. Развитие скоростно-силовых способностей.

6

 

Итого

 

66

 

Тематическое планирование 2 класса

«Игры детей Полюса холода»

Разделы

Основные виды

деятельности

Кол-во часов

1

Подвижные игры народов Севера.

Знать правила поведения при играх.

Самостоятельноиграть в разученные игры.

Через игры народов Севера познавать

традиции, обычаи, особенности жизни

северного народа, приобщается к его культуре. Углубление знаний об истории, культуре игр народов Севера.

10

2

Подвижные игры. Игры на свежем воздухе.

Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.

8

3

Эстафеты

Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом и прыжками, с преодолением препятствий, самостоятельно играть в разученные игры. Развитие скоростно-силовых способностей.

6

4

Игры народов России

Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

6

5

Спортивные игры. Техника безопасности.

Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.

4

 

Итого

 

34

 

Тематическое планирование 3 класса «Якутские национальные прыжки»

 

Разделы

Основные виды

деятельности

Кол-во часов

1

Подвижные игры народов Севера.

Понимание роли и значения занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации на тему «Здоровье».

10

2

Эстафеты

Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.

8

3

Подвижные игры

Уметь ухаживать за своим организмом, знать правила личной гигиены, знать, как закаливать свой организм.

6

4

Игры народов России

Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

6

5

Спортивные игры.

Знать технику безопасности во время занятий спортивной деятельностью. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности

инвентаря и оборудования, организации места занятий

4

Итого

34

 

 

Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Основные виды

деятельности

Кол-во часов

1

Подвижные игры народов Севера.

Самостоятельно провести игры своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и малой родине. Знать правила поведенияво время игры. Проектная защита.

10

2

Эстафеты. Техника безопасности.

Овладевать навыкамисамоконтроля в общении со сверстниками.

Здоровьесберегающие беседы. «Как сохранить здоровье, где можно и где нельзя играть».

Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности

инвентаря и оборудования, организации места занятий.

8

3

Подвижные игры

Знать технику безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. Понимание роли и значения занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

6

4

Игры народов России

Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.

Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки учащегося.

6

5

Спортивные игры.

Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения во время игры, самостоятельно играть в различные игры. Умение выполнять общеобразовательные упражнения.

4

Итого

 

34

 

Методические рекомендации

При организации спортивных и подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на занятиях заключается, прежде всего, в следующем.

Если на проводимом занятии решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания и т.д.  Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности спортивных и подвижных игр по физической нагрузке должны быть доступныдля детей младшего школьного возраста и возрастать плавно, постепенно. Необходимо уделятьвнимание строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.

 

Планируемый результат:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр малой родины и Якутии, России;

- умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат:

1)учащиеся должны иметь представление об историческом наследии якутских и народных игр, о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

2) должны знать историю возникновения якутских и народных игр, правила проведения игр, эстафет и праздников, правила поведения и технику безопасности во время игры;

3) должны уметь выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость), проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём, применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учащихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

 


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Основная литература для учителя

 

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

Д

1.3

Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012 г.

Ф

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

 

2.1

О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.

Д

2.2

Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом “Академия” 2007 г.

Д

2.3

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-на-Дону, издательство “Феникс”, 2004 г.

Д

2.4

Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002

Д

3

Дополнительная литература для учащихся

 

3.1

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1–2 классы. М., БАЛАСС, 2012 г.

Ф

4

Учебно-практическое оборудование

 

4.1

Стенка гимнастическая

П

4.2

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

4.3

Мячи: набивные (1 кг), малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные.

К

4.4

Палка гимнастическая

К

4.5

Скакалка детская

К

4.6

Мат гимнастический

П

4.7

Кегли, флажки

К

4.8

Обруч детский

Д

4.9

Рулетка измерительная

К

4.10

Щит баскетбольный тренировочный

Д

4.11

Сетка волейбольная

Д

4.12

Аптечка

Д

4.13

Якутские игры: күүгүнэс, өртөгөй, кытыйа, ыаҕайа, хаамыска, хабылык, илим, хаты  быа.

К

4.14

Канат для лазанья

 

 

Список литературы

 

  1. Гуляев М. Д. Модернизация управления системойразвития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)) /М. Д. Гуляев. — Советский спорт, 2012.
  2. Гуляева С. С., Собакин П. И. Нормативно-правовойи управленческий опыт развития национальных видов спорта в Республике Саха (Якутия). /С.С. Гуляева, П. И. Собакин//Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2013.
  3.  Кочнев В. П. Применение физических упражнений,игр, национальных видов спорта в системе физического воспитания и образования в Республике Саха (Якутия). /В.П. Кочнев // Физическая культура и спорт в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона.  Якутск, 2004.
  4. Краткое описание Верхоянского округа/Худяков И.А-Якутск: Бичик,2016
  5. Международные спортивные игры «Дети Азии» –- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовкиспортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ.ред.М.Д. Гуляева. – Якутск: РИО медиа-холдинга, 2016
  6. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна, изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432 с.
  7. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система “Школа 2100”, серия “Методическая библиотека учителя 
    начальной школы”.
  8. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 61 с. – Стандарты второго поколения.
  9. Рабочая программа по физической культуре, 1-4 класс/ Сост. А.Ю.Патрикеев. - М.:ВАКО, 2015
  10. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011. - 251 с.
  11. Физическая культура. 1–4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012. -128 с.
  12. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 140 с.
  13. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1, 2/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е. – М.: Баласс, 2012. -80 с.
  14. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы /Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. - М.: ВАКО, 2011. – 48 с. Контрольно-измерительные материалы

 

Календарно – тематическое планирование 1 класс

 

№ п/п

Тема занятия

Раздел

Дата

1-2.

Введение. Основы знаний о подвижной игре народов Севера.

ИНС

4.09

8.09

3

Игры на свежем воздухе. Техника безопасности.

ИНС

11.09

4

Туристический поход «Осенние приключения». Игры на свежем воздухе.

ПИ

15.09

5.

Игры-эстафеты. Веселые старты посвященные «Дню здоровья»

Э

20.09

6.

Кросс нации.

СИ

22.09

7

Игры на свежем воздухе. Региональные игры «Кус - хаас».

ИНС

25.09

8

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! Личная гигиена человека.

ИРПП

29.09

9

Игровая программа «В здоровом теле, здоровый дух».

ИРПП

02.10

10-11.

Подвижные игры разных народов. Игра « Блуждающий мяч», «Не упусти мяч».

ПИ

06.10

09.10

12-13.

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

ИНР

13.10

16.10

14-15

Спортивные игры на свежем воздухе. Техника безопасности.

СИ

20.10

23.10

16-17

Региональные игры «Ѳрѳ  кѳтѳр», «Ыстаңалыы».

ИНС

27.10

30.10

18-19

Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

ИНР

10.11

13.11

20

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

ИНР

17.11

21

«Мои спортивные достижения»

ИРПП

20.11

22-23

Региональные игры «Хаастыы  хаамыы», «Мас  тэбэр»,

«Тѳргүү  ытар»

ИНС

24.11

27.11

24-25

Ойбонтон  уулааһын. Көтөх  ынаҕы  туруоруу.

ИНР

01.12

04.12

26-27

Мунха  соһуута. Сыалыһардааһын

ИНР

08.12

11.12

28

Мунха  соһуута. Сыалыһардааһын

ИНР

15.12

29

Мүһээ   былдьаһыыта. Мас  тардыһыыта

ИНР

18.12

30

Мүһээ   былдьаһыыта. Мас  тардыһыыта

Э

22.12

31

ϴһөс  торбос. Хайах  хостооһун.

ПИ

25.12

32

Региональная игра «Мээчик  сэриилэһэр»

ИНС

12.01

33-34

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

ИНР

15.01

19.01

35-36

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

ИНР

22.01

26.01

37-38

Игры эвенского народа. Разучивание игры

-

ИНС

29.01

02.02

39

Развлекательно- игровая программа «Зимние забавы».

Эстафеты.

Э

05.02

40-41

Игры эвенкийского народа. Разучивание игры

-

ИНС

09.02

12.02

42

Анкета «Моё свободное время». Настольные игры народов Севера.

ИРПП

16.02

43-44

Игры юкагирского народа. Разучивание игры

-

ИНС

26.02

02.03

45-46

Настольные игры народов Севера.

СИ

05.03

09.03

47-48

Разучивание игры «Быстро по местам».

Настольные игры «Хабылык.   Хаамыска»

ИНС

12.03

16.03

49

Настольные игры «Хабылык.  Хаамыска»

ИНС

19.03

50-51

Состязательные игры народов Севера

«Куобахтыы» (Прыгать по-заячьи), «Табалыы  ойуу» (Прыжок по-оленьи)

ИНС

02.04

06.04

52

Эстафеты с преодолением препятствий. Зимние забавы.

Э

09.04

53-54

Настольные игры «Хабылык.  Хаамыска.»

ИНС

13.04

16.04

55

Игры-соревнования по настольным играм.

ИНС

20.04

56

Разучивание региональные  игры «Холоһуу», «Суордаһыы»

ИНС

23.04

57

Мониторинг «Здоровье», «Каким я был. Каким я стал».

ИРПП

27.04

58

Игры на свежем воздухе.

ПИ

30.04

59-60

Спортивные игры: «Брось — поймай».Разучивание игры «Выстрел в небо»

СИ

04.05

07.05

61-62

Спортивные игры: «Охотники и утки», «Тутум  эргиирэ».

СИ

11.05

14.05

63

Туристический поход.

ИНС

18.05

64

Веселые старты посвященные «Дню здоровья»

ПИ

21.05

65-66

Эстафеты по бегу – школьный  ысыах.

Э

ИНС

25.05

28.05

 

ИНС - «Подвижные игры народов Севера»

ИНР – «Игры народов России».

ПИ –   «Подвижные игры».

СИ –   «Спортивные игры».

Э -       «Эстафета».

 

 

 


 

Конференция «Верхоянск – Полюс

Конференция «Верхоянск – Полюс

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры детей

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры детей

Постановление Правительства

Постановление Правительства

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры

Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений

Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений

Когда сокол поймает третьего, то второй в свою очередь встает на ноги и становится соколиной самкой; первый же становится настоящим соколом

Когда сокол поймает третьего, то второй в свою очередь встает на ноги и становится соколиной самкой; первый же становится настоящим соколом

Если же станут играть снова той же игрой, то выбирают тойоном уже другого человека, и всегда из самых сильных

Если же станут играть снова той же игрой, то выбирают тойоном уже другого человека, и всегда из самых сильных

Гвоз­дем стоит мужчина, и притом самый лучший

Гвоз­дем стоит мужчина, и притом самый лучший

Прыжок со сложенными ногами (на одном месте)

Прыжок со сложенными ногами (на одном месте)

Оонньуу бүтүүтэ чыыһылалары суумалаан балыктарын ааҕаллар

Оонньуу бүтүүтэ чыыһылалары суумалаан балыктарын ааҕаллар

Зимой на воздухе. Скатывание шаров

Зимой на воздухе. Скатывание шаров

Правила игры. Техника безопасности

Правила игры. Техника безопасности

Тематическое планирование 1 класса 2017-2018 учебный год «Игры детей

Тематическое планирование 1 класса 2017-2018 учебный год «Игры детей

Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей

Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей

Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Спортивные игры. Развитие выносливости

Спортивные игры. Развитие выносливости

Якутии, России; - умение работать в коллективе

Якутии, России; - умение работать в коллективе

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника –

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника –

Примерные программы по учебным предметам

Примерные программы по учебным предметам

Мунха соһуута. Сыалыһардааһын

Мунха соһуута. Сыалыһардааһын
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020