Открытый урок по математике 6 класс.
Учитель Самедова С.С.
Тема: «Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей»
25.10.18г.
Цели урока:
обучающие: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; вырабатывать умения по применению полученных знаний при решении задач с практическим содержанием;
развивающие: создать условия для развития наглядно-образного мышления, логического мышления, умения анализировать, наблюдать и делать выводы; создать условия для развития познавательного интереса обучающихся; продолжить формирование математической речи;
воспитательные: расширение общего кругозора обучающихся; воспитывать интерес к предмету; показать роль математических знаний и умений в жизни; формировать культуру познавательной деятельности, вычислительную культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; формирование навыков самоконтроля, самооценки.
Тип урока:
урок закрепления и совершенствования умений и навыков.
Формы работы обучающихся:
фронтальная, работа в парах, индивидуальная, работа на доске и в тетрадях.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, набор смайликов для каждого ученика (желтый, зеленый, фиолетовый).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку математики. Присаживайтесь!
II. Постановка цели
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» (Слайд 1)
Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Давайте сначала подготовим тетради к работе. Запишите число, классная работа.
Сегодняшний урок необычный, мы с вами посетим вернисаж.
А вы знаете, что означает это слово? (выставка картин) Наша экскурсия по вернисажу называется «Десятичные дроби в картинках»
III. Мотивация урока.
Начать нашу экскурсию я хочу вот с этой картины (Слайд 2) Владимир Александрович Лифшиц (1913—1978) — русский писатель, поэт, драматург.
Послушайте его стихотворение.
...Три десятых... Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
...Три десятых - и стены возводятся косо!
Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись лишь на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека...
О чем здесь говорится?
Какую мысль хотел передать автор? (Слайды 3-5)
Незнание десятичных дробей, может привести к непоправимым ошибкам.
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», то есть попасть в трудное положение. (Слайд 6) Итак, задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать, Я думаю, что сегодня мы выдержим все испытания и преодолеем все трудности.
IV. Актуализация опорных знаний. Устная работа.
Следующая картина называется «Устный счет» (Слайд 7)
1. (Слайд 8) Поставьте вместо звездочек цифры, чтобы получились верные неравенства:
5,64 > 5,*8 3,51 < 3,*1
0,1* < 0,18 12,*4 > 12,53
2,*1 > 2,01 1,34 < 1,3*
2. (Слайд 9) Какой кошке поклонялись древние индейцы?
На картине (Слайд 10) мы видим самую большую кошку. Ягуар вызывал восхищение и уважение американских индейцев. Ацтеки, ольмеки, инки и майя поклонялись ягуару, видя в нем воплощение божественной мощи и энергии. Шкуры ягуаров носили вожди племен, когти и зубы этого хищника служили талисманами; считалось, что выпивший кровь ягуара получал силу и ловкость этого зверя.
3. (Слайд 11) Какую птицу называли птицей-легендой?
Венценосный журавль-12,
священный ибис-11,
белый и черный аисты-10
(Слайд 12) Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он - символ доброты и счастья. …Одна из легенд рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.
4. Продолжаем экскурсию. Что изображено на этой картине? (Слайд 13)
Королевская мантия-часть торжественного облачения монарха.
(Слайд 14) Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?
Ребята, вы видите картины (Слайд 15), которые надо подготовить к выставке, но денег у организаторов хватит только на реставрацию одной картины. Давайте узнаем, какую картину планирует подготовить к вернисажу руководство. Для этого надо выполнить задание.
Доктора советуют употреблять в пищу как можно больше витаминов, особенно витамина С, который содержится в ягодах и фруктах. Установите, где витамина С больше. (Слайд 16)
Апельсины – 0,055 г |
Мандарины – 0,04 г |
Клюква – 0,015 г
|
Яблоки – 0,013г |
Смородина – 0,2 г |
Малина – 0,025 г
|
|
IV. Закрепление полученных знаний. Кто изображен на следующей картине? (Слайд 17) |
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни. Найдите длину бобра в дециметрах. Поможет вам в этом удивительный квадрат. (Слайд 18)
5,9 |
6,3 |
3,6 |
2,3 |
2,7 |
0 |
3,7 |
4,1 |
1,4 |
1. Из первой строки выберите наименьшее число.
2. Из второй строки выберите наибольшее число.
3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
4. Найдите сумму трёх этих чисел.
-На этих картинах изображены очень популярные фигурки. (Слайд 19) Что они символизируют? Сова - символ мудрости, эмблема знаний и ума. Ганеша – очень популярная фигура в индийском искусстве. Символ ума и мудрости. |
В пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит».
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень важные качества в жизни человека.
(Слайд 20) Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще два числа этого ряда: а) 1,2; 1,8; 2,4; 3; … б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5; … в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2; … |
г)1,2; 0,7; 2,2; 1,4; 3,2; 2,1; …
V. Физкультминутка.
1. Аккуратно положите ручку.
2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.
3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнили 6 раз).
4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (выполнить 6 раз).
VI. Закрепление.
Следующая картина нашего вернисажа называется «Работа у доски» (Слайд 21)
1) Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить к этому числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить второе слагаемое. Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.
а + b + с = (а + с) + b = а + (b + с) = (а + b) + c (Слайд 22) |
0,63+(2,78+5,37)=
21,49+3,67+13,51=
2) Для того чтобы из числа вычесть сумму можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое.
а – (b + с) = а - b – с
(Слайд 23)
37,42 - (26,42+7,8)=
3) (Слайд 24) Работа в парах.
Вычислить удобным способом:
а) 2,31+(7,65+8,69)=
б) (7,891+3,9)+(6,1+2,109)=
в) 14,537–(2,237+ 5,9)=
г) (24,302+17,879)–1,302 =
Самопроверка (Слайд 25)
(Слайд 26)Все ответы верные- «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
Поднимите руку те, кто получил «5».
Поднимите руку те, кто получил «4».
Поднимите руку те, кто получил «3»
4) (Слайд 27) В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой.Какова глубина в этом месте?
5) Помогите в расчётах строителям- дорожникам.
Какой ширины должно быть шоссе, чтобы могли проехать рядом три грузовые машины, каждая шириной по 2,75 м при условии, что между ними должен оставаться промежуток по 0,75 м, а по краям дороги – 0,5 м? (Слайды 28-29)
Как можно упростить вычисления? (Заменить сумму одинаковых слагаемых умножением)
Пока мы не умеем умножать десятичные дроби, но обязательно научимся.
А сейчас скажите, пожалуйста, если бы строители – дорожники ошиблись в расчётах, то к чему бы это привело?
VII. Домашнее задание.
Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с помощью сложения и вычитания десятичных дробей, записать на листок условие задачи и нарисовать рисунок (картину) по этому условию, записать её решение. Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась одноклассникам, чтобы данные в условии соответствовали реальности.
VIII. Итог урока.
Сегодня
на уроке вы выполняли сложение вычитание десятичных дробей. |
Сегодня на уроке все работали хорошо. С устной работой справились, молодцы. Выставление отметок. Аргументация выставленных отметок.
IX. Рефлексия.
Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
Какое у вас настроение в конце урока, как вы себя оцениваете? Выберите смайлик, который отражает вашу самооценку. (Слайд 30)
Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
Спасибо за урок. (Слайд 31)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.