Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
для развития памяти и внимания
1. Лабиринт
Цель:
развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.
Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.
Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти
дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?
Ход игры
Педагог дает ребенку карточку
с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок
вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно.
2. Послушай и запомни
Цели: развивать
умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную
последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме,
либо по разным.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом,
кто запомнил? повтори.
Ход игры
Педагог предлагает детям
поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем
называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд.
Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут
пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет.
Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку
вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.
Можно предложить детям таблички
(по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за
поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.
Усложнения:
·
слова берутся из разных тем;
·
увеличивается число запоминаемых слов;
·
игра проводится без табличек, только на слух.
3. Лови шарик
Цели: развивать
моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно
инструкцию взрослого.
Оборудование: желобок, шарик.
Речевой материал: шар,
лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.
Ход игры
Педагог кладет шарик на желобок,
говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к
ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог
показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика
ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая
ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог -
поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить
шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь
пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.
4. Мозаики
Цели: развитие
мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению
подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.
Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.
Речевой материал: сложи узор, мозаика, рисунок,
название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там,
рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.
Ход игры.
Возможно несколько вариантов
проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный
рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному
желанию, развивая творчество, воображение.
Можно предложить детям картинку с
рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.
Для более развитых детей, знающих
названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по
инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих,
потом три зеленых, одну красную» и т.д.
5. Переложи игрушки
Цели: развивать
координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие
предметы.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы,
прозрачные высокие бутылочки.
Речевой материал: делай так, возьми, бросай.
Ход игры
Целесообразно проводить данную
игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.
Дети сидят за столами, перед
каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат
мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы
рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая
внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его
действия: «Посмотрите. Делайте так».
При необходимости педагог
проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы
правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок
должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
Для усложнения задания можно
использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее
количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но
предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с
горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет
в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.
Можно предложить ребенку
складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.
6. Коврик для мамы
Цели: продолжать
развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с бумагой;
учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно
принести радость близким людям.
Оборудование: заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной
или прямоугольной формы с прорезями: в трех рядах по три прорези), по три
полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка, клей,
кисточки, тряпочки.
Речевой материал: подарок,
коврик, полоски, бумага, клей, кисточка, тряпочка, красивый, аккуратно,
приклей, возьмите, делайте так, повтори, вверх, вниз.
Ход игры.
Педагог перед праздником 8-е
Марта предлагает сделать мамам подарки (подарок можно приготовить к любому
празднику). «Будем делать подарок маме. Это будет коврик. Коврик можно положить
на стол. На коврик можно поставить вазу или положить бусы» и т.п. Педагог
демонстрирует действия с готовым ковриком.
Затем он показывает, как
продевать полоски бумаги в прорези заготовки. Он раздает детям заготовки и по
одной полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь,
напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. «Делайте так.
Посмотри: вверх, вниз». Потом раздает по второй полоске бумаги и обращает внимание
детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться («Делай так. Так
красиво»): там, где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т.д. Когда
все полоски будут продеты, педагог показывает, как подклеить концы бумаги с
обратной стороны коврика. Раздает детям клей, кисточки и тряпочки: «Надо тут
приклеить. Возьмите клей, кисточку. Приклейте». Когда коврики будут готовы,
педагог вместе с детьми восхищается получившимися ковриками, говорит о том, что
мамы будут очень рады получить их в подарок. Затем дети дарят коврики мамам
(воспитателям, другим детям).
Можно коврик делать не только
квадратным или прямоугольным, но и придавать форму какой-либо игрушки или
овоща, или фрукта; яблока, помидора, мяча и пр.
С целью усложнения задания можно
применять плетение коврика не из полосок бумаги, а из толстых нитей пряжи,
закрепляя по краям узелками, которые помогает делать детям педагог.
7. Поймай рыбку
Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать
зрительное внимание.
Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум,
сачки.
Речевой материал: рыбы,
аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги.
Ход игры.
Педагог предлагает детям
поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком
перенести рыбку, например, из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо
ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами.
Другим вариантом игры может
служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом
ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения
рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце
лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно
поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот.
Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).
Возможен вариант соревнования
двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает
та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя
помогать рукой, ловить надо только удочкой).
8. Кто скорее свернет
ленту
Цели: развивать
моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках
(длина 50 см), одинаковой ширины и одного цвета.
Речевой материал: лента, делай так, держи, раз, два,
три, крути, кто быстрее? Кто первый?
Ход игры
Педагог вызывает к себе двух
детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть
ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале
педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум
детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат
свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее
не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая
на нее ленту.
Можно также устроить соревнования
команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько
человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы -
значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание
свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду
считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок
скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к
другому ребенку и все начинается сначала.
9. Шнуровки
Цели: развивать
мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.
Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные
педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и
материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т.д.
Речевой материал: делайте
так, узор, названия изображенных предметов, придумай.
Ход игры
Вначале педагог может показывать
детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной
рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого
можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также
выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и
попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).
Наконец, можно предложить детям
шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».
10. Собери игрушку сам
Цели: развитие
мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными
предметами, развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с
отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой,
крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками
педагогов или родителей).
Речевой материал: разбери,
собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.
Ход игры
Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает
внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» - ее
можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает
ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид.Части
игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.