Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
для развития памяти и внимания
1. Лабиринт
Цель:
развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.
Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.
Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти
дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?
Ход игры
Педагог дает ребенку карточку
с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок
вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно.
2. Послушай и запомни
Цели: развивать
умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную
последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме,
либо по разным.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом,
кто запомнил? повтори.
Ход игры
Педагог предлагает детям
поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем
называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд.
Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут
пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет.
Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку
вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.
Можно предложить детям таблички
(по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за
поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.
Усложнения:
·
слова берутся из разных тем;
·
увеличивается число запоминаемых слов;
·
игра проводится без табличек, только на слух.
3. Лови шарик
Цели: развивать
моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно
инструкцию взрослого.
Оборудование: желобок, шарик.
Речевой материал: шар,
лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.
Ход игры
Педагог кладет шарик на желобок,
говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к
ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог
показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика
ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая
ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог -
поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить
шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь
пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.
4. Мозаики
Цели: развитие
мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению
подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.
Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.
Речевой материал: сложи узор, мозаика, рисунок,
название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там,
рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.
Ход игры.
Возможно несколько вариантов
проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный
рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному
желанию, развивая творчество, воображение.
Можно предложить детям картинку с
рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.
Для более развитых детей, знающих
названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по
инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих,
потом три зеленых, одну красную» и т.д.
5. Переложи игрушки
Цели: развивать
координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие
предметы.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы,
прозрачные высокие бутылочки.
Речевой материал: делай так, возьми, бросай.
Ход игры
Целесообразно проводить данную
игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.
Дети сидят за столами, перед
каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат
мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы
рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая
внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его
действия: «Посмотрите. Делайте так».
При необходимости педагог
проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы
правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок
должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
Для усложнения задания можно
использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее
количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но
предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с
горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет
в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.
Можно предложить ребенку
складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.
6. Коврик для мамы
Цели: продолжать
развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с бумагой;
учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно
принести радость близким людям.
Оборудование: заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной
или прямоугольной формы с прорезями: в трех рядах по три прорези), по три
полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка, клей,
кисточки, тряпочки.
Речевой материал: подарок,
коврик, полоски, бумага, клей, кисточка, тряпочка, красивый, аккуратно,
приклей, возьмите, делайте так, повтори, вверх, вниз.
Ход игры.
Педагог перед праздником 8-е
Марта предлагает сделать мамам подарки (подарок можно приготовить к любому
празднику). «Будем делать подарок маме. Это будет коврик. Коврик можно положить
на стол. На коврик можно поставить вазу или положить бусы» и т.п. Педагог
демонстрирует действия с готовым ковриком.
Затем он показывает, как
продевать полоски бумаги в прорези заготовки. Он раздает детям заготовки и по
одной полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь,
напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. «Делайте так.
Посмотри: вверх, вниз». Потом раздает по второй полоске бумаги и обращает внимание
детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться («Делай так. Так
красиво»): там, где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т.д. Когда
все полоски будут продеты, педагог показывает, как подклеить концы бумаги с
обратной стороны коврика. Раздает детям клей, кисточки и тряпочки: «Надо тут
приклеить. Возьмите клей, кисточку. Приклейте». Когда коврики будут готовы,
педагог вместе с детьми восхищается получившимися ковриками, говорит о том, что
мамы будут очень рады получить их в подарок. Затем дети дарят коврики мамам
(воспитателям, другим детям).
Можно коврик делать не только
квадратным или прямоугольным, но и придавать форму какой-либо игрушки или
овоща, или фрукта; яблока, помидора, мяча и пр.
С целью усложнения задания можно
применять плетение коврика не из полосок бумаги, а из толстых нитей пряжи,
закрепляя по краям узелками, которые помогает делать детям педагог.
7. Поймай рыбку
Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать
зрительное внимание.
Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум,
сачки.
Речевой материал: рыбы,
аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги.
Ход игры.
Педагог предлагает детям
поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком
перенести рыбку, например, из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо
ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами.
Другим вариантом игры может
служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом
ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения
рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце
лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно
поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот.
Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).
Возможен вариант соревнования
двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает
та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя
помогать рукой, ловить надо только удочкой).
8. Кто скорее свернет
ленту
Цели: развивать
моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках
(длина 50 см), одинаковой ширины и одного цвета.
Речевой материал: лента, делай так, держи, раз, два,
три, крути, кто быстрее? Кто первый?
Ход игры
Педагог вызывает к себе двух
детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть
ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале
педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум
детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат
свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее
не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая
на нее ленту.
Можно также устроить соревнования
команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько
человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы -
значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание
свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду
считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок
скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к
другому ребенку и все начинается сначала.
9. Шнуровки
Цели: развивать
мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.
Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные
педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и
материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т.д.
Речевой материал: делайте
так, узор, названия изображенных предметов, придумай.
Ход игры
Вначале педагог может показывать
детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной
рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого
можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также
выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и
попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).
Наконец, можно предложить детям
шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».
10. Собери игрушку сам
Цели: развитие
мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными
предметами, развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с
отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой,
крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками
педагогов или родителей).
Речевой материал: разбери,
собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.
Ход игры
Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает
внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» - ее
можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает
ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид.Части
игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.