Игры для детей с нарушениями слуха
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.
Детям с нарушениями слуха никогда не говорят «посмотри», если звучит устная речь Только «послушай».
Игры для слабослышащих детей
Животный мир
Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.
Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.
Как усложнить: делать звуки громче и тише.
Музыка нас связала
Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.
Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.
Телефонные прятки
Инструмент: телефон.
Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.
Игры для глухих детей
Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.
Сюжетно-ролевые игры
Инструменты: костюмы, атрибуты.
Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.
Глухие дети никогда не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.
Позови меня
Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.
Баланс
Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.
Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.
У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.