Игры и игровые ситуации как инструмент повышения качества образования.
Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для ребенка переживания.
Игра позволяет на уроке создать такую учебную ситуацию, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или игровые моменты, подобранные на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. Но нужно все дозировать.
Игра является одной из форм организации коллективной работы учащихся в классе.
Игровые ситуации в парах
Игра с использованием мяча «Назови слово».
Игру провожу в 1 классе на уроке обучения грамоте. Закрепление или знакомство с новым звуком.
Технология:
Я подбрасываю мяч вверх, каждый ребенок выкрикивает свое слово с заданным звуком. Задание:
1 ряд: назвать слова, в которых данный звук твердый;
2 ряд: назвать слова, в которых данный звук мягкий;
Каждая пара придумывает по 2 слова, в случае повторения. Мяч передается первой паре, они произносят и передают назад. Время учитывается. Другой ряд внимательно слушает, определяет количество неправильных слов.
Далее продолжаю урок, используя задания:
1) составить схему к одному из слов;
2) выбрать слово и посчитать буквы, звуки, слоги;
3) составить предложение и начертить схему;
4) составить рассказ, добавив другие слова.
Форма игры может сохраниться и для других уроков и классов.
Русский язык. Тема «Родственные слова»:
На доске вывешиваются два корня для 1 и 2 ряда:
вод род
каждая пара готовит слова и поочередно их произносит.
Далее продолжаю урок, используя задания:
1) записать слова в столбик на доске, добавить еще;
2) записать под диктовку;
3) сделать разные виды разборов;
4) разбить слова на группы: с одним корнем или двумя;
5) составить словосочетание и определить части речи, указать падеж, склонение, род, число, спряжение, время;
6) составить предложение и выполнить грамматический разбор.
Русский язык. Тема «Предлоги»
На слайде появляются предлоги для пар (теперь пары делим по вертикале) Пустить мяч по залу
Каждая пара придумывает:
1) словосочетание с этим предлогом;
2) предложение с этим предлогом.
Выбирается наиболее удачный вариант и записывается.
Работа в группах.
«Видимо - невидимо»
(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).
Технология.
1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
2. Учитель вывешивает плакат или показывает слайд, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (до 45 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры:
1)русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
2) литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
3) окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов.
Игра "Вытащи вопрос".
Данная формы работы учит правильно формулировать и отвечать на вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Для того, чтобы быть интересным человеком, нужно уметь задавать интересные вопросы и уметь давать полные развернутые ответы, чтобы ваш собеседник все понял и слушал с интересом. В этом случае вы должны помнить, что интонация, понимание темы, жесты – играют большую роль в беседе.
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на разноцветных карточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него (брать карточку своего цвета нельзя). После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Какова же цель игры на уроке ?
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.