муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»
У дошкольников с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими детьми развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Существует необходимость организации специального обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве. Большое место в этой работе следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям.
Одним из видов игр и упражнений для обучения дошкольников с нарушением зрения являются игры и упражнения на ориентировку в пространстве с применением схем.
Цель коррекционной работы по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения с применением схем: Развитие наглядно-схематического мышления детей в процессе усвоения и понимания специальных схем и моделей
Задачи:
1. Развивать навыки ориентировки по схеме по предметным ориентирам и указанному направлению движения.
2. Развивать умение детей работать с карточками-схемами, соотносить реальные предметы и игрушки с условными, схематичными изображениями на схемах.
3. Развивать умение отличать пространственные направления «от себя»:
впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо) и т.д.
4. Учить обозначать в речи пространственное расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.
5. Развивать восприятие пространственного расположения предметов; пространственные представления.
6. Формировать графические навыки схематического изображения пространственного расположения предметов.
Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем проводится по следующим направлениям:
- Обучение ориентировке по макету – плану
- Знакомство детей с условными (схематичными) изображениями предметов
- Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой
- Формирование умений создавать объемные композиции согласно предложенной схеме
- Обучение обозначению пространственного расположения реальных предметов и нахождения их на схеме
- Обучение детей самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства
Виды игр и упражненений на ориентировку в пространстве с применением схем:
Ориентировка с помощью схемы на микроплоскости: на поверхности стола, фланелеграфа, на магнитной доске, на листе бумаги.
Ориентировка с помощью схемы в ближайшем окружающем пространстве: в групповой комнате, на участке.
Определение предметов в пространстве с помощью заданной схемы.
Поиск предметов в местах, обозначенных на схеме.
«Нарисуй схему
«Расставь нас столе геометрические расположения предметов
тела, как на схеме»
на столе»
«Расставь игрушки, как на схеме» (на столе)
«Расставь игрушки, как на схеме» (на столе)
«Что изображено на схеме»
«Что изменилось?»
(соотнесение схемы с реальным пространством; обозначение в речи пространственного
расположения предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме)
«Расставь игрушки, как на схеме» (на магнитной доске)
«Расставь игрушки, как на схеме» (на магнитной доске)
(по схеме расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам)
«Узнай предмет и поставь, как на схеме»
(по схеме
расставить на магнитной доске предметы, соответствующие силуэтному изображению)
(определить предмет в реальном
пространстве в месте, указанном на
схеме)
(расставить по
схеме предметы посуды «на скатерти»)
«Расставь предметы как на схеме» «Мы гуляем и играем»»
(рассказать по схеме, что и где
расположено
на участке)
(по схеме комнаты и расположению
предметов найти спрятанную игрушку)
(по схеме кабинета и расположению предметов)
(по схеме кабинета и расположению предметов)
(нарисовать, как размещены предметы мебели на полу в кабинете)
(нарисовать, как размещены предметы на полу в комнате, на полках в шкафу)
«Найди по схеме»
«Найди по схеме»
Источники:
1. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Дидактический материал. ВОС, 1985 г.
2. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995
3. Найди по схеме. Папка дошкольника. Материал для занятий на отдельных листах.
Фото - из личного архива педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.