Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений
Оценка 4.8

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
doc
доп. образование детей
16.01.2020
Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений
Игры.doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

«Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

2020

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений.

 

 Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).

На втором, третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II-III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.

 

Упражнение «Мотивы наших поступков».

Ведущий: «Наши поступки по отношению к другим людям зазваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе все тот же страх. Вспомните два случая один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.

Упражнение «Глаза в глаза»

Прообраз этого упражнения имеется в практике групп встреч.

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 35 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого:

На доске пишется: «Нам нужны правила»:

  • Называть друг друга только по имени либо так как хочет участник, чтобы его называли в группе.
  • Внимательно слушать собеседника, не перебивая его (правило «одного микрофона»).
  • Персонификация высказываний.
  • Не скрывать свои эмоции как позитивные, так и негативные.
  • Работать в режиме «здесь и сейчас».
  • Все, что говорится в группе, вне группы не обсуждается.
  • Участник может пропустить одно упражнение в занятии (правило «Стоп»).

С этого момента «Правила» должны все время находиться в классе, где проходят занятия.

Ритуал принятия правил: Каждый горит: «Я обещаю……».

 

Игровой тренинг «Мои проблемы».

Ведущий: «В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали вовремя. Стало быть, все в наших руках». Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.

О боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; стремлении обвинить в своих проблемах других.

Данное упражнение создает у каждого участника группы ощущение близости и общности с другими участниками группы и в трудностях, и в возможностях совладания с ними.

Игровой тренинг «Ассоциации».

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны на что или на кого похож тот, кого загадали:

·         на какое время суток;

·         на какое время года;

·         на какую погоду;

·         на какой день недели;

·         на какой цвет радуги и т. д. Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений

Игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020