Игры и задания,
используемые при автоматизации звуков.
Сердюкова С.Е.,
учитель-логопед
Игры и задания, используемые при автоматизации звуков.
• Научи Петрушку. Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.
• Поедем на машине.Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
• Произнесение слогов с подключением движений и мимики.
Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.
• Повтори для мишки. На столе выставляются игрушки. Для каждой из них
ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори еще раз!
• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе,
с выкладыванием палочек.
• «Шагаем по ступенькам лесенки» произнесение слогов с повышением и
понижением голоса.
• «Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).
• «Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).
• «Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан».
Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов.
• «Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.
• «Пальчики здороваются, прощаются».
Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги.
«Лодочка качается на волнах». «Плывем на лодке».
Производить плавные движения ладонью в воздухе, гребем веслами и произносим слоги.
• «Музыканты».
«Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да) и т. д.».
• «Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги произносить медленно, быстро, замедляя темп). Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.
• Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение
эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).
• «Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить » (бра-бро-бру-бры).
• Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).
• «Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).
• «Разговор инопланетян».
Произносить слоги со сменой ударения и интонации:
Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!
• «Дети в детском саду». «Ссора — примирение».
Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей
(возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство).
• «Добрый — злой голос».
• «Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро).
• «Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли).
• «Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».
• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со
стечением согласных);
• выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);
• сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов:
«Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);
• определить одинаковый звук в ряду;
• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
• Наращивание слогов
«Скажи на один слог больше, чем я»: са-со...;
• Уменьшение количества слогов
«Скажи на один слог меньше, чем я»: са-со-су-сы;
• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
• Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы;
• Запоминание и повторение цепочки слогов:
са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
• повторить ряд слогов в обратном порядке;
• повторить только первый и последний слог ряда;
• произнести слоги:
плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость),
разными по высоте, быстро (мед¬ленно);
• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
• составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);
• придумать слог из двух согласных и одного гласного;
• сравнить слоги: НА — КНА, АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.
• Повторение за логопедом, чтение серии слогов.
• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
• «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
• Восприятие звука в начале слова. Логопед называет ряд слов, изменяя первую букву в слове. Ребенок должен услышать и исправить ошибку. Например, автоматизация звука Ль.
• Восприятие звука в потоке других звуков. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен выделить заданный звук. Ль, М, Н, Ль,А, З,
• Кто дольше? Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
• Кто больше? Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
• Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
• Маленькие ножки бежали по дорожке… Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
• Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
•Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
• Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
• Раз - шажок, два - другой… Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
• Прокати мяч. Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
• Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са , ко - го, зу - жу - зу и др.
•Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.
• «Запомни, повтори». Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки.
• «Телеграф», «Прошагаем слова» Деление слов на слоги.
• «Эхо» Выделение ударного слога.
• Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.
• Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.
• Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.
• «Эхо », « Закончи предложение », « Скажи дальше », « Потерялись слова » Образование и употребление различных падежных форм существительных.
• «Один—много» Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных.
• Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30).
• Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.
• Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
• Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
• «Назови ласково», «Большой - маленький» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
• Образование от существительных относительных прилагательных.
• Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
• Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
• Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
• «Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?
«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы ... . Если вещь испачкалась, ее ... . Если остановится транспорт в городе, то ... .
• «Вставь нужное слово и повтори предложение».
• «Исправь предложение».
• «Какого слова не хватает?»
• «Вставь коротенькое слово-предлог».
• «Вопрос — ответ». Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (В Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он им сказал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спасибо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта история?
• «Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)
• «Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей ... низко.)
• «Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.
•Дополнение недостающего слова в предложении.
• «Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».
• «Дополни предложение».
• «Подскажи конец чистоговорки».
• Придумай начало предложения: ...катался на лыжах.
• «Найди место каждому слову».
• Составление предложений из «перепутанных» слов.
• «Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?
• «Какое слово "заблудилось?"» Рома прыгал на гармошке.
• «Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.
• «Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем выросла лесу.
•Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.
• Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.
• Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если...»
• Составление грустных, веселых и страшных предложений.
• Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.