Игры и задания, используемые при автоматизации звуков.
Оценка 5

Игры и задания, используемые при автоматизации звуков.

Оценка 5
docx
30.11.2022
Игры и задания, используемые при автоматизации звуков.
Игры и задания при автоматизации звуков.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и задания,

используемые при автоматизации звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сердюкова С.Е.,

учитель-логопед

 

 

 

 Игры и задания, используемые при автоматизации звуков.

• Научи Петрушку. Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

• Поедем на машине.Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

• Произнесение слогов с подключением движений и мимики.

Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.

• Повтори для мишки.  На столе выставляются игрушки. Для каждой из них

ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори еще раз!

• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе,

с выкладыванием палочек.

• «Шагаем по ступенькам лесенки» произнесение слогов  с повышением и

понижением голоса.

• «Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).

• «Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).

• «Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан».

 Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов.

• «Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.

• «Пальчики здороваются, прощаются».

Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги.

 «Лодочка качается на волнах». «Плывем на лодке».

Производить плавные движения ладонью в воздухе, гребем веслами и произносим слоги.

• «Музыканты».

«Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да) и т. д.».

• «Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги произносить медленно, быстро, замедляя темп). Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.

• Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение

эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).

• «Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить » (бра-бро-бру-бры).

• Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).

• «Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).

• «Разговор инопланетян».

 Произносить слоги со сменой ударения и интонации:

Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!

• «Дети в детском саду». «Ссора — примирение».

Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей

(возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство).

• «Добрый — злой голос».

• «Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро).

• «Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли).

• «Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

•   Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

•   Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со

стечением согласных);

• выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

•  сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов:

«Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);

•  определить одинаковый звук в ряду;

•  Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

•   Наращивание   слогов  

«Скажи   на   один   слог   больше, чем я»: са-со...;

•   Уменьшение количества слогов 

«Скажи на один слог меньше, чем я»: са-со-су-сы;

•   Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

•   Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы;

•   Запоминание и повторение цепочки слогов:

са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

•  повторить ряд слогов в обратном порядке;

•   повторить только первый и последний слог ряда;

• произнести слоги:

         плавно (отрывисто),             громко (тихо, чередуя громкость),

         разными по высоте,               быстро (мед¬ленно);

• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

• составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

• придумать слог из двух согласных и одного гласного;

• сравнить слоги: НА — КНА, АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов.

• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

• «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

 • Восприятие звука в начале слова. Логопед называет ряд слов, изменяя первую букву в слове. Ребенок должен услышать и исправить ошибку. Например, автоматизация звука Ль.  

• Восприятие звука в потоке других звуков. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен выделить заданный звук. Ль, М, Н, Ль,А, З,

• Кто дольше?    Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

• Кто больше?    Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

• Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

• Маленькие ножки бежали по дорожке… Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

• Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

•Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

• Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

• Раз - шажок, два - другой… Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

• Прокати мяч.   Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

• Телеграмма.      Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са , ко - го, зу - жу - зу и др.

•Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.

• «Запомни, повтори». Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки.

• «Телеграф», «Прошагаем слова» Деление слов на слоги.

• «Эхо» Выделение ударного слога.

• Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.

• Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.

• Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.

•  «Эхо », « Закончи предложение », « Скажи дальше », « Потерялись слова » Образование и употребление различных падежных форм существительных.

• «Один—много» Образование и употребление родительного  падежа множественного числа существительных.

• Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30).

• Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.

• Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

•   Подбор    действий    к    предметам,    проговаривание    полученных нераспространенных предложений.

• «Назови ласково», «Большой - маленький» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

• Образование от существительных относительных прилагательных.

• Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

•  Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

•  Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

 • «Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?

«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы ... .  Если вещь испачкалась, ее ... . Если остановится транспорт в городе, то ... .

• «Вставь нужное слово и повтори предложение».

• «Исправь предложение».

• «Какого слова не хватает?»

• «Вставь коротенькое слово-предлог».

• «Вопрос — ответ». Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (В Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он им сказал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спасибо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта история?

• «Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)

• «Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей ... низко.)

• «Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.

•Дополнение недостающего слова в предложении.

• «Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».

• «Дополни предложение».

• «Подскажи конец чистоговорки».

• Придумай начало предложения: ...катался на лыжах.

• «Найди место каждому слову».

• Составление предложений из «перепутанных» слов.

• «Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?

• «Какое слово "заблудилось?"» Рома прыгал на гармошке.

• «Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.

• «Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем выросла лесу.

•Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.

• Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.

• Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если...»

• Составление грустных, веселых и страшных предложений.

•  Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.


 

Игры и задания, используемые при автоматизации звуков

Игры и задания, используемые при автоматизации звуков

Игры и задания, используемые при автоматизации звуков

Игры и задания, используемые при автоматизации звуков

Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов

Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов

Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра! • «Дети в детском саду»

Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра! • «Дети в детском саду»

Чтение или повторение за логопедом серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы; •

Чтение или повторение за логопедом серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы; •

В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников

В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников

Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте

Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте

Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30)

Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30)

Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного

Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022