ИГРЫ ИЗ ФЕТРА
Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста.
Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий для развития детей. Дети с удовольствием и интересом откликаются на яркие предметы, манипулируя ими, придумывают варианты использования в решении своих детских задач и замыслов. Работая в дошкольной организации, мы понимаем важность и актуальность поиска различных вариантов подачи содержания дошкольного образования, используя различные средства, в том числе и самодельные игры (или игры, созданные своими руками и руками родителей).
Ели вы возьмете фетр в руки, то почувствуете насколько это теплый
материал. Он приятный на ощупь, нетоксичный, разнообразный по цвету, толщине.
Фетр не требует обработки краёв, его можно стирать и гладить, его не помять и
не порвать (если не использовать ножницы).
Работа и игра с ним дает детям ощущение
безопасности, расслабленности и доверия. Он идеально подходит для создания
дидактических пособий для детского сада. Они помогут воспитателю в развитии и
обучении детей. Данное пособие можно использовать и играя с ребенком дома.
Дидактические пособия из фетра развивают:
1) речь, обогащают словарный запас;
2) мелкую моторику, тактильные ощущения и сенсорное восприятие;
3) воображение, память и эмоциональную сферу.
Фетр прост в работе, как бумага, и
практичен в игре. Игры из фетра – универсальное средство развития детей, их
можно постоянно обновлять, пополнять, заменять, и, самое главное, фетровые
плоскостные предметы (геометрические фигуры, фигурки животных, людей, предметы
природы и др.) можно использовать по любому замыслу педагога, ребёнка или
совместного творчества. Это то средство, которое привлекает внимание детей,
развивает фантазию, сенсорные эталоны, мелкую моторку, математические категории
(счёт, количество, величину и др.), коммуникативные навыки и может стать
основой будущей режиссёрской игры.
В зависимости от возраста название игры из фетра
может меняться, так, например, в раннем и младшем дошкольном возрасте – это
«Волшебная коробочка», «Живые картинки»,
в старшем возрасте –
«Сочинялки», «Затейники», «Фантазёры» и т.д. Может меняться форма подачи игры,
её оформление и наполнение, может меняться авторство в создании собственной
игры детьми своими руками (недостающие элементы или атрибуты), но неизменным
остаётся яркость, практичность, простота в использовании, в создании
самостоятельных различных образов, картин, сюжетов.
Игра из фетра может быть не только
дидактической, но и творческой, ведь в зависимости от педагогических задач и
«детской цели» её можно использовать в различных форматах: в организованной
образовательной деятельности, в самостоятельной
деятельности, как подгруппой детей, так и индивидуально. Игры из фетра обладают
важным педагогическим потенциалом, как дидактическое средство для ознакомления
с новым, так и для закрепления навыков, для организации индивидуальной работы,
так и для формирования коммуникативных навыков (умение договариваться, находить
партнёра, организовать игру и т.д.).
Существует множество вариантов обыгрывания
кусочков фетра, что позволяет индивидуально каждому ребёнку выбрать более
интересный вариант, а воспитателю подобрать задания для каждого и создать
важные условия для развития детей.
Дидактическая игра «Мячики».
Программные задачи:
1. Учить детей различать цвет и величину предметов (большой – маленький).
2. Учить детей сравнивать по величине.
3. Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину и цвет.
4. Активизировать словарь детей: произносить слова большой и маленький с разной интонацией (большой – низким, маленький – высоким).
5. Развивать у детей внимание, мелкую моторику.
6. Вызвать положительные эмоции, радость у детей.
Оборудование: мячики разной величины и цвета (красный, синий, желтый, зеленый), куклы.
Ход игры
Воспитатель показывает детям две куклы: маленькую и большую. Эти куклы хотят поиграть с мячиками. Маленькая кукла Таня ищет для себя маленькие мячики. Большая кукла Катя ищет для себя большие мячики. Но они не могут подобрать их. Воспитатель предлагает детям подобрать куклам нужные мячики и назвать их цвета. Для маленькой куклы Тани – маленькие мячики. А для большой куклы Кати – большие мячики и назвать их цвета.
Дидактическая игра «Один – много»
Программные задачи:
1. Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
2. Закреплять у детей умение называть цвет и величину предметов (большой – маленький).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: шарики, листочки, яблоки, груши разные по величине и цвету, кукла.
Ход игры
Воспитатель читает четверостишие:
Мы сейчас играть пойдём,
Много нового найдём.
Что назову, ты, возьми
И кукле Кати унеси.
Дети находят предметы, которые называет воспитатель, и отдают кукле Кати, сопровождая свои действия словами: «На, Катя один красный листик» или «На, Катя много красных листиков».
Дидактическая игра «Слева – справа»
Программные задачи:
1. Учить детей ориентироваться относительно себя.
2. Закреплять у детей умение называть цвет и величину предметов (большой – маленький).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: коврик (основа, на которой расположены предметы - шарики, листочки, яблоки, груши разные по величине и цвету.
Ход игры
Воспитатель называет предмет, его величину и местоположение, дети находят предмет и показывают.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Программные задачи:
1. Учить детей называть геометрические фигуры.
2. Закреплять у детей умение называть цвет и величину предметов (большой – маленький).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: геометрические фигуры.
Ход игры
На столе лежат геометрические фигуры – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник, маленький треугольник, большой круг, маленький круг разного цвета – это домики. У детей в руках геометрические фигуры разного размера и цвета - жильцы. Дети называют геометрическую фигуру, цвет, размер и кладут на геометрическую фигуру соответствующего размера, формы и цвета.
Дидактическая игра «Цветы»
Программные задачи:
1. Закреплять у детей умение называть цвет и величину предметов (большой – маленький).
2. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: цветы разного размера и цвета, корзинка красная большая, маленькая жёлтая и зеленая корзинки.
Ход игры
На столе лежат корзинки красная большая, маленькая жёлтая и зеленая. У детей в руках цветы разного размера и цвета. Дети называют цвет, размер цветка и кладут на соответствующую размера и цвета корзинку.
Дидактическая игра «Чего не стало»
Программные задачи:
1. Учить детей называть фрукты и овощи.
2. Закреплять у детей умение называть цвет и величину предметов (большой – маленький).
3. Развивать у детей внимание, речь, мелкую моторику.
Оборудование: коврик (основа, на которой расположены предметы, разного цвета и размера.
Ход игры
Воспитатель показывает коврик с расположенными предметами. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает предмет. Дети, открыв глаза, называют предмет, который убрал воспитатель, его цвет и размер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.