Игры на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Игра «Что это такое?»
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается. В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Игра «Какая игрушка?»
Материал. Набор карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек.
Возможные варианты ответов: неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т.д.
Ход игры. Взрослый предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка. Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы дети не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки взрослый спрашивает ребенка, который не отвечал первым. При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 картинок.
Игра «Камушки на берегу»
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Игра «На что это похоже?»
Материал. Набор из 10 карточек. На каждой нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета. Например, могут быть даны такие изображения: два кружка, вписанные один в другой, треугольник с шариком наверху и т.п.
Возможные варианты ответов: руль, бублик, колесо; шарик, цветок, семафор; бабочка, бант, цветок; очки, штанга, самокат, велосипед; мост, радуга, гора; листок дерева, капля, морковь; телевизор, ящик, шкаф, окно; матрешка, ваза, груша, лампочка; горки, лента, змея, речка; стакан, ведро, цветочный горшок.
Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в игру и объясняет ее содержание: нужно посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа. Педагог показывает детям первую картинку из набора и спрашивает одного из детей, на что это похоже. Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивает следующего. При показе второй картинки из набора игра начинается с другого ребенка, чтобы у каждого из детей была возможность ответить первым.
Игра «Волшебные картинки»
Материал. Набор карточек, одинаковый для каждого ребенка. Детям можно предложить 10 карточек. На каждой карточке дается схематическое изображение некоторых деталей объектов или геометрические фигуры. У всех детей изображения одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Карандаши для всех играющих.
Ход игры. Педагог раздает детям карандаши и наборы карточек. Говорит, что они сейчас будут играть в игру, объясняет ее содержание. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно (на каждой карточке только одна фигурка). Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, можно показать на примере, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, показать, как прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несет девочка и т.п. После этого взрослый предлагает детям самим выполнить задание. Когда дети закончат работу, педагог собирает все карточки. Затем отбирает неповторяющиеся картинки (например, большинство ребят превратили круг в солнышко или в яблоко, один мальчик- в лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчеркивает, что эти картинки интересные и оригинальные.
Игра «Чудесный лес»
Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего), где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги; предлагает нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цвет, деревья, бабочки, птички и т.д. Когда дети нарисуют лес, педагог собирает листы и вместе с детьми рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие схеме.
Для задания можно использовать материал на любую тему: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.