«Игры и игровые ситуации на уроках физики»
МОУ СОШ п. Луговской Ханты – Мансийского района
Аттестационная работа
«Игры и игровые ситуации на уроках физики»
п. Луговской Ханты – Мансийского района
Содержание.
Введение…………………………………………………………. 1
I. Теоретические основы применения игр в изучении физики.
§ 1 Проблема в ретроспективе…………………………………...3
§ 2 Психолого-педагогические основы применения игр как средства занимательности обучения учащихся на уроках физики………………..6
§ 3 Состояние проблемы в современной теории и практике……………………………………………………9
Выводы ……………………………………………...11
II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках физики.
§ 1 Игра как форма организации деятельности учащихся и содержание игр……………………………….12.
§ 2 Значение игр в развитии и воспитании учащихся………………………………………..15
§ 3. Методика применения игр на уроках физики………………………………...16
§ 4 Результаты эксперимента…………………………...22
Выводы ……………………………………………..23
Заключение………………………………………………………..23
Литература…………………………………………………………25
Введение.
Школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.
Основной вид деятельности детей - игра, которая предоставляет им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу.
Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ученика, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у школьников, так как игра делает процесс обучения не только образовательным, но и занимательным для ребенка.
В связи с этим поставлена цель разработать учебные игры и методику их использования на уроках физики.
Объект - учебно-воспитательный процесс по физике.
Предмет - игры на уроках как средство повышения качества знаний по физике .
Гипотеза - если разработать содержание игр на уроках физики и методику их использования в процессе преподавания данного предмета, то это повысит активность учащихся в изучении законов природы и представлений о единстве физической картины мира.
Цель работы, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
1. Изучить по литературным источникам состояние проблемы использования игр на уроках.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей школьников, позволяющих судить об их готовности к восприятию игр на уроках физики.
3. Разработать содержание игр на уроках физики.
4. Разработать методику применения игр на уроках физики.
5. Проверить в опытно-экспериментальном обучении возможности применения в учебном процессе разработанных нами игр и методику их использования.
Изучение практики работы школ нашего района показала, что учителя с интересом относятся к применению на уроках игры как средства занимательности, применяют их, но в то же время испытывают их острый недостаток. Значит, существует противоречие между большой значимостью игры в развитии ученика, потребностью практики в наличии материалов с содержанием игр и методикой их применения на уроках физики (и других предметов), недостатком таких материалов. Этим подтверждается актуальность исследования.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Исследования проводились на уроках физики в 7 – 11 классах МОУ СОШ п. Луговской Ханты – Мансийского района
Научная новизна и теоретическая значимость. Игра рассмотрена как вид деятельности определенного уровня психического развития школьника и как предпочтительное средство вхождения его в учебную деятельность. Разработано содержание игр на уроках физики, разработана методика их применения.
Практическая значимость. Разработанные игры использованы в преподавании физики в школе (7 – 11 классы) и районе. Они могут быть использованы учителями в их практической деятельности.
Глава I. Теоретические основы применения игр в изучении физики.
§ 1 Проблема в ретроспективе.
Проблема занимательности обучения берет свое начало от Я.А.
Коменского. Не вводя этого термина, он писал, что образование должно возбуждать “интерес к знанию и охоту к учению”.1 Возбуждать интерес к учению можно разными способами. Один из них, по мнению А.Я. Коменского, яркость книг для детей, живость языка. Эти идеи он реализовал в книжке для детей “Мир чувственных вещей в картинках”. Книга действительно сделана с учетом занимательности ее для детей.
В 1876 г. В.Ф. Зуев подготовил учебник “Начертание естественной истории” в предисловии к нему автор дал советы учителям. Среди них не было указаний на использование игр и других видов занимательности в обучении. Однако анализ текстов в учебнике показал, что они написаны живым, красочным языком. Следовательно, В.Ф. Зуев, не вводя термин “занимательность” понимал и практически применил ее при написании учебника. Учебник и идеи В.Ф. Зуева использовались в обучении и в начале
XIX в. Но в середине XIX в. усиливается реакция в политике и в XIX в. никакой занимательности вообще и игр в особенности в обучении не было.
Понятно, что такой подход к обучению не удовлетворял передовых педагогов. Так, известный педагог Александр Ободовский поставил вопрос о том, что обучение должно быть занимательным. Одним из путей усиления занимательности он считал наглядность. Большой интерес представляют для нас идеи К.Д. Ушинского. Он считал: «Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память … сам задает вопросы ребенку»1, то есть вызывает интерес к себе.
Разработке проблемы наглядности в обучении он уделил большое внимание и рассматривал ее не только как средство обучения, но средство, которое вызывает интерес к учению, делает учебный процесс образным, занимательным, делает его увлекательным и занимательным для ребенка. К.Д. Ушинский видел занимательность учения в создании условий для развития мышления детей. К.Д. Ушинский занимательность понимал как обучение с широким применением наглядности, созданием условий для развития мышления, живостью языка общения с ребенком.
К.Д. Ушинский считал, «Шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес ученья зависел от серьезной мысли, а не каких-либо не идущих к делу прикрас».1 А.Я. Герд, последователь К.Д. Ушинского, перенес и реализовал взгляды великого педагога на естественные науки. Как и К.Д. Ушинский, А.Я. Герд признавал огромное значение наглядности в преподавании, как одному из условий интересности обучения. А.Я. Герд передает наглядные объекты из рук учителя в руки ученика. В применении наглядности он видит путь к развитию интереса к ученью. А.Я. Герд необходимым в обучении считал наблюдения в природе, постановку опытов в классе, которые развивают исследовательские навыки детей и возбуждают интерес к учению.
Начало XX в. дало следующий толчок к развитию занимательности. Здесь продолжает развиваться мысль, что занимательность прежде всего активное мышление ученика. К знанию ребенок должен идти через исследовательскую деятельность. Так был разработан «исследовательский метод», сущность которого заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия знаний.
Таким образом, до 1917 г. в методике преподавания естественных наук проблема занимательности в обучении рассматривалась таким образом, что обучение должно быть интересным. Важнейшими способами формирования интереса к учению должны быть применение в учебном процессе
наглядности, приема сравнения, исследовательского подхода к формированию знаний. Вопрос о играх специально ещё не ставился.
В послереволюционный период на проблему игры обратила внимание Н.К.
Крупская. Она справедливо заметила, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы»1. В качестве таковых и выступают дидактические игры и другие занимательные материалы. Это своеобразная форма учебной деятельности.
Вслед за Н.К. Крупской большое внимание игре как средству развития ребенка уделил А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой, вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, писал А.С. Макаренко.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»2.
А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом».
Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для школьника необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.
В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.
Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов.
По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности.
Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса..
Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход дошкольника в статус школьника.
Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс у школьников.
Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов, методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике школьных предметов. Переориентация приоритетов целей образования потребовала разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.
§2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, проявляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности
в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся иными. Большой интерес для школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые ученикам могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание, относятся и разнообразные спортивные игры, укрепляющие здоровье детей, вырабатывающие системность, настойчивость, другие полезные качества.
Р.С. Немов выделяет основные виды деятельности, характерные для школьника, - учение, общение, труд и игра - выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.
Игра есть средство познания детьми действительности. Игра это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия - радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.
Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру, 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается, как его субъективная деятельность, 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), 4) особое содержание усвоения, 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка, 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Игра - это сложное социально-психологическое явление, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. В школьном возрасте происходит переход от игр, в плане внешних действий, к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий.
То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.
В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие.
Именно игра включает в этот процесс все органы чувств.
Психологические особенности процесса восприятия.
Восприятие - ведущий познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию:
1. восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
2. оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
3. восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность школьника в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. По мере накопления знаний о предмете, представление будут уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у школьника правильное представление об окружающем мире.
В мире существует огромное количество предметов и явлений, они обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представления об окружающем мире, необходимо обучить ученика основным действиям и правилам восприятия. Когда школьник их освоит, он сам, без нашей помощи, будет изучать предметы и явления природы, получать представление о них. Если ребенок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом явлением, у него появляется познавательная активность, любознательность.
Ученик быстро узнает знакомое оборудование, замечает отличие и сходство. Значит, восприятие стало внутренним процессом. Персептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие.
Игра в школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения и в преподавании физики в частности обосновано психо - физиологическими особенностями школьника и доказано в психологических и дидактических исследованиях.
§ 3 Состояние проблемы в современной теории и практике.
В современной педагогической и методической литературе уделяется определенное внимание применению в учебном процессе занимательных материалов вообще и игр.
В статье Пахомова А.П. «Методические рекомендации по формированию экологических знаний» (№6 - 1998) рассматривается несколько возможных путей формирования знаний школьников. Учитывая психологические особенности учащихся, одним из путей формирования экологических знаний, завоевания авторитета старших автор предлагает использовать наряду с опытами, наблюдениями и такой вид деятельности как игра. Это адекватно психологии ребенка, отвечает его потребностям.
Вершинина Н.Я. передает опыт учителя в подготовке и проведении интегрированных уроков. Большое внимание здесь уделяется такой форме реализации занимательности в обучении как урок-игра. Автор утверждает, что такие уроки- игры как игры-путешествия предпочтительны при проведении интегрированных уроков. Они способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.
Применение игр в учебном процессе по физике повышает интерес к изучению физических явлений и законов, создает эмоциональный настрой и в целом повышает активность учащихся в работе. Интегрированный подход требуют серьезной подготовки учителя, глубокого знания психических особенностей учащихся, умения быстро ориентироваться на уроке, создавать определенную атмосферу, прекрасно владеть учебным материалом, иметь определенные организаторские способности. Подготовка и проведение уроков-игр способствует росту творческого подхода учителя к своему делу.
Игры можно проводить на обобщающем уроке, где вся деятельность учащихся основана на имеющихся знаниях.
Урок-игра может быть посвящен окончанию определённого курса, раздела или темы по физике, где готовятся разнообразные задания: работа с использованием кроссвордов, загадок, ребусов и т.д. Урок получается очень насыщенным и привлекательным для учащихся, так как здесь они могут в свободной форме проявить свои способности.
Игра является фактором в активизации познавательной активности школьников, содержание конкретных игр, способствуют развитию личности ребенка.
Проблеме использования игры в учебном процессе уделяется определенное внимание.
Для выяснения степени применения игр в учебном процессе обратимся к анализу методических рекомендаций, которые отличаются нетрадиционным подходом к изучаемым вопросам и ориентируют учителя на творческую работу.
Курс физики представляет важные задачи. Это - систематизация и расширение представлений учащихся о физических телах и явлениях природы техническом прогрессе и ИКТ, разностороннее развитие школьников, обогащение их нравственного опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной среде.
Ведущая направленность во всех классах – познание единства физической картины мира его законах, связанная с задачей формирования физического мышления школьников.
Все разделы физики с 7 – 11 класс логически развивают представление учащихся о единой картине мира и незыблемости её законов.
Изучая физику школьник понимает, заинтересовавшись ей он окажется в волнующем мире разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мире поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, перспективе жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В учебных комплектах по физике достаточно последовательно применены приемы занимательности, а в рабочих тетрадях имеет место и игровой материал.
3) “творческий труд” (писатели, художники, композиторы…) - для формирования нравственности.
В курсе физики значительное место занимают творческие задания, которые, несомненно, представляют элементы занимательности. Отводится и место игре, рассматривается, как структурную часть урока, есть классификация игр, приводятся их примеры.
Игру можно отнести к методам обучения. В современных вариативных курсах уделено определенное внимание игре, что позволяет сделать вывод о ее необходимости и значимости в учебном процессе.
Изучение практики использования игр в учебном процессе по физике проводилось в нашей школе, в районе и в округе. Часть творческих учителей, как раз занимается применением игр на уроках физики. Для того, чтобы ответить на вопрос какую роль играют игры на вашем уроке, можно предложить анкету:
- Как вы понимаете, что такое игра?
- Считаете ли вы, что игры нужно применять в учебном процессе?
- Какие виды игры вы применяете на своих уроках?
- В какие игры охотнее всего играют школьники?
- Помогают ли игры понимать ученикам сложный материал?
- Каковы возможности курса вашего предмета в применении к нему игр?
- Как вы подбираете игры для уроков? а) они предложены в методическом пособии в достаточном количестве б) берете из разных книг в) составляете сами.
Анализ содержания ответов показывает, что учителя положительно оценивают роль игры в развитии учащихся и применяют их в учебном. Однако им приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в методических пособиях учебных игр недостаточно. Нет и специального пособия, где бы была предложена система игр и их проведение на уроке.
Учащихся говорят о том, что интереснее на том уроке, где есть игровая деятельность
Изучение практики использования игр в физике показывает, что этот вид деятельности учеников используется неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики их применения на уроках физики.
Выводы:
Анализ источников литературы о применении игр в учебном процессе показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована дидактическая и психологическая значимость игр.
Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия ребенком окружающего мира.
В современной теории и практике также уделяется внимание игре. Однако проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном процессе.
Глава II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках природоведения.
§1 Игра - форма организационной деятельности учащихся.
Игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека».1 Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Игры, применяемые на уроках физики, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить:
- настольные игры
- дидактические игры
- подвижные игры
- деловые игры
- интеллектуальные игры
I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату.
Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие.
Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
II. Дидактические игры физического содержания.
Важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе и физических законах.
Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет учеников. а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей физического тела (например, шара…) от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос (например, Земля? Ответ: физическое тело, космическое тело). Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют школьников. Длительность словесных дидактических игр не должна превышать 5 минут.
Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.
III. Подвижные игры.
Проведение подвижных игр не требует специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. а) Перед разучиванием игры педагог знакомит с правилами игры. Подвижная игра не требуют сложного оформления.
Можно использовать лишь детали костюмов. б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, учащиеся с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Строение вещества», учащиеся выступают в роли молекул, которые путешествуют внутри физического тела, имея свои траектории движения. Нужно начертить траекторию движения в одном из агрегатных состояний вещества. Применить, физические обозначения. Можно использовать игры экологического характера, которые также предусмотрены при изучении отдельных вопросов в физике.
Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе физических явлений. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием школьников.
IV. Деловые игры.
Часто на уроках физики проводят деловую игру. Пример, игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в физических явлениях. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием учащихся, их устными сообщениями, переживаниями.
Например, при изучении тепловых явлений учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас конструктор двигателя внутреннего сгорания, другой – водитель транспорта.
Надо выбрать модель машины, поставить цель доказать, что изобретатель транспорта и водитель имеют общие интересы, рассказать о ДВС и его применении в современном мире.
После изучения темы «Фотоэффект» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы находитесь на экспериментальной площадке. Опишите ваши наблюдения.
4) Представьте, что произошло короткое замыкание. Вы помните, что надо делать. У вас нет необходимых инструментов и подручных материалов. Что вам делать, как вам быть?
Деловая игра развивает у учащихся фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
V. Интеллектуальные игры.
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.
Отгадывание загадок школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.
Примеры физических загадок:
Братья и сёстры
Одного роста
Об одинаковом лице
В одном яйце. (молекулы)
Можно поместить в бутыль,
А можно и в ведёрко
И в банку вместится она,
Да только вот приколка
Не сжимается она. (вода)
Шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное физическое слово, (обозначающее физическое тело, явление или закон) состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
б) метаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова.
6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если учащиеся уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.
Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.).
Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума, они развивают речь школьников и совершенствуют умение рассказывать четко и образно.
1. Игры, разработанные учителем. Некоторые учителя вносят элемент игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки игры учитель предлагает ее ученикам. На этом этапе от учителя требуется терпение, такт, умелое руководство игрой.
2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность.
§ 2 Значение игр на уроках физики в развитии и воспитании учащихся.
В теории и практике применения игр в учебном процессе придается большое значение этой форме организации деятельности учащихся.
Игра для школьника - важный источник информации об окружающем мире.
Игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ученик пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности школьника воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.
Одновременно развивается логическое мышление. В игре учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.
При организации игр помни:
- ученик, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;
- игра, ее форма должна быть доступна учащимся по содержанию, соответствовать их уровню развития;
- яркая наглядность способствует проведению игры;
- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.
Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и внеурочной деятельности в школе. В игре ученик раскрывает себя и делает шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания, умения и навыки.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
1. Не только освоение учеником конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры, а как учение; ученик должен сознательно прийти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.
Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или ином конкретном случае.
Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов.
Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр заключается в возможности безболезненного перехода ученика из игровой деятельности в учебную деятельность, что и является ведущей задачей обучения.
Занимательность вообще и игры в частности дают учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению физики. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно- воспитательный процесс, но и заставляет учащихся по-другому взглянуть на физические явления и законы.
Разработка, организация и проведение игр учителем совершенствуют его профессиональные качества.
§ 3 Методика применения игр на уроках физики.
Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний учащихся разработана конкретная методика использования игр в учебном процессе. Разработано 3 (и для данной работы) урока. Примеры уроков физики.
Разработан и проведён вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры - игры-путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных группах (в рамках предмета), создавая реальные условия повышения эффективности работы учителя и удобства ученикам для восприятия необходимого дидактического материала.
Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая план путешествия в рамках урока обобщения по физике.
I тема: «Игра-путешествие «Страна колебаний и волн» спланированная в соответствии с темой «Колебания и волны».
Литература: 1) Занимательные опыты по физике Книга для учителя (ст. В.
Волина - М., Просвещение, 1991)
2) Карабельников В.А. Краски природы - М., Просвещение, 1989
3) Журнал «Физика в школе» №1 2006 г.
Оборудование: карта путешествия, оборудование для экспериментов, карточки - задания ребусы, жетоны, набор лабораторного оборудования: «Колебания и волны», слайдовые презентации к уроку.
Цель: дать школьникам основы физических знаний, развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру, действительности в целом. Поставить ученика в ситуацию самостоятельного поиска правильных решений в данной ситуации.
Краткое описание.
Ребята в командах получают карточки - задания от «Математического маятника» с просьбой о помощи, которые определяют необходимость и важность предстоящего путешествия. Карточки знакомят ребят с героем игры – «Математическим маятником» и его необходимыми условиями существования (сила, источник колебаний), которых нужно доставить к «Маятнику» чтобы заставить его совершать колебательный процесс..
В игре участвуют три команды, которые совершают путешествие, спешат на помощь к «Математическому маятнику», который никак не может раскачаться. Путешествие команд осуществляется по выданным карточкам, где есть задания - станции, учащиеся выполняют задания на каждой станции. Чья команда первой придёт на помощь. В этом им помогают знания по физике и другим предметам, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за физическими явлениями, сообразительность, находчивость (к данному уроку можно привлечь и шефов – старшеклассников).
Поэтапное описание.
1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках физики.
2. Игровое действие:
Первая станция: «Ловушка для незнающих формулы» а) найди ошибку в предложенных формулах;
б) к чему приведёт ошибка в формулах, указанных в табличке;
в) какие физические термины здесь использованы?
Вторая станция «Энциклопедия»: а) дано физическое слово, найти его в энциклопедии
б) дать объяснение и привести пример из жизни с применением (использованием) этого явления природы.
Станция «Решайка» а) команда выбирает формулы для решения предложенных задач б) решают задачи
Музыкальная пауза: звучит пеня (перечислить какие явления природы здесь встречаются)
2. Найди ошибку. Ребятам дан физический текст, найти какую ошибку допустил автор, рассматривая физические явления.
Станции и препятствия можно придумывать любые (не искажая физического смысла явлений и законов) это зависит от фантазии учителя и ребят, которые могут принимать участие в разработке урока.
Второй вариант урока, направлен на развитие восприятия у детей.
II тема: «Тепловые явления в жизни человека, животного и растительного мира».
Цель: Наблюдения за тепловыми процессами в природе. Научить ученика видеть разные стороны тепловых процессов в природе. И их значение для животного и растительного мира. Нравственное восприятие предполагает сочувствие, стремление защитить живой мир от вечного холода. Познавательное восприятие направлено на выявление физических процессов, происходящих при разных температурах.
При наблюдении за тепловыми процессами надо уделять внимание различным физическим явлениям, происходящим при изменении температуры и реакции на это растительного и животного мира. Здесь важно показать взаимосвязь всех изменений в природе, чтобы сформировать целостный образ явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи, иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета, характерные для природных изменений.
Главная задача - закрепить за каждым новым физическим понятием (плавление, испарение, конденсация, пар…) всю взаимосвязь тепловых процессов с температурой. А также настроений и активной деятельности, эстетическое восприятие и знания об особенностях этих явлений.
1. Расскажи о тепловых процессах.
(Даны рисунки – испарение, конвекция, излучение…)
Как называются эти явления? Где они встречаются? Опиши физическое состояние.
Какие они в природе? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с учеником добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и подробно отвечать на вопросы. Предлагаются рассказы о тепловых явлениях , знакомим ученика с неизвестными ему физическими терминами и понятиями. При описании сравниваем их с другими знакомыми ему явлениями.
2. Догадайся о чём здесь идёт речь:
- прибор для измерения температуры;
- самая распространённая в природе жидкость;
- центральное тело Солнечной системы;
- среда, где нельзя передать тепло способом конвекции и теплопроводности;
- прибор, который мы используем для того, чтоб наш чай был всегда горячий.
Потом ученик сам придумывает другим ребятам такие же вопросы - загадки
3. Угадай, о чём здесь говорится:
У него из носа идёт пар (чайник)
Сам невелик, а машину вести велит (ДВС)
Оно жёлтое и большое, поедает воду и лужи. (Солнце)
Его используют, когда заболеют он есть в каждом доме (градусник)
5. Угадай, о каком физическом приборе идёт речь:
5 картинок с изображенными физическими приборами (термометр, барометр, манометр, …), ученик выбирает прибор и рассказывает все, что о нем знает, описывает устройство и принцип действия, другой ученик должен угадать, о каком приборе идёт речь. Потом то же самое выполняет другой ученик и так далее.
III. Общение детей с физикой и физическими явлениями можно сделать более интересным, если во время уроков, организовывать наблюдения, эксперименты, игры, викторины.
Разработано внеклассное мероприятие, которое можно провести на декаде физики В него можно включить элементы из разных игр: «Стенка на стенку», «Угадайка», «Художники», «Знатоки физики».
До начала игры команды прибывают в актовый зал. Пропуском на вечер служит правильный ответ за физическую загадку.
Распорядитель вечера – его величество Градусник со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают физику и физические законы и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.
Далее ведущие знакомят школьников с условиями игры, раздают маршрутные листы. На маршрутном листе указаны названия этапа, номера заданий, оценка, подпись судьи. Внизу - общий итог (игра проходит с использование учебных кабинетов школы, в каждом из них физическая станция)
Этапы могут быть такими: «Электричество - его величество», «Физика на кухне», «Экспериментальная», «Юмористическая», «Тупичок»…
Количество этапов зависит от количества команд.
На каждом этапе команде выдается задание.
Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют игры.
Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.
«СТЕНКА НА СТЕНКУ» (вечер физики, математики, информатики)
Цель: углубление знаний с помощью развлекательно – познавательной игры
Оборудование: таблицы, слайды, ватман, маркеры, доска, призы.
Играют две команды – сборная 9 – 10 классов и 11 классов
1. Две команды «ФИЗИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ» (кто быстрее, гонка)
Автомобиль - средство передвижения
Автомат - средство вооружения (обороны)
Акустика - учение о звуке
Аккомодация приспособление глаза к видению на различных расстояниях
Баллон - замкнутый объём для жидкостей, газов (объём)
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления
Батарея – источник тока
Батисфера - глубоководная камера
Вакуум – безвоздушное пространство
Вектор - прямолинейный отрезок
Галактика - звёздная система
Генератор – источник тока
Динамика - раздел механики
Деформация – изменение размеров тела
Ёмкость – единица измерения (или сосуд)
Жалюзи - многостворчатые ставни
Инерция - свойство тел
Координата - величина, определяющая положение точки на плоскости
Линза - оптическое стекло
Метр - единица длины
Нейтрино – элементарная частица
Оптика - раздел физики
Период - промежуток времени
Робот - машина
Секунда - единица времени
Траектория - линия, след
Уран - металл
Фильтр - перегородка для очистки
Циклотрон – ускоритель
Шпиндель - вращающаяся деталь
Электрон – частица
Юстировка - выверение значений
Янтарь - камень
2. Конкурс «ПОРТРЕТ» (из команды вызывают по участнику, на ватмане должны изобразить портрет).
учителя физики или математики, используя только геометрические фигуры)
3. КОНКУРС «ПРАКТИЧЕСКИЙ»
Командам предлагают проделать занимательные опыты и объяснить их
(опыты: загаси свечу, удержи третий стакан на листе бумаги, всего каждой команде по три опыта)
В это время, пока команды готовятся, ведущие работают с болельщиками (им предлагают занимательные вопросы)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
- самая быстрая рыба – рыба - меч 130 км/ч
- самое быстрое животное - гепард 120 км/ч
- Масса страусинного яйца – 1,8 кг
- Сколько процентов кожи человека покрыто волосами – 95%
- КИВИ – это плод или птица (есть растение киви и птица киви)
- с помощью какого физического явления происходит процесс дыхания – диффузии
- Сколько литров воздуха вмещают лёгкие человека - 5 литров
- чем переносится тепло в вакууме – электромагнитными волнами
- что является главным внешним источником тепла для животных - солнечное излучение
- у какой птицы перья тяжелее скелета - фрегат
- Какое самое прочное натуральное волокно в мире - паутина паука
- Какой груз могут выдержать все волосы с головы, связанные в пучок - 12 тонн
- Правда ли, что многие насекомые имеют свой любимый цвет – да, на основе этого сделали цветоловушки, например клейкие ленты
- какую скорость может развивать слон, лось – 40 км/ч, 47 км/ч
4. КОНКУРС «ХУДОЖНИК»
Командам предлагают выполнить картину, используя геометрические линии. Картина зависит от количества участников, каждому разрешено подойти к доске (ватману) один раз (оценка зависит от идеи, завершённости и скорости)
5. КОНКУРС «ОПЫТ – КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ»
Ведущие предлагают команда по одному опыту. Опыт демонстрирует учитель с помощниками, командам необходимо объяснить суть опыта.
6. КОНКУРС «ТВОРЧЕСКИЙ»
Командам предлагают сочинить стихи о физике, математике, информатике. Пока
команды работают, ведущие развлекают зрителей интеллектуальными играми, играми
на внимание, например:
а) передаём шарик правая и левая сторона болельщиков от ряда к ряду и обратно, относящихся к предмету (опыт, треугольник, компьютер…)
б) ведущий называет слова, относящиеся к предмету и предмет – болельщики должны дружно крикнуть ДА или НЕТ
гипотенуза математика – ДА
опыт информатика - НЕТ
диффузия математика - НЕТ
температура физика - ДА
квадрат информатика - НЕТ
солнце астрономия - ДА
система координат физика - ДА
задачи информатика – ДА
вакуум математика - НЕТ
частота информатика – НЕТ
материя физика - ДА
7. КОНКУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ»
Ведущие
В конце игры жюри подводит итоги, проводит награждение и команд и лучших болельщиков.
§ 4 Результаты эксперимента.
Разработанные уроки были проведены в 7 - 11 классах МОУ СОШ п. Луговской и в школах Ханты – Мансийского района.
В ходе учебного процесса использованы игры различного направления. При использовании игр, как показало наблюдение и анализ этом случае, учащиеся на уроке были более активны, высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету.
Стеснительные и робкие школьники стали поднимать руку и отвечать. 12 самостоятельных суждений зафиксировано на уроке – путешествии «Страна колебаний и волн», а на уроке «Тепловые явления в жизни человека, животного и растительного мира», с применением игр, таких суждений было уже на 4 больше.
Эти данные подтверждает заключительная анкета. Она была проведена по тому же тексту. Были получены такие результаты:
|10.02.2009 |10.03.2009 |
|Нравится ли тебе учиться? |
|Да – 10 из 15 учащихся. Нет - 2
|Не очень - 3
|Не знаю -
|2. Назови свой любимый предмет. |
| Отвечали: технология, физкультура, физика, химия, |математика, история |
|3. Какая работа на уроках физики тебе больше всего |
|нравится? |
|Лабораторная работа, исследования на уроке, игровые моменты |
|4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше? |
|решения задач, теоретического материала, лабораторных и практических работ, микроисследований, игровых моментов
| |кроссвордов, загадок, творческих заданий
|5. Нравятся ли тебе уроки физики? |
|Да – 12 из 15 учащихся
|Нет - 1
|Не очень - 2
|Не знаю -
|6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках |
|физики? |
|Да – 15 из 15
|Нет -
|Не очень -
|Не знаю -
Анализ содержания ответов повторного анкетирования показывает, что дети стали более заинтересованы в предмете, у них пробудилось желание активно участвовать в работе на уроке, они проявляли желание узнать больше того, что они знают. Этот вывод подтверждается наблюдениями над деятельностью учащихся на уроках физики. Игры повысили активность детей.
Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Выводы
В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра
- это активная деятельность играющего.
В учебном процессе особенно на начальном этапе обучения игра занимает значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную.
Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным.
Анализ экспериментальных материалов показал, что игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств.
Заключение.
Исследование проблемы использования игр на уроках физики показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов и явлений природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.
К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ученика, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода школьника от игры к учебной деятельности.
Однако в практике обучения физике нет системы применения игр.
Преимущественно, игровые материалы мы учителя составляем сами или подбираем из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.
физики. Сейчас сложилось мнение, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть правильно использованные и игры и игровые моменты на уроке. Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания физики. Они вводят ученика в мир физических явлений, дают возможность понять единство природы и материи, единство физической картины мира. Способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.
Разнообразные игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития школьников.
Высказанные выше положения являются результатом практического труда, наблюдения и анализа процесса обучения физике. Следовательно, подтвердилась гипотеза, высказанная в начале исследования.
1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988
2. Агаева Е. Л. и др. «Чего на свете не бывает?». М.: Просвещение , 1991.
4. Амонашвили Ш. А. «В школу с шести лет»- М.: Просвещение, 1981.
5. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой.,Психологическая наука школе». Просведение 1997.
6. Асмолов А. Г. «Психология личности., Принципы общепсихологического анализа». М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
7. БеспалькоВ.П. «Слагаемые педогогические технологии».М.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.
9. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. -
Вопросы к психологии, №6 1966
11 . Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
13. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. №4 1997
14. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2- х томах. - М., 1986
15. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56
6. Зик К. «Ребенок и его мир». М. Просвещение 1985
16. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 1993, т.1
17. Игра как средство обучения школьников: Метод. пособие. -
Новокузнецк: изд. НПК, 1998
18. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. -
М.: Новая школа, 1994
19. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,
1975, с.108
20. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3
21. Киричук О. В, Романец В. А. «Основы психологии.» Киев, Лебедь 1997. 22. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
23. Максакова А. И., Тумакова Г. А. «Учите играя». М. Просвещение, 1983
24. Менджрицкая Д. В. «Воспитание детей в игре.» М. Просвещение, 1982.
25. Мойсенюк Г. О. «Педагогика.» Киев, 2001
26. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М. Просвещение, 1991.
27. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение
«Владос», 1997
28. Проскура Е. Ф. «Развитие познавательных способностей дошкольника.»
29. Степаненкова.Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и
30. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989
31. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
32. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
34.Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993, т.1, с.336
35. Шуркова Н.Е. «Новые технологии воспитательного процесса». М.1994г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.