Игры направленные на закрепление звука "ы".

  • docx
  • 28.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родителей - Такой сложный звук Ы..docx

Консультация для родителей: Такой сложный звук [Ы]. Буква Ы.

Учитель-логопед: Коклягина Т.Ю.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых радов.

2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).

3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.

4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.

5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

Игры-задания для закрепления звука [Ы].

·              Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда).

Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.

·              Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».

Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

·              Задание 3. Знакомство со звуком [Ы].

Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы. (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы. ;пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ. ;пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]:пароход гудит: ЫЫЫ. (см. цветную вклейку, и обозначением: красный кружок.

·              Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы. ; ым, ум,. ; ды, мы, ма. ; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка.

·              Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова, используя карточку и красный кружок.

·              Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус., мос., бол., ко. ;ДЫ: са., хо., пло., ря.

·              Задание 7.Вместе со взрослым закончить слово:

Мы. (-ло, лы. (-жи, сы. (-нок).

·              Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор —. , комар —. , топор —. , шар —.

·              Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].

·              Задание 10. Подобрать слова со звуком [Ы].

·              Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

Я. Аким

·              Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].

·              Задание 13.Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

·              Задание 14. Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы. О. Гофман

На что похожа буква Ы?

Игры с буквой.

·              Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

Из трубы идет. Строители построили новый. (дом, дым).

Примеры заданий и игр с буквами.