Консультация для родителей: Такой сложный звук [Ы]. Буква Ы.
Учитель-логопед: Коклягина Т.Ю.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых радов.
2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
Игры-задания для закрепления звука [Ы].
· Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда).
Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.
· Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».
Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.
· Задание 3. Знакомство со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.
Медведь ревет: ыыыы. (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы. ;пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ. ;пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:
— губки не напряжены;
— зубки разомкнуты;
— язычок отодвинут глубоко в ротик;
— горлышко «работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]:пароход гудит: ЫЫЫ. (см. цветную вклейку, и обозначением: красный кружок.
· Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы. ; ым, ум,. ; ды, мы, ма. ; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка.
· Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова, используя карточку и красный кружок.
· Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:
ТЫ: кус., мос., бол., ко. ;ДЫ: са., хо., пло., ря.
· Задание 7.Вместе со взрослым закончить слово:
Мы. (-ло, лы. (-жи, сы. (-нок).
· Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор —. , комар —. , топор —. , шар —.
· Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].
· Задание 10. Подобрать слова со звуком [Ы].
· Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким
· Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
· Задание 13.Выучить считалку:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар,
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.
· Задание 14. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы. О. Гофман
На что похожа буква Ы?
Игры с буквой.
· Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Из трубы идет. Строители построили новый. (дом, дым).
Примеры заданий и игр с буквами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.