Спортивные игры хантов и манси
Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Весь
уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца –
охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей
является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси,
направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций
и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.
Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его
нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в
лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное
отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в
лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность
взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников
используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли.
Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры
развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа,
нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с
взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы,
перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так,
чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались
выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал
стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и
настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя
на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно
скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и
становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали
прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на
ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем.
Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, локость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца,
расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки
играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное
положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был
точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться
этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем
становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их,
изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести,
координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусанг юх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника
толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90
см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали
свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и
начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой
кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В
игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались
бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было
припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко.
Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь –
«князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить
подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие
состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из
второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из
второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е.
в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю
со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил).
«Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого
начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было
применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так,
чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две
команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники
сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника,
поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою
сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих
игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он
выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже
болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг
друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал
одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами.
Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы
соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом
расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль
туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги,
второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались
перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и ,вытянув ноги вперед,
упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде
судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от
земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из
игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным.
Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до
выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались
остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды
начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за
черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног.
Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть
веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой
считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться
следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талты кел» (казымские ханты)
Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых
ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все
игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть
веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди
сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок,
лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного
из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на
свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим
признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал
ее через плечо.
«Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали
ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и
упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по
команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от
земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой
игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за
черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в
доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг
на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не
выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель
состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню.
Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали
тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок
выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.
ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА
Ловкий
оленевод
Цель: учить
бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой
лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя
мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает
флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в
оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель: упражнять в беге, развивать быстроту
реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны
увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков,
остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг.
Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое
внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из
игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга -
водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в
бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен
должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами
соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение
действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей
колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных
частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все
бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал
«Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять
умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч
можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три
пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи
по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается
пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего
он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение
выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят
одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище».
После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей,
издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры
отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны
построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать
морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее
добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают
около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр
берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут
навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в
имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно
только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое
ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них
мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по
кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут
имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений;
учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только
под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю.
Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за
кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!»
игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать
справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами,
руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят
«Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки
разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На
сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел,
возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое
внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число
игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку.
Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу
«Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки,
лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с
товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не
услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и
договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал
«Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда,
когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но
попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся
за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке.
По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.