Игры с водой для детей раннего возраста

  • docx
  • 27.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры с водой для детей раннего возраста.docx

Игры с водой для детей раннего возраста

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).

Для игр с водой понадобятся различные емкости (пластиковые баночки и бутылочки разного размера, формы, цвета; миски, тазики, кружечки; воронки, леечки, ситечки), фартучки для детей, губки, салфетки.

«Наливаем – выливаем»

Воспитатель ставит на стол большую емкость с водой, а также пустые бутылочки, баночки, флаконы, воронки, кружечки. Он предлагает детям зачерпывать кружкой воду и наливать ее в баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать из одной емкости в другую. Малыши могут действовать вместе, помогая друг другу. Например, один ребенок держит воронку, а другой переливает в банку воду из бутылки или несколько малышей вместе заполняют водой одно ведерко. Переливая воду в разные емкости, дети видят, что она принимает форму того сосуда, в который попадает. Пролившуюся воду дети вытирают тряпочкой или губкой.

В процессе этих занятий можно выяснить, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько – в маленькую; будут ли заполнены все кружки, если вылить воду обратно в бутылку. 

«Погружение в воду» 

Воспитатель предлагает детям погрузить пустую незакрытую пробкой бутылку под воду разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально (вверх горлышком и вниз). Взрослый обращает внимание малышей на то, как бутылка наполняется водой: полностью или частично.

Затем предлагает детям выполнить следующие опыты:

• опустить в воду пустую пластиковую бутылку с завинченной крышкой (она будет плавать горизонтально на поверхности воды), затем попробовать опустить бутылку на дно и удержать ее там;

• погрузить в воду бутылку, наполненную жидкостью до половины (бутылка будет плавать под наклоном);

• опустить в воду бутылку, заполненную до краев (бутылка утонет);

• погрузить в воду бутылку, заполненную жидкостью не до самого верха (над водой останется кончик бутылки);

• перевернуть под водой две заполненные бутылки и постепенно вытащить их. Затем одну из них оставить погруженной горлышком вниз, а другую постепенно вытащить из воды. 

«Брызгалки» 

Для этой игры можно использовать водяные пистолеты, резиновые игрушки с отверстиями, пластиковые бутылки с отверстиями в крышках. Дети могут брызгать воду в емкость, на песок, цветы, траву. В жаркое время года малыши с удовольствием будут брызгать водой друг в друга.

Можно также проделать отверстия в стенках бутылки и предложить детям поэкспериментировать с ней: налить в бутылку воду из-под крана, погрузить ее под воду и наблюдать, как жидкость будет выливаться через дырочки. Такие эксперименты можно проделывать с прозрачными и непрозрачными бутылками. 

«Тонущие и плавающие предметы» 

Для игры понадобятся тазик с водой и предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные и пластмассовые ложечки и мисочки; камешки, резиновые, пластмассовые и поролоновые игрушки, мячики, шарики для пинг-понга; кусочки меха, марли, ватные шарики и пр.).

Воспитатель предлагает детям по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие из них тонут, а какие плавают. Взрослый объясняет, что металлические предметы и камни тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые – плавают; кусочки ткани сначала плавают, а впитав в себя воду, становятся тяжелыми и тонут; одни губки плавают, другие сразу пропитываются водой и быстро тонут, губками можно собирать разлитую воду и т. д.

При повторении опытов, перед тем как опустить предмет в воду, воспитатель спрашивает у детей, будет он тонуть или плавать. Можно разделить играющих на две подгруппы, одна из которых будет отбирать тонущие предметы, а другая – плавающие. Затем малыши проверяют правильность своего выбора. 

«Кораблики» 

Для этой игры понадобятся таз с водой или бассейн, пластмассовые, бумажные кораблики, лодочки; поролоновые губки, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры, крышки от бутылок и банок. Можно изготовить небольшие плотики, связав несколько палочек проволокой.

Воспитатель предлагает детям выбрать себе кораблики и отправить их в «плавание». На кораблики можно посадить маленькие легкие игрушки. Взрослый показывает детям, как направлять движение кораблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, подув на него.

Весной можно пускать кораблики в ручейках и наблюдать, какой кораблик плывет быстрее. 

«Мыльные пузыри» 

Воспитатель погружает трубочку (пластиковую, бумажную трубочку, макаронину) в мыльный раствор и дует в нее, чтобы образовалась пена. Детям постарше можно предложить самостоятельно сделать такой же блестящий и причудливый «мыльный пирог».

Затем показывает малышам, как можно пускать мыльные пузыри (лучше использовать мыльные пузыри, которые продаются в магазине). Это занятие очень полезно не только для развития познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием.

Во время игры малыши догоняют и ловят пузыри, наблюдают, как они лопаются, какой пузырь больше, какой – меньше, какой из них выше и дольше летает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при влажной погоде пузыри дольше не лопаются и могут довольно длительное время «сидеть» на траве. 

«Снег и вода» 

Зимой можно организовать экспериментирование со льдом, снегом и водой.

Во время прогулки воспитатель предлагает малышам набрать в ведерко немного снега и принести его в группу: «Давайте посмотрим, что будет, если мы принесем снег в тепло». Придя в помещение, взрослый ставит ведро около батареи или на солнечное место. Через некоторое время малыши вместе с воспитателем проверяют, начал ли таять снег. Взрослый обращает внимание детей на то, что в тепле снег становится более рыхлым и постепенно тает и превращается в воду.

На следующую прогулку воспитатель выносит ведерко с водой и спрашивает у детей: «Как вы думаете, что станет с водой на морозе?» Вместе с ребятами он наблюдает, как вода покрывается льдом. Взрослый объясняет малышам, что на морозе вода замерзает. 

Можно также поэкспериментировать с кусочками льда: рассмотреть их, потрогать, положить в миску и поставить на теплую батарею или на солнце. Затем образовавшейся от таяния льда водой можно полить землю в цветочном горшке и понаблюдать, как впитывается вода.

Используемая литература

Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова "Развитие предметной деятельности и познавательных способностей"