Игры, в которые можно играть между прочим, но развивать ребенка целенаправленно. Советы родителям
Родителям часто не хватает времени, чтобы поиграть с ребенком. Но есть в педагогическом арсенале игры, в которые можно поиграть с ребенком в словесном плане, гуляя с ребенком или по пути, направляясь по какому-либо делу.
«Летает – не летает»
Ход игры:
Взрослый предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Взрослый произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Взрослый говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова взрослый просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
Игра «Подбери пару к слову»
Дети встают в круг. Взрослый с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла». Называть слова можно и без использования мяча.
Игра «Придумай загадку»
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра «Скажи мне наоборот»
Взрослый предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Задание «Дополни фразу»
• Если песок мокрый, то…
• Мальчик моет руки, потому что…
• Если переходить улицу на красный свет, то…
• Автобус остановился, потому что…
Игра «Ассоциация»
Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.
Щенок играет в мячик.
Щенок прыгает как мячик.
Щенка надо кормить, а мячик — нет.
Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.
У щенка глаза круглые, как мячик.
Дети любят играть со щенком и мячиком.
Небылицы
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется. Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.
Да - нет, говорите
Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов.
Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь).
Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.
Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» (платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.
Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.
Игры подобрала педагог-психолог Дремина О.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.