Игры для развития речи
Оценка 4.8

Игры для развития речи

Оценка 4.8
Игры
doc
воспитательная работа
1 кл—5 кл
31.05.2018
Игры для развития речи
В данной работе представлена подборка игровых дополнительных заданий на внеклассных занятиях во внеурочное время и самоподготовке, а также на логопедических фронтальных занятиях. Все игры направлены на формирование речи и закрепление звукопроизношения. также представлены развивающие творческие задания для развития навыков самоконтроля на самоподготовке.Подборка игровых развивающих заданий
Игры для развития речи.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Центр образования № 44» ПОДБОРКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ Игры для развития речи. Разработала воспитатель  Попова Галина Борисовна г. Череповец  2018 год 1. Игра "Интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью ­ беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер ­ тот, кто задает вопросы. Респондент ­ тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что­нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми  распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.  Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают. Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника,  выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю. Варианты игры:  1) воспитатель интервьюирует ребят,  2) дети берут интервью у воспитателя,  3) родители интервьюируют ребенка,  4) ребенок берет интервью у родителей. 2. Игра "Картинки­загадки". Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать.  Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных  предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет  одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней.  Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.  3. Игра "Определи игрушку". Каждый ребенок приносит какую­либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3­5  минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую­либо  историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях.  Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную  историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она".  История рассказывается в течение 3­5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся  главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если  ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему  новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.  4. Игра "Сочини предложение". Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит  названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу  дети придумывают новые предложения. Примечания: 1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. 2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в  следующий раз предложите им три слова для составления предложений.  Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком,  соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок. 5. Игра "Противоположность". Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово,  обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети  могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку  делает человек, а солнце ­ это часть естественной природы), "вода" (вода ­ это наполнитель, а  чашка ­ это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал  именно такой предмет.  Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком. 6. Игра "Мостик". Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры  состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и  служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди.  Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие  слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь  спрятался за дерево) и т. п.  Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком. 7. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)" С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком  расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.  Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8­10 шагов). И  оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь  назвав какое­нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова  утешения" и т.д.  Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.  8. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность) В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю  подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.  Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.  В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду. 9. Игра "Два круга". Дети строятся в два круга ­ внешний (большой) и внутренний (3­4 человека).  Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим­взрослым и приговаривают: "Мы  по кругу идем и с собою берем... сладкое".  Игроки большого круга должны быстро назвать что­то сладкое, например сахар. Ребенок, первым  назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое,  жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен  выполнить какое­либо задание в наказание за нерасторопность. 10. Дополнить предложение. Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На  деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д. 11. "Что означает выражение?" или "Пословицы". Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений  устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения  человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими  событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений. Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной,  как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя  ввести новый компонент. Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают  подобные выражения по­своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах  не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма. Например: Ребенок сказал:  пойти на исправку  куда глаза видят  душа в подметки ушла  свободная птица   открыть Африку  посчитать в голове  глаз упал на книжку  на свежий ум  нервы скандалят  в пятки не годится  К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например,  мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал  лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет  выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что  слышала, как кто­то из взрослых заметил: "Она в нем утонет". Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать  фразеологизмы в собственной речи.  Пословицы: Взрослые говорят:  пойти на поправку куда глаза глядят душа в пятки ушла вольная птица  открыть Америку  посчитать в уме взгляд упал на что­нибудь на свежую голову нервы шалят в подметки не годится 1. "Дело мастера боится".  2. "Всякий мастер на свой лад".  3. "На все руки мастер".  4. "Портной испортит ­ утюг загладит".  5. "Картошка поспела ­ берись за дело".  6. "Без труда и в саду нет плода".  7. "Каков уход, таков и плод".  8. "Больше дела ­ меньше слов".  9. "Всякий человек у дела познается".  10. "Горе есть ­ горюй, дело есть ­ работай".  11. "Без дисциплины жить ­ добру не быть".  12. "Заработанный хлеб сладок".  13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".  14. "Без начала нет конца".  15. "Без порядка толка нет".  16. "Без работы пряников не купишь".  17. "Глаза боятся ­ руки делают".  18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".  19. "Без труда нет добра".  20. "Труд ­ лучшее лекарство".  21. "Терпение и труд все перетрут".  22. "Будешь книги читать ­ будешь все знать".  23. "Дом без книги, что без окон".  24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум". 25. "Где ученье ­ там уменье".  26. "Ученье и труд вместе живут".  27. "Ученье ­ свет, а не ученье ­ тьма".  28. "Почитай учителя, как родителя".  Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. 12. Распространение предложений. 13. Придумываем рассказ. Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.  Например:  "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно...  (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). 14. "Я был в цирке... " Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией.  Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и  игроки по очереди их берут.  Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен  назвать что­нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только  существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и  красный занавес.  Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в  начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д. 15. Предлоги. Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите  предлоги ­ "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку ­ бросая на тарелку шарик.  А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же ­ на какой предлог  попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение. 16. Цепочка.  Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и  запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы.  Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с",  "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.  Выигрывает тот, кто придумал больше слов. 17. Добавь букву. Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет  любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце  присоединить свою букву, имея в уме какое­либо слово с таким буквосочетанием. Игроки  продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет  целое слово.  Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не  сможет добавить букву, подразумевая какое­нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е.  добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого  сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто­либо из  следующих игроков, наконец, не потребует назвать слово.  Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо  известного слова. 18. Кто с какими буквами дружит. Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у первого ­ слон, у второго ­  крокодил, у третьего ­ ёжик. Первый говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него  есть хобот". Второй говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке."  Третий говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки  19. Путешествие. Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто­ нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем  кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно  продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".  Другой вариант "Путешествия".  Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой. Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т". И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное ­ Это слово, про которое можно сказать "ЧТО  это?" или "КТО это?"  20. Давай придумывать. Развиваем абстрактное мышление, речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр)  и карточки с изображением разных предметов определенной формы ­ зеркало, карандаш, яйцо,  яблоко. ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.  Например: карандаш, удочка, иголка, нож ­ по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток ­ полый цилиндр.  Игра проводится примерно так ­ дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор  предметов. Взрослый садится, напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает  карточки по одной и спрашивает: "У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого  палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша. Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.  Дети могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть  похож тот или иной предмет. Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет  необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, ­ он усваивает их в  процессе общения. Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по  21. Продолжи ряд. аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по  образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них. Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка. Задания для упражнения "продолжи ряд" воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем  примеры заданий:  Люди ­ человек, дети ­ … Сын ­ дочь, внук ­ …, племянник ­ … Упряжка лошадей ­ конная, упряжка собак ­ …, упряжка оленей ­ … Тундра ­ олень, джунгли ­ …, пустыня ­ … Шпалы ­ деревянные, рельсы ­ … Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с … Катер ­ катерок, лодка ­ …, корабль ­ …, пароход ­ … Летчик ­ самолет, вертолетчик ­ …, космонавт ­ … Сахар ­ в сахарнице, масло ­ в…, хлеб ­ в …, соль ­ в … Ложка ­ ложки ­ много ложек, вилка ­ … ­ много …, нож ­ … ­ много … 22. Снежный ком. Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Варианты игры: 1. "Собираемся в дорогу"  Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...". Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например: 2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин" Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню". Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд". Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю,  ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д. 3. "Накрываем на стол" Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу". Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д. 4. "Собираемся на прогулку" Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги". Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 5. "Ждем гостей" Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно  устроить аттракционы". Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить  аттракционы, показывать фокусы". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй  повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д. 23. История с продолжением. Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова". 24. Какие бывают слова. Есть сладкое слово ­ конфета.  Есть быстрое слово ­ ракета.  Есть кислое слово ­ лимон.  Есть слово с окошком ­ вагон.  Есть слово колючее ­ ежик.  Есть слово промокшее ­ дождик.  Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть.  Каждый игрок придумывает свое определение. Есть слово упрямое ­ цель.  Есть слово зеленое ­ ель.  Есть книжное слово ­ страница.  Есть слово лесное ­ синица.  Есть слово пушистое ­ снег.  Есть слово веселое ­ смех. 25. "Похожие слова" ­ синонимы. Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает  выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет,  что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по  смыслу. Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни­Пух забавный (веселый, смешной, потешный,  комичный). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".  Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..) Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги). 26. Многозначные слова. Взрослый: "Иногда мы одним и тем же, словом называем разные предметы. Например, лук ­  овощное растение, лук ­ оружие. Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит,  бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.  Б. Заходер (из песенок Винни­Пуха) Иду вперед (Тирлим­бом­бом), И снег идет (Тирлим­бом­бом), Хоть нам совсем­ Совсем не по дороге!  Но только вот (Тирлим­бом­бом),  Скажите, от­(Тирлим­бом­бом),  Скажите, от­ Чего так зябнут ноги? Есть у булавки головка. (В. Лунин) Есть у булавки головка, но без волос, увы!  Есть у чайника носик, однако нет головы.  Есть ушко у иголки, но не слышит оно,  Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.  Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,  Есть у горы подножье, да что­то не видно ног.  Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,  Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.  Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,  По полю, ног не имея, лениво бежит река.  Есть у расчески зубы, но есть не может она,  За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.  Есть рукава у потока, хоть поток не одет,  Папку носят под мышкой, а под кошкою ­ нет. Носы. (А. Усачев) Есть носы у журавлей,  Есть носы у кораблей,  Носик есть у чайника,  Только очень маленький.  Необычный зверь ­ Носуха,  У Носухи нос до уха.  А огромный Носорог  Вместо носа носит рог.  Нос у лешего сучком,  А у свинки ­ пятачком.  Но и свинка и матрос  Вытирать должны свой нос! Кто что несет. (М. Яснов) Семен портфель несет в руке,  Павлуша ­ двойку в дневнике.  Сережа сел на пароход ­  Морскую вахту он несет.  Андрюша ходит в силачах ­  Часы. (В. Орлов) Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. Рюкзак несет он на плечах.  Задиру Мишу Петр побил ­  Несет потери Михаил.  Степан не закрывает рот:  Он чепуху весь день несет! 27. Наоборот (антонимы). кисель густой, а морс ..., лист наждака шершавый, а лист бумаги ... Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ...  Днем светло, а ночью... Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает  фразу, а ребенок ее заканчивает, например:  сахар сладкий, а перец ..., дорога широкая, а тропинка ..., пластилин мягкий, а камень ..., чай горячий, а мороженое ..., Другой вариант: Кашу варят густую и (жидкую). Звери бывают смелые и (трусливые). Морковь можно есть сырой и  (вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными). Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра". А вот прощальная игра...  Нам книгу  Закрывать пора;  Мы все надеемся,  Что с ней  Ты стал  Немножечко умней, Узнал ты много Слов смешных И много Всяких всячин, И, если ты Запомнил их, Не зря Твой день потрачен! И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТОЛОК,  А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,  И скажешь ты:…! Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: ХРАБРЕЦ. Теперь НАЧАЛО Я скажу, ­ Ну, отвечай: …! 28. Игра в рифмы ­ подскажи слово. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду  говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в  строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке  договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится  самостоятельно правильно договаривать слова. Очень страшная история. (Даниил Хармс) Доедая с маслом булку,  Братья шли по переулку.  Вдруг на них из закоулка  Пес большой залаял гулко. Сказал младший: ­ Вот напасть,  Хочет он на нас .. напасть.  Шишки­мышки (А. Кондратьев) Жили­были на сосне две серьезных шишки.  Жили­были под сосной две веселых мышки.  И кричали мышки: ­ Эй, спускайтесь шишки! Вы же знаете о нас только понаслышке.  Отвечали шишки: Чтоб в беду нам не попасть,  Псу мы бросим булку в ... пасть. Все окончилось прекрасно.  Братьям сразу стало .. ясно,  Что на каждую прогулку  Надо брать с собою булку. ­ Глупенькие мышки, Чем же плохо нам висеть Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим: Залезайте, повисим. Вадим Левин "Допиши две строчки". Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например: В зоопарке бегемот  Проглотил ежа и вот Варианты концовок: ­ У него болит живот. Плачет бедный бегемот. ­ Поднял он ужасный крик ­ К острой пище не привык. Вдоль реки бежал Аким  Был Аким совсем сухим. ­ Целый день касторку пьет И ревет...как бегемот. ­ Бегемот вовсю хохочет: Еж нутро ему щекочет! Предложите свою концовку. Концовка автора:  Побежал он поперек ­ Весь до ниточки промок. Стоит собака у столба  И вытирает пот со лба. Концовка автора: А на столбе соседский кот Себе со лба стирает пот. Развитие речевого дыхания  Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через  гортань, глотку, полость рта или носа наружу. ­ Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным. ­ При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности  почти равен выдоху. ­ Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. ­ При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. ­ При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для  поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и  интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных  разращений, различных сердечно­сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого  дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление  запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены  неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие  ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных  фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на  середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в  конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены  говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный  выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются: 1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые  упражнения; 2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или  смысловые отрезки на одном выдохе. Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное  речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых  упражнений. например, дудочке; ­ пускание мыльных пузырей; ­ дутье на одуванчики весной. ­ дутье через соломку в стакан с водой; ­ надувание воздушных шаров; ­ дутье на разноцветные вертушки; ­ игра на духовых музыкальных инструментах, При всех этих забавах ребенок непроизвольно учиться делать вдох через нос и выдох через рот. А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой ­  снежки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на  корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемочках над  вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков ­  вертолётики и самолетики. А для девочек ­ улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники,  убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Работая над развитием  непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему  маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать: а. вдох и выдох через нос; б. вдох и выдох через рот; в. вдох через нос, выдох через рот; г. вдох через рот, выдох через нос.  Игра "Осенний туман". А еще интересно "тянуть" гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из  гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребенку, сделать вдох носом и начинать "пение" на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и  не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо? Развитие слуха Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то  он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится  следующая группа упражнений. Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки). Задание №1. "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.). Задание №2."Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.). Задание №3. "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.). Упражнение №2. "Хлоп­хлоп" (обучение звуковому анализу слова). Это упражнение также имеет несколько вариантов задания. 1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со  звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши". Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине  слова. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка,  волосы и т.д. 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К,  хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г ­ хлопни 2 раза". Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог,  сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией. Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова). Задание №1."Придумай слово, которое начинается /оканчивается на такой же звук, как и в слове  "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.". Задание №2."Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.". Задание №3."Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.". Задание №4."Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер,  ракушка, туча) и т.д.". Упражнение №4. "Путаница"."Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит? Кит.  В океане кто плывет? Кот.  В огороде что растет? Рак.  Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга?  Чем отличаются?" Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное ­ подвести его к мысли,  что один звук может полностью изменить значение слова. Упражнение №5. "Придумай новое слово". Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы  получилось новое слово. Вот, например: дом ­ дым". Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп. Упражнение №6. "Длиннее ­ короче". Под водою кто живет? Мак.  Перепутались слова!  Я командую "раз­два"  И приказываю вам  Всех расставить по местам". Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать,  какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они  обозначают. Ты ведь знаешь, что слово ­ это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно  сказать, а можно написать ­ но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать". Слова для сравнения: стол ­ столик, карандаш ­ карандашик, усики ­ усы, пес ­ собака, хвост ­  хвостик, змея ­ змейка, червяк ­ червячок. Развитие фонематического слуха. Для развития фонематического слуха, предлагаются игры и упражнения, в которых нужно  выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. 1. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам,  поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 2. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три ­ четыре слова, в каждом из которых  есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь ­ и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих  словах. 3. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: ­ Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.  ­ Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)  ­ Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний ­ а.  ­ Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.  Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно  использовать иллюстрации. 4. Шутки ­ минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети  находят ошибку в стихотворении и исправляют её.  Примеры:  Хвост с узорами, сапоги со шторами.  Тили­бом! Тили­бом! Загорелся кошкин том.  За окошком зимний сад,  Там листочки в бочках спят.  Мальчишек радостный народ  Коньками звучно режет мёд.  Кот плывет по океану,  Кит из блюдца ест сметану.  5. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и  определения их места в названии предмета). Материал: коробка с маленькими предметами или  карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в  них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 ­ зеленых, 3 ­ синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит  коробка с предметами и 6 коробок (зеленые ­ для мягких звуков, синие ­ для твердых звуков). На  коробках наклеены буквы: "н" ­ начало слова, "с" ­ середина слова, "к" ­ конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по  просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с  изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в  середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку  (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. 6. Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и  выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из  звуков (например, "м" ­ и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на  Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:  Там ползёт зелёный лук  С длинными усами.  Божья коровка,  полети на небо,  Принеси мне хлеба. три части ("н" ­ начало слова, "с" ­ середина, "к" ­ конец). По мере усвоения игры предметы  заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук  "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки. Развитие словарного запаса Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в  целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу.  Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в  самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения. Упражнение №1. "Игра в слова".  Задание №1."Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы,  диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.). Задание №2."Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет  может делать. Метель ­ метет, а гром ­ ..., ветер ­ ..., а снег ­ ..., дождь ­ ..., а солнце ­ ...". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?"  Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить  ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?" Упражнение №2. "Признак". Задание №1. "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"  снег ­  пух ­  стекло ­ железо ­  бумага ­  дерево ­  Задание №2."Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". (Такой же узкий, как и лента;  такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня). Задание №3.  "Сравни: по вкусу ­ лимон и мед, лук и яблоко; по цвету ­ гвоздику и ромашку, грушу и сливу; Упражнение №3. "Угадайка". Задание: "Отгадай загадку: по прочности ­ веревку и нитку, камень и глину; по ширине ­ дорогу и тропинку, речку и ручей; по высоте ­ куст и дерево, гору и холм". Круглый, полосатый,  С огорода взятый.  Сахарный и алый стал ­  Кушайте, пожалуйста. (Арбуз) Летит, пищит,  Ножки длинные тащит,  Случай не упустит ­  Сядет и укусит. (Комар) Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой­нибудь предмет, а я  постараюсь догадаться, кто или что это". Упражнение №4. "Слова­приятели" (упражнение на синонимы). Задание №1."Как ты думаешь, как можно по­другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)  "Ценный ­ это какой? Жесткий ­ это какой?" Задание №2."Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?" Задание №3. "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?" Слабый, ломкий, долгий, хрупкий  Крепкий, далекий, прочный, надежный Грустный, печальный, унылый, глубокий  Храбрый, звонкий, смелый, отважный  Если ребенку непонятно значение какого­либо слова, объясните его. Упражнение №5. "Слова­неприятели" (упражнение на антонимы). Задание: "Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко; низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил. ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг. Упражнение №6. "Один и много" (изменение слов по числам). Задание №1."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови  слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен  сказать "карандаши". книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; Задание №2."А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много  предметов, а ты ­ один". когти, облака, воины, листья; Упражнение №7. "Уменьшение".  Задание «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч ­ это мячик, а  маленький стол ­ ...». трава, рука, плечо, солнце, банка;  стул, книга, флаг, чашка, шапка. Упражнение №8. "Закончи слово". Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка) Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п. Упражнение №9. "Объясни слово". Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь.  Скажи, что такое велосипед?" нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел; Цель этого упражнения ­ научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и  ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки. Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно. мех, алмаз, соединить, лопата; меч, неприятность, храбрый, герой; стихотворение, азартная игра. цветы, пилы, молодцы, стебли. Развитие грамматических навыков. Например: Кошка лакает молоко"'. Садовник поливает цветы водой Девочка шьет платье кукле Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения,  грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте. Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям). Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что?  Кто? Что делает? Что? Чем?  Кто? Что делает? Что? Кому? Упражнение №2. "Закончи предложение".  Задание: "Попробуй угадать конец фразы". Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... . Упражнение №3. "Добавь слова" (распространение предложений). Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок. Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов). Задание №1. "Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро". Задание №2. "Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что  получится?" 1. Дымок, идет, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мед. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. Упражнение №5. "Пропавшие слова". Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй  догадаться, какие ". 1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот­вот  пойдет ________ . 2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята  построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в  ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ . 3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле  ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо  становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться  ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома.  Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой  ________ и их одежда совсем _______ . Упражнение №6. "Найди ошибку". Задание №1. "Послушай предложения и скажи, все ли в них верно". Мальчик стеклом разбил мяч.  После грибов будут дожди.  Весной луга затопили реку.  Снег засыпало пышным лесом. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям.  Скоро удалось мне на машине.  Задание №2."Как нужно исправить предложение?" Упражнение №7. "Объясни". Задание: "Послушай фразу: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка  недовольна. Объясни, почему кошка недовольна. Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.  Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни. Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом. Кто что рисовал? Объясни". Упражнение №8. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла). "Скажи, как ты понимаешь эти выражения:  острый нож ­ острое слово  низкий стол ­ низкий поступок  черствый хлеб ­ черствый человек". железный топор ­ железный человек  золотая стрела ­ золотые руки  ядовитый укус ­ ядовитый взгляд  Упражнение №9. "Правильно или нет?".  Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"  Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что­то купить, теряют деньги. Под домиком на  опушке живут бабушка и дедушка. В полу лежит красивый ковер. Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?" Упражнение №10. "Где начало рассказа?" Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку  серию картинок Задание: "Посмотри, все эти картинки  связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где  конец истории, и расскажи мне, о чем она". Упражнение №11. "Рассказ по картинке". Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ. Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы. ­ О чем эта картинка? ­ Кто главный герой? ­ Что происходит? ­ Какие герои нарисованы на картинке? ­ Какой у них характер? ­ Как можно назвать этот рассказ? С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать  услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его  словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные  грамматические формы, употребляет ли сложные предложения. Упражнение №12. "Подбери рифму". Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются  между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол ­ гол. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка. Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова. Упражнение №13. "Составь предложение". Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу  предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи  маленького слова­мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром".  Теперь попробуй сам". Ярко светит солнце. Поют птицы. Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу. Дети вышли гулять и ... По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но",  "хотя", "зато", "если, ... то". Развитие мышц артикуляционно­речевого аппарата (логопедические упражнения) 1. "Рожицы". Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает  язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д. 2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую  улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов  ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза  свистнуть.  3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание  орехов во рту. 4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание  языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д. 5. Повтори. Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое  внимание, способствует правильному произнесению звуков. Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти  задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать  скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все  звуки. Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это  получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп. Скороговорки для занятий: Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар­р­р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар­р­р! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Шел Егор через двор С топором чинить забор.  Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша. Братья сеяли пшеницу, Да возили в град­столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Вот телеграмма от гиппопотама. Из­за леса, из­за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Тридцать три вагона в ряд тараторят,  тарахтят. Тридцать три корабля лавировали,  лавировали, да не вылавировали. По вторникам над мостовой Летал воздушный шар пустой. У храпуна ­ хоромы дома. Храпит храпун в своих хоромах. В океане плыл диван. А на нем лежал Иван. Так приятно в океане Плавать, Лежа на диване. Вероника, Вероника, Вареников навари­ка. Варе и Валерику ­ по паре вареников. А Толе и Боре И того поболе! Дорог Алику рогалик, Алле дал рогалик Алик, Галя Алика ругала ­  А рогалик ела Алла. Дали Маше сыворотку из­под простокваши. Сшит колпак, связан колпак, Да не по­колпаковски. 6. Жираф и мышонок. Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и  смотрит на руки ­ вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и  опустив голову, ­ выдох, с произношением звука ш­ш­ш ("...У мышонка ­ маленький"). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой  Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка ­ маленький. (Повторить 6­8 раз.) 7. Игра "Лиса­Патрикеевна". Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около­ ротовой мускулатуры в покое. Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки  или печенье. Ход игры: "Мостик"­доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает  язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье. 8. Игра "Веселый попугайчик". Цель: развитие звуко­фонематического анализа, формирование  чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого  слога. Ребенку говорят: "Ты ­ веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово.  Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен". Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые ­ ра­ра­ра; б) со сменой темпа (медленно ­ быстро) ­ ра­ра­ра­ра ­ ра­ра­ра­ра ­ ра­ра­ра ­ ра­ра­ра; ра­ра­ра­ра; в) с наращиванием ряда ­ па ­ па­па ­ па­па­па ­ па­па­па­па ­ па­па­па­па­па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений. 9. Игра "Водичка". Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе,  протяжно), формирование правильного произношения звука С. Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет"  текущая из крана вода (с­с­с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и  читает потешку:  Чтобы щечки краснели,  Чтоб смеялся роток,  Чтоб кусался зубок! Водичка, водичка,  Умой мое личико,  Чтобы глазки блестели,  Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3­4 раза и в заключение игры предлагает ему  "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно. 10. Игра "Капитаны". Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха,  чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить  звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п­п­п) на одном выдохе; активизация  мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит  на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив  города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву­ка Ф. Можно дуть просто ­ вытягивая губы  трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет  к цели. "Но вот налетает порывистый ветер, ­ говорит взрослый, ­ он дует неровно: п­п­п. Ребенок  повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П  произносил на одном выдохе 2­3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и  взрослый вместе поют: Ветер, ветерок,  Натяни парусок!  Кораблик гони до  Волги­реки! 11. Игра "Отбойный молоток". Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов,  мышц челюстно­лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и  дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого  нужно долго­долго произносить звук Д­Д­Д­Д­Д. Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3­4­х минут. 12. Игра "Часики". Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц  челюстно­лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом  часовая стрелка движется очень медленно, минутная ­ побыстрее, а секундная ­ бежит очень  быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо  открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения  слева направо и наоборот". Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка ­ медленнее; как минутная ­ быстрее;  как секундная ­ еще быстрее". Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась  неподвижной.

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018