Игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя, предназначены для педагогов, они направлены на психологическую разрядку и вербальную активность, на объединение, раскрепощение педагогов, психологические зарядки, адресованные педагогам, помогут овладеть приемами релаксации и концентрами, способствуют повышению энергетического потенциала работников.Игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя, предназначены для педагогов, они направлены на психологическую разрядку и вербальную активность, на объединение, раскрепощение педагогов, психологические зарядки, адресованные педагогам, помогут овладеть приемами релаксации и концентрами, способствуют повышению энергетического потенциала работников.
Упражнения
по игровой терапии общения(со взрослыми).
1. Игра «1 минута на разговор» (психологическая разрядка, вербальная активность). Всем
участникам игры предлагается разбиться на пары, и по единому для всех сигналу начать разговор.
Речь должна быть быстрой, со смыслом. Через 1 минуту общий сигнал объявляет конец разговора,
происходит смена пар, и разговор возобновляется (от 3 до 5 смен). Необходимо следить, чтобы
все участники были в роли говорящего.
2. Игра «Продолжение фразы» (на объединение, раскрепощение).
Ведущий игры придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков), записывает эту
фразу на листе бумаги. Затем, лист переворачивается, на другой стороне записывают первое слово
из своей задуманной фразы. Второй участник игры продолжает фразу предполагаемым словом,
затем передается следующему участнику игры и т.д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист
вновь переворачивается и фразы сравниваются. Может происходить смена ведущего, и игра будет
вновь продолжаться.
3. Игра «Продолжи фигуру» (на объединение, раскрепощение)
Игра осуществляется также, как и вариант игры «продолжение фразы», но вместо слов
придумывают детали животного и по очереди дорисовывают изображение.
4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мимика, пантомимика,
взаимопонимание)
В игре участники делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются,
какую деятельность они будут имитировать. Одна группа показывает движения, а вторая по
движениям должна догадаться, что участники делают. Они могут изображать деятельность
профессиональную, домашнюю работу, конфликтную ситуацию в общественном месте, эмоцио
нальное состояние и т.п.
Более интересно, когда участники выполняют разные движения одной ситуации.
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа участников
подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,— и
показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда участники отгадают, те кто загадывал,
меняются с теми кто отгадывал. Игра продолжается.
5. Игра «Суд»
В игре участвуют подсудимый, судья, заседатели (присяжные), обвинитель, защитник. Сюжет игры
должен быть чисто игровым и ни в коем случае не касаться реальных внутригрупповых вза
имоотношений. Все случаи перехода игры в выяснение отношений необходимо немедленно
пресекать, а для сохранения темпа ведущему следует активно использовать метод аквариума (опе
ративно заменять несправившихся игроков, а то и самому вступать в игру).
6. Игра «Чувство другого»
Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны,
одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всего три раза подряд.
7. Игра «Почетный гость»
Участникам игры объявляется, что через некоторое время один из членов группы покинет
помещение и войдет только тогда, когда его позовут. Он будет выполнять роль почетного гостя, а
остальные члены группы должны сделать так, чтобы гость чувствовал себя как дома. Несколько
человек выбираются членами жюри, которые по пятибалльной системе оценивают все действия
участников, Учитывается и оценивается сухость или фамильярность, подобострастие или грубость,
скованность или развязность и т.п.8. Игра «Угадай, что я придумал» (на объединение, раскрепощение) Ведущий игры придумывает
слово (количество букв равно количеству игроков), записывает это слово на листе бумаги. Далее
игра продолжается также, как и варианты игры «Продолжение фразы», «Продолжи фигуру».
Игры и упражнения для сплочения группы, создания
положительного эмоционального настроя.
1.Давайте поздороваемся
Содержание. Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и
здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что ктолибо из детей
будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на
него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок дети здороваются за руку;
2 хлопка касаются друг друга плечиками;
3 хлопка касаются спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст
возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров
по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных
ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
2. Я такой
Содержание. Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в
центр и называет свое имя, затем возвращается на место.
Все участники, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза).
человек, имя которого называется, наблюдает за этим стоя на месте.
Первым войти в центр круга рекомендуется психологу.
3. Хлопок по спине
Содержание: участники садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и
глядя ему в спину.
Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает
хлопок следующему участнику.
Таким образом, игра продолжается по кругу.
Участникам следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении»,
передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить поиграть с закрытыми глазами.
Можно передавать по кругу определенное число хлопков.
4. Это я, узнай меня
Содержание. участники сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным
участникам игры.
По очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай
меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.
2ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ
Нижеприведенные психологические зарядки, адресованные персоналу, помогут
овладеть приемами релаксации и концентрами, способствуют повышению энергетического
потенциала работников. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется
проводить 15—20 мин каждый день.
Комплекс 1
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.
1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о
хорошем».
3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправовлево,
повторить: «Каждый день чудесен».
4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я —
королева» (правая нога левая нога).
5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты
сбываются».
6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».
7. Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить:
«Будущее прекрасно».
8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой —
правый локоть).
9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается». 10. Ноги на ширине плеч,
лопатки сведены, попеременно напряжения и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».
Комплекс 2
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить:
«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», вытянув руки над головой: «Не боюсь
я никого», напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша», расслабить ягодицы: «Проживу теперь
сто лет».
3. Подпрыгивая на правой, а затем на левой ноге, повторить: «Я молода и энергична, и дела
идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь
богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным
лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной
всегда любовь и удача».
7 Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем впередназад, повторить»: «Ситуация любая
мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!»
8. Руки на талии, делая наклоны вправовлево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и
мне все помогут, и я помогу».
39. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох:
«И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получается так,
как надо».
Комплекс 3
1. Поставьте руки на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: «Вот
это я!»
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!»
3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении
повторяя: «Мне легко».
4. Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым
глазом, повторяя: «Радость во мне».
5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте
головой, повторяя: «Я настроена на успех».
6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как
можно выше, повторяя: «Я верю в себя».
7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя: «Я всегда защищена».
8. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя:
«Я счастлива на своем рабочем месте».
9. Руки, сжатые в кулаки, — на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к
ягодицам, повторяя: «Я говорю и думаю позитивно».
10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно
возвращать их в исходное положение, повторяя: «У каждой проблемы есть решение»
Комплекс 4
1. Гладя себя по затылку левой, затем правой рукой, повторять:
замечают, любят и высоко ценят».
2. Поворачивая, голову вправовлево, повторять: «Все идет хорошо».
3. Перекатываясь с носков на пятки, повторять: «Я в ладу с собой».
4. Сцепив руки в замок за спиной, делая наклоны вперед, повторить
«Я радуюсь жизни».
5. Поднимаясь на носках, поднимая руки как можно выше,
Проговорить: «В моей жизни случается только хорошее».
Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, втягивая живот: «Я ценю себя».
Сжав руки в кулаки, кулаки на талии, делая движения локтями
впередназад, повторять: «Я снимаю напряжение».
Делая махи правой ногой впередназад, повторять: «Я действую мудро».
Делая махи левой ногой впередназад, повторять: «Я довольна
Сцепив руки в замок, поднять над головой, делая движение впередназад, повторять: «Я —
гармоничная личность».
Комплекс 5
Описать в воздухе букву «А» правой ногой.
Описать в воздухе букву «А» левой ногой.
Описать в воздухе подбородком свое имя.
Описать в воздухе цифры от 1 до 5 левой ногой.
Описать в воздухе цифры от 1 до 5 правой ногой.
втянуть руки вперед, одновременно двумя руками описать в
слово «счастье».
Сцепив руки в замок, вытянув вперед, писать в воздухе: «Я — умная».
4Описать слово «радость» левым локтем, Описать слово «радость» правым локтем.
Комплекс 6
Сжав кисти рук в кулаки, положить на плечи, делая движения назад, повторять: «Я
окружаю себя защитой», лопатки сведены, напрягая и расслабляя ягодицы, повторять:
посещают радостные мысли».
Сцепив руки в замок перед грудью, соединяя и разводя локти, повторять: «Я люблю
принимать решения».
Делая упражнение «локоть—колено»: правый локоть соединять с левым коленом и
наоборот, повторять: «Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми».
Подпрыгнув 3 раза на левой ноге, повторить: «Я наслаждаюсь жизнью». Подпрыгнув 3 раза
на правой ноге, повторить: «У меня достаточно сил». Подпрыгнув 3 раза на двух ногах,
повторить: «Мои мысли текут легко и свободно».
Прислонив большой палец правой руки к кончику носа, мизинцем описать слово «красота».
Прислонив большой палец левой руки к кончику носа, мизинцем описать слово «покой».
Спина прямая, глубоко приседая и выпрямляясь, повторить: «Я владею собой».
Комплекс 7
1. Массировать мочки ушей, широко улыбнуться, повторить: «Я настроена на добро».
2. Стоя на правой ноге, руки в стороны, делая круговые движения руками повторять: «Меня
окружают надежные люди».
3. Стоя на левой ноге, руки в стороны, делая круговые движения руками, повторять: «Я
уверенно смотрю в будущее».
4. Держа ладони на коленях, делая наклоны туловищем вправовлево, повторять: «Я —
замечательная».
5. Положив ладони на плечи, делая руками движения впередназад, повторять: «Я полна
энергии и сил».
6. Спина прямая, приседая и выпрямляясь, повторять: «Я создаю радостный и светлый
мир».
7. Подмигнуть правым глазом, высунуть язык, подпрыгнуть на правой ноге, повторять: «Я
— хозяйка своей судьбы».
8. Подмигнуть левым глазом, высунуть язык, подпрыгнуть на левой ноге, повторять: «Я
приветствую новые идеи».
9. Ладони на животе, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь.
Здоровье».
10. Напрягая и расслабляя ягодицы, повторять: «Я обладаю силой, мудростью и волей».
Комплекс 8
1. Делая наклоны туловищем вправовлево, повторять: « я иду вперед».
2. Делая махи левой ногой впередназад, повторять: «Я положительным переменам».
3. Делая махи правой ногой впередназад, повторять: « Я любусь собой».
4. Приседая и выпрямляясь, повторять: «Я расширяю свои возможности».
5. Делая упражнение «локоть—колено», повторять: «Я полна жизненных сил».
6. Подпрыгивая на правой ноге, повторять: «Меня любят люди;
7. Подпрыгивая на левой ноге, повторять: «Я люблю работу, которую делаю».
8. Подпрыгивая на двух ногах, повторять: «Я в отличной форме!».
9. Описать в воздухе левой ногой слово «терпение».
10. Описать в воздухе правой ногой слово «успех».
Комплекс 9
1. Напрягая и расслабляя ягодицы, повторять: «Я могу за себя».
2. Напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять есть все необходимое».
53. Делая наклоны головой вправовлево, повторять: «Я собой».
4. Делая махи правой ногой впередназад, повторять: Я обучаюсь и развиваюсь».
5. Делая махи левой ногой впередназад, повторять: «Все происходит мне на благо».
6. Массируя мочки ушей, повторять: «Я излучаю согласие».
7. Делая круговые вращения руками, повторять: «Я — общительный человек».
8. Делая наклоны туловищем впередназад, повторять: Каждый день — праздник».
9. Приседая и выпрямляясь, повторять: «Я замечаю все хорошее в жизни».
10. Лопатки сведены, руки сцепить в замок за спиной согнуть ногу в колене, поднимая ее,
повторять: «Я — само совершенство!».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
6