Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление
негативных эмоций.
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, с сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимании? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившийся внутренний тревожности.
Причина агрессивности почти всегда внешняя: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
Так, НЕ ОБИЖАЙТЕ!
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в эти игры, полезными будут и игры из раздела о нарушениях в общении и использовании методов художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.
«Подушечные бои» (с 5 лет).
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают в друг друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «сражение двух племен» или «вот тебе за…».
«Выбиваем пыль» (с 4 лет).
Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«По кочкам» (с 5 лет).
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают «ква-ква, подвинься!»
Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку.
«Уходи злость, уходи!» (с 4 лет).
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи злость, уходи!».упражнение продолжается три минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку три минуты.
«Два барана» (с 5 лет).
«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив в перед туловище, упираются ладонями и лбами в друг друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл.
«Курицы и петух».
На скамейке-насесте тесно стоят курицы, крепко уцепившись ступнями. Петух, заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг насеста. Неожиданно он толкает одну из куриц. Та должна удержаться на насесте, не столкнув при этом соседей. Тот по чьей вине курицы упали, становится петухом.
«Тигр на охоте» (с 5 лет).
Взрослый-тигр. За ним стают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получит шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5-6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич «Ха». Тигрята делают все это с ним одновременно.
«Час тишины и час «можно»» (с 4 лет).
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час можно, когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.
«Ругаемся овощами» (с 5 лет).
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «ты - огурец», «а ты – редиска».
«Нет! Да!» (с 5 лет).
Дети свободно бегают по помещению и громко кричать «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «нет! Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «да!да!», заглядывая друг другу в глаза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.