Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Оценка 4.7
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
16.03.2019
Игры и упражнения по развитию речи
детей младшего дошкольного возраста
Подготовила: Никишина Марина Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка»
Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан
Игры и упражнения для развития дыхания и силы голоса
1. Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т.д.
2. Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-понга и т.п.).
3. Ребенок дует на кораблики в воде (кораблики можно сделать из скорлупок ореха, бумаги и т.д.).
4. Ребенок надувает шарики (или пускает мыльные пузыри).
5. Ребенок делает краткий вдох и медленный выдох.
6. Ребенок делает медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.
7. «Убили комара». Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара», выдох со звуком [в-в-в] в конце – хлопок в ладоши («убили комара»).
8. Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается). (тоже самое с другими гласными).
Игры и упражнения для развития моторики с проговариванием
1. Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание одного пальца).
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний правая рука
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец
1. Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы мандарины, указательные
Но купили мы арбуз – большие
Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулаки,
а большой палец отводится вверх.
2. Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
3. Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «Ходить одной, другой. Обеими руками.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд –
Медвежат, волчат, бобрят.
4. Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):
1-2 1-3 1-4 1-5
Еж, медведь, барсук, енот,
1-5 1-4 1-3 1-2
Спят зимою каждый год (смена рук)
1-2 1-3 1-4 1-5
Волка, зайца, рысь, лису
1-5 1-4 1-3 1-2
И зимой найдешь в лесу.
5. Бельевой прищепкой (проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
6. насыпаем горох в крышку от банки (или на блюдце). Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и звуковой культуры
Цель: развитие слухового внимания, учить различать звуки окружающего мира, ориентироваться в пространстве с помощью звуков.
1. Берем погремушку и колокольчик. Издаем звук поочередно этими предметами. Просим ребенка закрыть глаза и угадать, что звучало.
2. Ребенок сидит с закрытыми глазами. А взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребенок должен показать место, откуда слышится звук.
Цель: учить различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, по тембру и силе голоса, передавать голосом характер животного, расширять активный словарный запас.
3. Игра «Кто топает». Дети сначала рассматривают большого мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем педагог предлагает детям произнести, как громко (топ-топ-топ) топает взрослый медведь и как тихо (топ-топ-топ) топает Мишутка. Логопед предлагает некоторым детям показать, «изобразить» кого-то – медведя или медвежонка, а остальные дети отгадывают. Вариантов игры может быть много (педагог прячет игрушки за ширму, произносит разным голосом за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает).
4. Игра «Чей голос?». В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.
- Мяу-мяу. Кто так мяукает? (Кошка.) А тоненьким голоском кто мяукает? (Котенок.) У мамы-коки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
- Му-у-у. Кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит – корова или теленок.
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям правильно позвать персонажа – игрушку, тогда с ним можно поиграть («Котенок, иди к нам», «Теленок, поиграй с нами»).
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах.
5. «Поезд». Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (установленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно ш-ш-ш – выпустил пар). Затем дается свисток или звонок – и движение возобновляется.
6. «Кот на крыше». На стуле или на скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем. Говорят хором вполголоса:
Тише, мыши…
Тише, мыши…
Кит сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать.
7. Посередине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети – пчелы. Один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:
Пчелы в улье сидят
И в окошечко глядят
Полететь все захотели,
Друг за дружкой полетели:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками. Подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника. И игра возобновляется с двумя медведями.
8. «Узнай по голосу». Дети садятся на стульчики, которые составлены в кружок (домик). Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают голосом какого-нибудь животного или птицы: га-га-га, ква-ква-ква и т.п. Ребенок должен назвать, кто живет в домике.
Игры и упражнения на развитие активного словарного запаса
1. «Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Педагог показывает 3-4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (кошка, собака, заяц, лиса)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая, хвостик длинный. Ушки треугольные. Любит молоко, сметану. Ловит мышей.» Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
2. «Скажи, какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Педагог достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». – «Это помидор». – «Он красный, круглый, спелый, сочный». – «Это огурец». – «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».
3. «Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Педагог и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него шубка… серая (мягкая, пушистая), уши… длинные. Одним словом можно сказать: заяц длинноухий. А хвост у зайца … (короткий), значит он короткохвостый. Кошка… гладкая, пушистая, лапы у нее… белые. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (колечки и т.д.).
4. «Назови одним словом»
Цель: закрепит представления детей об обобщающих словах.
- Вспомните, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются … (одежда). Какая одежда надета на тебе?
- Сели куклы за стол. А там стоят… тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это… (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из глубокой тарелки). Из какой посуды ты пьешь чай? (Из стакана).
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назовите, какие игрушки вы знаете и любите?
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
5. «Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости пришли две куклы: большая и маленькая. Педагог говорит, что куклы захотели рисовать.
- Большая кукла возьмет длинный карандаш. А маленькая… (короткий). Большая кукла нарисовала большой мяч, а маленькая… (маленький). Как по-другому можно назвать маленький мяч? (Мячик.)
- Куклы пошли гулять, и вдруг начался сильный дождь. Они спрятались под деревьями. Большая кукла спряталась под высоким деревом, а маленькая… (под низким). Дождик кончился. Он немного намочил кукол, им стало холодно. Но вот выглянуло солнышко, куклам стало тепло и даже… (жарко). Пошли они домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая… (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы открыли кран с горячей водой, а потом… (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (теплая). Сели куклы за стол. У них были разные стулья. На какой стул села большая кукла? (На высокий, большой.) А маленькая? (На маленький и низкий.)
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
1. «Покатай»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка.
- Хочешь, чтобы мишка покатал мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал. А теперь мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась. («Мышка, помаши лапкой!», «Мишка, спой!»).
Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
2. «Что сначала, что потом»
Цель: учить видеть начало, середину и конец действия.
Детям предлагаются серия сюжетных картинок. Например, на одной девочка кормит куклу, на другой моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит, делает зарядку, обедает, моет посуду).
3. «Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат. Например, кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах.
4. «Чаепитие»
Цель: образовать наименование предметов посуды.
Педагог говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих друзей – мышонка и зайчика. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к столу – попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки, сухари, да все перепутал. Давайте поможем друзьям. (Все слова сопровождаются показом предметов и действий.)
- Куда кладут сахар? (В сахарницу)
- Куда кладут сухари? (сухарницу)
- Куда кладут конфеты? (конфетницу)
- Куда кладут салфетки? (салфетницу)
Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (Теплая, прохладная.) Помыли малыши руки, а Мишутка их приглашает к столу.
- Как приглашает Мишутка гостей чай пить? («Садитесь, пожалуйста, к столу. Будем чай пить!»)
Взял Мишутка… (чашку), поставил ее на… (блюдце) стали малыши чай пить. Когда попили, мышка сказала медвежонку спасибо тоненьким голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Мишутка!» Зайчонок тоже поблагодарил его.
- Что сказал зайчонок?
5. «Кто на чем играет»
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гармошке и гитаре играют). Вопросы типа «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название.
Список используемой литературы:
1. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 168 с.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. - М.: «Роспедагенство», 2008. - 150 c.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 322 с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.doc
Игры и упражнения по развитию речи
детей младшего дошкольного возраста
Подготовила: Никишина Марина Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка»
Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан
Игры и упражнения для развития дыхания и силы голоса
1. Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и
т.д.
2. Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от
пингпонга и т.п.).
3. Ребенок дует на кораблики в воде (кораблики можно сделать из скорлупок
ореха, бумаги и т.д.).
4. Ребенок надувает шарики (или пускает мыльные пузыри).
5. Ребенок делает краткий вдох и медленный выдох.
6. Ребенок делает медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.
7. «Убили комара». Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в
стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара», выдох со звуком [ввв] в
конце – хлопок в ладоши («убили комара»).
8. Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая
громкость (35 секунд), а потом на максимальной громкости (35 секунд): аааААА
(грудная клетка при этом не сжимается). (тоже самое с другими гласными).
Игры и упражнения для развития моторики с проговариванием
1. Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку
– разминание одного пальца).
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний правая рука
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой Выросли опята, указательный
Скользкие маслята средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец
1. Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по
одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг
друга).
На базар ходили мы,
мизинцы
Много груш там и хурмы,
безымянные
Есть лимоны, апельсины,
средние
Дыни, сливы мандарины,
указательные
Но купили мы арбуз –
большие
Это самый вкусный груз!
Пальцы сжимаются в кулаки,
а большой палец отводится вверх.
2. Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
3. Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины
(обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги. Ребенок
ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый
ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «Ходить
одной, другой. Обеими руками.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд –
Медвежат, волчат, бобрят.
4. Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с
указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному.
Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):
12 13 14 15
Еж, медведь, барсук, енот,
15 14 13 12
Спят зимою каждый год (смена рук) 12 13 14 15
Волка, зайца, рысь, лису
15 14 13 12
И зимой найдешь в лесу.
5. Бельевой прищепкой (проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком
тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и
обратно, на ударные слоги стиха). После 1 двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенокглупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
6. насыпаем горох в крышку от банки (или на блюдце). Ребенок большим и
указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при
сборе ягод), потом берет еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной
или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и звуковой культуры
Цель: развитие слухового внимания, учить различать звуки окружающего мира,
ориентироваться в пространстве с помощью звуков.
1. Берем погремушку и колокольчик. Издаем звук поочередно этими предметами.
Просим ребенка закрыть глаза и угадать, что звучало.
2. Ребенок сидит с закрытыми глазами. А взрослый стучит чемнибудь в любом
месте. Ребенок должен показать место, откуда слышится звук.
Цель: учить различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, по
тембру и силе голоса, передавать голосом характер животного, расширять активный
словарный запас.
3. Игра «Кто топает». Дети сначала рассматривают большого мишку и маленького
медвежонка Мишутку. Затем педагог предлагает детям произнести, как громко (топтоп топ) топает взрослый медведь и как тихо (топтоптоп) топает Мишутка. Логопед
предлагает некоторым детям показать, «изобразить» когото – медведя или медвежонка, а
остальные дети отгадывают. Вариантов игры может быть много (педагог прячет игрушки за
ширму, произносит разным голосом за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними
разговаривает).
4. Игра «Чей голос?». В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде)
звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.
Мяумяу. Кто так мяукает? (Кошка.) А тоненьким голоском кто мяукает?
(Котенок.) У мамыкоки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяумяу.)
Мууу. Кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким
голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит –
корова или теленок.
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям
правильно позвать персонажа – игрушку, тогда с ним можно поиграть («Котенок, иди к
нам», «Теленок, поиграй с нами»).
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах.
5. «Поезд». Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда
паровоз (ктолибо из детей). Поезд отправляется по команде «Пошел, пошел, пошел».
Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (установленное место или постройка
из кубиков) и говорят: «Пришел, пришел, пришел» (замедленно шшш – выпустил пар).
Затем дается свисток или звонок – и движение возобновляется.
6. «Кот на крыше». На стуле или на скамеечке сидит с закрытыми глазами один из
играющих. Он кот. Остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу
пальцем. Говорят хором вполголоса:
Тише, мыши…
Тише, мыши…
Кит сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за
мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не
имеет права забегать. 7. Посередине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все
дети – пчелы. Один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором
говорят:
Пчелы в улье сидят
И в окошечко глядят
Полететь все захотели,
Друг за дружкой полетели:
Жжжжжж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками. Подлетают к
цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По
сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и
стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь.
Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника. И игра возобновляется с
двумя медведями.
8. «Узнай по голосу». Дети садятся на стульчики, которые составлены в кружок
(домик). Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?».
Дети отвечают голосом какогонибудь животного или птицы: гагага, квакваква и т.п.
Ребенок должен назвать, кто живет в домике.
Игры и упражнения на развитие активного словарного запаса
1. «Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и
действия.
Педагог показывает 34 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить
правильно называть предмет: «Это… (кошка, собака, заяц, лиса)». Взрослый рассказывает
о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая, хвостик
длинный. Ушки треугольные. Любит молоко, сметану. Ловит мышей.» Аналогично
описываются другие игрушки, ребенок называет их.
2. «Скажи, какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Педагог достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет
признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». – «Это помидор». – «Он красный, круглый,
спелый, сочный». – «Это огурец». – «Он продолговатый, зеленый, хрустящий». 3. «Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Педагог и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего
вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него шубка… серая
(мягкая, пушистая), уши… длинные. Одним словом можно сказать: заяц длинноухий. А
хвост у зайца … (короткий), значит он короткохвостый. Кошка… гладкая, пушистая, лапы
у нее… белые. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (колечки и т.д.).
4. «Назови одним словом»
Цель: закрепит представления детей об обобщающих словах.
Вспомните, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои
вещи? (В шкаф.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи:
кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом?
(Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье,
брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются … (одежда). Какая одежда
надета на тебе?
Сели куклы за стол. А там стоят… тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это…
(посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из глубокой тарелки). Из какой посуды ты пьешь
чай? (Из стакана).
Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назовите,
какие игрушки вы знаете и любите?
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения
слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие
словаря.
5. «Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также
на промежуточные признаки.
В гости пришли две куклы: большая и маленькая. Педагог говорит, что куклы
захотели рисовать.
Большая кукла возьмет длинный карандаш. А маленькая… (короткий). Большая
кукла нарисовала большой мяч, а маленькая… (маленький). Как подругому можно назвать
маленький мяч? (Мячик.) Куклы пошли гулять, и вдруг начался сильный дождь. Они спрятались под
деревьями. Большая кукла спряталась под высоким деревом, а маленькая… (под низким).
Дождик кончился. Он немного намочил кукол, им стало холодно. Но вот выглянуло
солнышко, куклам стало тепло и даже… (жарко). Пошли они домой. Большая кукла пошла
по широкой дороге, а маленькая… (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки.
Сначала куклы открыли кран с горячей водой, а потом… (с холодной). А если смешать
холодную воду с горячей, то какая вода получится? (теплая). Сели куклы за стол. У них
были разные стулья. На какой стул села большая кукла? (На высокий, большой.) А
маленькая? (На маленький и низкий.)
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
1. «Покатай»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка.
Хочешь, чтобы мишка покатал мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!»
А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал. А теперь мышке скажи, чтобы она
спряталась, помахала лапкой, покружилась. («Мышка, помаши лапкой!», «Мишка, спой!»).
Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать,
поиграть и т.п.
2. «Что сначала, что потом»
Цель: учить видеть начало, середину и конец действия.
Детям предлагаются серия сюжетных картинок. Например, на одной девочка
кормит куклу, на другой моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет),
но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут
быть самые разные (спит, делает зарядку, обедает, моет посуду).
3. «Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать,
как кричат. Например, кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит
мышей, играет с клубком; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет
хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах.
4. «Чаепитие» Цель: образовать наименование предметов посуды.
Педагог говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости
своих друзей – мышонка и зайчика. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех
к столу – попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки,
сухари, да все перепутал. Давайте поможем друзьям. (Все слова сопровождаются показом
предметов и действий.)
Куда кладут сахар? (В сахарницу)
Куда кладут сухари? (сухарницу)
Куда кладут конфеты? (конфетницу)
Куда кладут салфетки? (салфетницу)
Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и
потекла из крана какая вода? (Теплая, прохладная.) Помыли малыши руки, а Мишутка их
приглашает к столу.
Как приглашает Мишутка гостей чай пить? («Садитесь, пожалуйста, к столу.
Будем чай пить!»)
Взял Мишутка… (чашку), поставил ее на… (блюдце) стали малыши чай пить. Когда
попили, мышка сказала медвежонку спасибо тоненьким голосочком: «Пипипи, спасибо
тебе, Мишутка!» Зайчонок тоже поблагодарил его.
Что сказал зайчонок?
5. «Кто на чем играет»
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям
показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане –
барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гармошке и гитаре играют). Вопросы
типа «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» подводят
детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет
свое название.
Список используемой литературы:
1. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. М.:
МозаикаСинтез, 2008. 168 с.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. М.: «Роспедагенство», 2008. 150 c.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной
речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.:
Союз, 2004. – 224 с.
4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.:
ВЛАДОС, 2003. – 322 с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Издво
Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.