Игры и заданий для развития мелкой моторики.
Оценка 5

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
28.02.2018
Игры и заданий для развития мелкой моторики.
Ваш малыш растет и вы, стремясь быть хорошими родителями, стараетесь дать ему самое лучшее: престижный детский сад, дорогие игрушки, школы раннего развития, высококлассных нянь. Но всегда ли это хорошо для ребенка? Что вы хотите получить взамен? А хотим мы обычно одного: что бы ребенок быстрее начал говорить, быстрее развивался, легко учился в школе, хорошо приспосабливался в любом обществе и мог бы занимать в нем достойное место. Часто нами движут наши нереализованные желания и мечты, которые мы хотим воплотить в своих детях. Но неужели только кто-то другой, только высококлассный специалист может дать нашему ребенку больше, чем мы сами? Я не призываю вас проходить всю программу школы на дому. Но неужели мы не в силах сами подготовить детей к школе?сборник
Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики ч1.doc
    Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики.  Ваш малыш растет и вы, стремясь быть хорошими родителями, стараетесь дать ему самое  лучшее: престижный детский сад, дорогие игрушки, школы раннего развития,  высококлассных нянь. Но всегда ли это хорошо для ребенка? Что вы хотите получить  взамен? А хотим мы обычно одного: что бы ребенок быстрее начал говорить, быстрее развивался,  легко учился в школе, хорошо приспосабливался в любом обществе и мог бы занимать в  нем достойное место. Часто нами движут наши нереализованные желания и мечты, которые мы хотим воплотить в своих детях. Но неужели только кто­то другой, только  высококлассный специалист может дать нашему ребенку больше, чем мы сами? Я не  призываю вас проходить всю программу школы на дому. Но неужели мы не в силах сами  подготовить детей к школе? Я считаю, что ребенку нужен детский сад только в нескольких случаях: если с ним некому сидеть;  если у ребенка есть какие­либо проблемы, требующие вмешательства специалиста, и у родителей нет достаточных средств для индивидуальных занятий со специалистом  (логопед, коррекционные педагоги);  если в близком окружении ребенка присутствует менее трех детей его возраста;  если родители сами не в состоянии осуществлять воспитание своего ребенка.  Использовать детский сад, как единственно возможное и необходимое средство развития  вашего ребенка, более чем неправильно. Ни один гувернер, воспитатель, логопед или  другой специалист не в силах развить вашего ребенка больше, чем вы сами. Нужно только  поверить в свои силы, прочитать немного педагогической литературы, и вперед! В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется  артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени  сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и  обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если  развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в  пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое  развитие. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и  качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию  неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими  формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше ­  меньше, короче ­ длиннее и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия,  глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д. Предлагаю вашему вниманию сборник простых упражнений, которые могут быть включены в игры и в распорядок дня вашего малыша, и которые помогут вам избежать проблем с  речью у ребенка, а впоследствии и с его обучением в школе. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в  младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на  активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех­четырех лет нужно  выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например,  "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание  и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Главное ­ уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и  упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения  программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее  проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.  д. Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать  ему все сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны  приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что­то не  получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач). Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи,  походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и  оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня  ребенка. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток;  завязывание и развязывание узелков;  уход за срезанными и живыми цветами;  чистка металла;  водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду,  предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье  (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание,  перетирание, полоскание, отжимание);  собирание разрезных картинок;  разбор круп и так далее.  Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится! Работа с шариками Оборудование: Шары различных размеров, коробка. Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором  расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить  шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении  этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок  выполнял задание самостоятельно. Работа с кубиками Оборудование: Кубики. Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера.  Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на  другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик. "Дорожка" ­ выкладывание в ряд несколько кубиков.  "Заборчик" ­ выкладывание на ребро нескольких кубиков.  "Скамеечка" ­ строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.  "Столик" ­ поперечная планка накладывается на один кубик.  "Ворота" ­ кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный  материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.  Работа с матрешками, пирамидками Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных  размеров. Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с  ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как         a. b. c. d. e. a. b. c.    1. 2. 3. 4. открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и  показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно: собрать пирамиду из 5 колец;  собрать 4­5 кубиков в один большой кубик;  собрать одну матрешку из 4­5.  Работа с корзиной и шариками Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков.  Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает  его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают  попеременно правой и левой рукой. Работа со шнуровкой Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки. Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят  ребенка: протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;  протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;  выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.  Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного  усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с  двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими  наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы  было удобно манипулировать шнурком. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком­либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор.  Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и  толстой яркой нитки. Работа с пульверизатором Оборудование: Пульверизатор, ватка. Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при  этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.  Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите  ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника. Работа с карандашом Содержание: Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.  Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.  Вращение карандаша ладонями обеих рук.  Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним,  средним и безымянным и т.д.).  Работа с резинкой Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую  резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами  другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным,  средним и т.д.). Работа с клавишами Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий ­ музыкальная игрушка,  клавиатура). a. b. c. d. Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку,  что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на  звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными  клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно  перебирать клавиши (одну клавишу одним пальцем). Для детей старшего возраста можно  пронумеровать клавиши или разместить на них буквы алфавита и совмещать развитие  мелкой моторики с обучением грамоте и счету. Работа с мозаикой Оборудование: мозаика различных видов, образец. Содержание: Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.  Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец,  который не убирается.  Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец  (одноцветный).  Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.  Работа с бусами Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что  нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из  картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод  рябины. Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны,  сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии). Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета  (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов).  Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие  бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого  задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок,  но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор. Работа с бумагой и ножницами Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой  мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию  воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным  результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить  волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной  работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и  подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные  украшения, атрибуты для сюжетно­ролевых игр, игр­драматизаций, игрушки­забавы,  подарки и сувениры. Оборудование: Бумага различных цветов, картон, клей, кисть, ножницы, журналы,  картинки, газеты, фольга. 1. Сделай бусы. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники,  каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея.  Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует  сенсорно­двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств,  необходимых при обучении письму. 2. 3. 4. Плетение. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения,  настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца,  постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для  обучения в школе.  Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а  так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить  сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за  контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая  узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры  ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Оригами. Оригами ­ древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В  настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И  это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.  Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного  обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить  обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается  множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит  время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми  можно использовать следующие игры и упражнения: "Преврати квадратик в другую  форму", "Угадай, во что превратился квадратик?", "Где чья тень?", "Назови правильную  форму", "Определи базовую форму" и др. На занятиях оригами эффективно использовать сказки­подсказки, они развивают интерес,  облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические  задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются  осмысленными, с точки зрения сюжетно­игрового замысла, действием. В качестве  оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике  оригами. Аппликации.  Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание,  вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут  составлять композиции ­ аппликации. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему  ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты ­ как получится; а вы будете  наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую­либо форму. Может  получиться осмысленный коллаж. Можно учить вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными  концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных  журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство:  как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий  снежинку или звездочку. Рукоделие Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Оборудование: Лоскутки, ткани разных текстур, нитки, иголки большие (цыганские),  пуговицы, наперсток. Содержание: Первый шов, который осваивают дети, это шов "вперед иголку". Стараются,  чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную контурную линию. Освоив этот  шов, дети переходят к швам "за иголку" и "строчке". В шве "строчка" стежки сходятся  плотно один к другому. Иголка вкалывается там, где она была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна сплошная строчка, а на изнаночной ­ двойная  линия. Освоив швы, дети могут осваивать шитье. Координация и точность движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети осваивают шов "через край". Этим  швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку). Вначале взрослый может  наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем  шов выполняется самостоятельно. После этого задания усложняются. Взрослый может предложить сшить вырезанные по  выкройкам заготовки, а затем самим придумать, вырезать и сшить наряд для куклы или  новогодний костюм. Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т. е. имитируют соответствующее  действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой. Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке. Обучают их этому с  помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушек  волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений  пальцами, близких к созданию узелка на нитке. Раскрашивание Оборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, краски,  карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо  также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д. Содержание: Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания.  Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено  достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Штриховка Оборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, рамки  Монтессори, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные  материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания  больших пространств и т.д. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она  продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и  двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.  Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают  постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке  координации движения. Содержание: раскрашивание короткими частыми штрихами;  раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;  центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);  штриховка длинными параллельными отрезками.  При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры  фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 ­ 0,5 см).  Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести  центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными  параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на  карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок  возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного      a. b. c. 1. 2. 3. 4. аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры  и цветные ручки. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям  необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Игра "От дома к дому". Задача ребенка ­ точными прямыми линиями соединить  между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто  пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети  сопровождают действия словами "От домика к домику".  Игра "Всевозможные лабиринты". Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть  "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что  это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот лабиринт ­ в замке  Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе  она замерзнет".)  Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно  для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует  штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо,  если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.  Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что  штриховать придется и вам. Рисование В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество,  углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются  элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости,  освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и  осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура  руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом,  акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких  мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму  специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения  линий. Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные  материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо  также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д. Содержание: Для начала хорошо использовать: обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце,  собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки  для приготовления печений или кексов;  рисование по опорным точкам;  дорисовывание второй половины рисунка;  рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.  Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку  (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять  такие упражнения можно с 5 ­ 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием.  Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и  красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим  занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной  деятельности пяти ­ шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими родителями. Также  можно использовать различные нетрадиционные техники. Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается  другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша,  фломастера. Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с  помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка. Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения  рисунку карандашом или фломастером предают какое­либо очертание, создают образ. Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.  Подходит для создания фона. Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему  порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами  одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по  очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок  закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом  делать отпечатки на бумаге. Для маленьких детей хорошо использовать специальные "съедобные краски" (продаются в  магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп,  взбитые сливки и т.д. могут украсить ваш рисунок или блюдо. Лепка из пластилина или соленого теста Используемые материалы: глина, пластилин, специальное тесто для лепки, нитки,  пластмассовый нож, доски для пластилина и т.д. Содержание: Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в  композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую  композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым  ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого  маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными  лепешками баночки, веточки, и.т.д.  Если пластилин недоступен, изготовьте для ребенка соленое тесто. Вот рецепт: мука, соль,  вода, подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть  меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).  Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться  в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем  лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы  готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере  или листе картона.  Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т.д.  Лепка геометрических фигур, цифр, букв.  Песочная терапия Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира.  Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент  делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно­ символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет ребенку изменить  1. 2. 3. 4. отношение к ним и найти правильные для себя решения. В песочных картинах есть еще  один важнейший психотерапевтический ресурс ­ возможность созидательного изменения  формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребенок, играющий в песочнице с  миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во  взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется  возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или  состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного  разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт  самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность. В соответствии с целями нашей работы нас интересует коррекционный аспект песочной  терапии ­ как метод развития моторики кисти рук. Содержание работы: Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным  речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и  сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество  запрятанных игрушек.  Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отоберет необходимые материалы и смоделирует пространство.  Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и.т.д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие  животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных.  Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.  Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и  строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за  основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.  Игры с мелкими предметами "Кто запомнит?"  Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах. Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5 ­ 10 сек. Ребенок должен  внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый  убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он  только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. "Волшебный куб"  1. 2. 3. 4. 1. 2. Оборудование: "волшебный куб" ­ их сейчас продается великое множество с различной  тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можете изготовить  самим такой куб. Возьмите коробку в форме куба из плотного картона. Подберите  фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и  сделайте соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На  первом этапе покажите ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое ­ нет. Затем совместно попытайтесь разложить фигурки. И только потом  предоставьте ребенку самому попробовать. И если не получится, попробуйте сначала. 3. "Выложи узор в строке"  Оборудование: листы бумаги, подносы с палочками, образцы на таблицах у взрослого. Содержание: Вы предлагаете ребенку выложить на листе бумаги палочками строчку по  нарисованному образцу, который он демонстрирует в течение нескольких секунд. Он  выполняет задание. "Построим дом"  Оборудование: в конвертах детали к трем домикам разной величины, вырезанные из  бумаги, магнитная доска. Содержание: взрослый строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске. Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали. "Какая фигура получилась"  Оборудование: наборы однотонных и цветных палочек. Содержание: сложить геометрические фигуры из 3, 5 и 6 палочек;  выложить 3 треугольника, 2 прямоугольника (разной формы);  выложить четырехугольник из 6 (8) палочек;  сложить 2 фигуры из 7 палочек, 3 фигуры из 10 палочек и т. д.  Палочки для каждой фигуры могут быть определенного цвета. "Считай, не глядя"  Оборудование: длинные полоски картона с нашитыми на них пуговицами, кубики или  палочки в мешочках. Рассчитано на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Содержание: полоски с пуговицами перевернуты на столе лицевой стороной вниз. Ребенок берет их в руки (не глядя на пуговицы), прячет за спину и на ощупь считает, затем  проверяет, уже смотря на карточку. Ребенок наощупь отсчитывает заданное количество  кубиков или палочек из мешочка. "Придумай узор"  Составить узор на таблице из глины (пластилина) путем разрисовки поверхности стежками  или накладыванием на нее элементов узора из мелких камешков, круп. Оборудование: таблички квадратной или прямоугольной формы (12*12 см, 10*15 см,  толщиной 0,5 ­ 0,7 см) из глины или пластилина, теста; вариативные образцы элементов  узора на картинках. "Фломастеры"  Положите на стол пять фломастеров. Пусть ребенок поднимет их со стола разными  способами. В первом ­ придерживая с двух сторон кончиками больших пальцев. Во втором  случае ­ указательных, потом средних, и так вплоть до мизинцев. Если ребенок с этим справился, замените фломастеры спичками. Такая игра  совершенствует координацию мышечного тонуса, вырабатывает точность движений и учит  работать обеими руками. Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора) Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о  цвете и форме и ориентировки в пространстве. Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора. Во­первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не  рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут  быть пригодны для организации игры.  Во­вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и  привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже  испытывает чувство успеха.  4. 5. a. b. c. d. 6. 7. 8.     1. 2. 3. В­третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на  полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.  И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать  поделки можно легко и быстро.  Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: "Дом", "Аэропорт", "Зоопарк",  "Семья" и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.  Например, при использовании набора "Аэропорт" можно знакомить детей с видами  воздушного транспорта и устройством аэропорта и одновременно отрабатывать  коммуникативные навыки и речевые приемы, создавая игру­драматизацию, где дети играют определенные роли, используя специальных кукол из наборов. Игры на базе конструктора могут быть как направленными, так и ненаправленными. В  первом случае возможно большее или меньшее вмешательство взрослого в ход и условия  игры. В некоторых случаях специалист должен даже разработать сценарий. К примеру, это  может быть сценарий любого бытового конфликта или сказки. Ребенок сам берет  необходимые детали конструктора и играет. Роль взрослого сводится к постановке  определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает  ребенок. "Дикие животные" Взрослый рассказывает ребенку, что для проживания 1 хищника или 1 семьи хищников  необходимо наличие на территории большого числа травоядных животных. Затем он  знакомит ребенка с материалами, которые он может использовать для создания своих  охотничьих территорий. Пространство на ковре, где будут моделироваться территории,  уже организовано посредством реки из бумаги. Взрослый напоминает, что на участке  хищника должна быть вода. Ребенок должен смоделировать охотничью территорию. Игры с руками Содержание: "Прижми большак"  Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По  сигналу большой палец каждого соперника начинает "охотиться" за большим пальцем  другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки  соперников. Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие пальцы. "Ласточка, ласточка, перепелочка"  Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно вы  произносите "ласточка", одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу ребенка от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживаете другой палец  ребенка. Перебрав несколько пальцев ребенка, таким образом, не меняя интонации,  произносите одновременно с поглаживанием: "перепелочка". Задача ребенка ­ быть  бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова  взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, приговаривая: "Поймал, поймал!".  После того, как перепелка "была поймана" или "улетела", игра продолжается с другой  рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит  "перепелку" ­ ваш палец. "Летели дракончики"  Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней  каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по  слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера: Летели дракончики, ели пончики. Сколько пончиков съели дракончики? Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например,  три. Партнер начинает отсчет: "Один!" (хлопок) ­ "Два!" (ответный хлопок) ­ "Три!". При  назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась "под ударом",  должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели. Подготовка к письму Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в  старшем дошкольном возрасте взрослый уделяет значительное внимание развитию  пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую  руку и соответствующие направления движений или расположения предметов. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей,  расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие выражения, как "верхняя  строка", "нижняя строка", "верхний правый (левый) угол", "нижний правый (левый) угол",  "середина страницы", "первая, вторая строка" и т. д. должны быть хорошо знакомы  будущим школьникам. Для развития способности ориентироваться в пространстве можно  использовать "Графический диктант" (по Эльконину). Оборудование: Прописи, тетради, ручки, карандаши, заготовки. Содержание: Начнем рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). "Поставь карандаш на  самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш  от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна ­  вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна ­ направо. Одна клетка вниз".  Инструкция: "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они  получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду  говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я  не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась  предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги". Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не  получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз закономерности). Ребенку предлагается поставить карандаш в точку (которую поставил взрослый) и  диктуется следующий узор: "Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна  клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка  вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх.  Одна клетка направо". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.  "Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо.  Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.  "Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три  клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх". Дальше ребенок работает  самостоятельно. Вы заранее можете нарисовать сами графический орнамент или рисунок и  затем продиктовать его ребенку.  Игра "Кто быстрее ­ кто ровнее?" ­ точность и координация графических движений. Она  может происходить как соревнование 2 детей. У каждого ­ доска, на которой взрослый  рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева  направо. Задача детей ­ сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные  горизонтальные линии. Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это  парашютисты), внизу ­ небольшой круг (место их приземления). Задача: точными  движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов. 1. 2. 3. 4. Игра "Охотник и волк". На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом ­  волк. Охотник должен "выстрелить и убить волка" (дуло ружья соединяется прямой  линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги). Игра "Самолет и облако". Ребенку предлагается сделать одно облако "таким темным",  чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое "светлым", чтобы самолет был  через него немножко виден. "Попади в точку". Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с  карандашом вверх на расстояние 10­15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть  кончиком карандаша в точку. "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании  оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с  края трафарета говорит о недостаточной зрительно­двигательной координации. "Дорога". Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому.  Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так,  чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно  менять ширину и конфигурацию дороги. "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В  зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом  графические движения сопровождаются словами "кап­кап", произносимыми в быстром или медленном темпе. Пальчиковый тренинг Перечисленные виды деятельности не могут полностью заменить пальчиковый тренинг,  потому что осуществляют их в основном первые три пальца, манипуляции не включают  расслабляющих упражнений. Рекомендуется использовать упражнения, в которых  тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная  область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для  расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой  и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта. Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее  тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной  судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические  (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности  пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие  мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не  вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.  Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними  над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети  одновременно вместе со взрослым "инсценируют" содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.  Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в  самостоятельные игры­инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки  необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления ­  следуя медицинской терминологии ­ сочетание попеременного сокращения и расслабления  флексоров ­ мышц­сгибателей и экстензоров ­ мышц­разгибателей. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены  таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также  использовались изолированные движения каждого из пальцев. 1. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст  (до трех­четырех лет), рекомендуемое время ­ от 3 до 5 минут, в среднем и старшем  дошкольном возрасте ­ 10­15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась  поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут  способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного  игровой, бытовой или учебной ситуацией. Статические задания: Животные  Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и  безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила. Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв  веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы ­ это гребешок. Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга  (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка. Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться  при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию  пальцев (голова). Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к  основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и  безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, ­ это  мордочка мышки, которая при диалогах шевелится. Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и  средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к  ногтям среднего и безымянного пальца (рот). Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой  ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца  подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и  закрывать рот. Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний  соединить. Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху. Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх. Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем,  указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх. Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и  мизинец слегка согнуть, поднять вверх. Лиса и заяц. Лиса "крадется" ­ все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц  "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад. Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг. Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.  Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, ­ "бабочка машет крыльями". Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.  Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). Можно также делать упражнения с использованием стихов. Собака "У собачки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик" Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и  безымянный ­ вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Мышка "Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит" Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в  дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Зайка и ушки "Ушки длинные у зайки,  Из кустов они торчат, Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат" Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны Зайка и зеркало "Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит" Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая  тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и  безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. Зайчик в норке "У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке" Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки  упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки  подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат. Зайка и барабан "Зайка взял свой барабан И ударил трам ­ трам ­ трам" Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и  мизинцем стучит по большому пальцу. Лошадка "У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво" Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца  образуют уши. Коза "У козы торчат рога, Может забодать она" Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед.  Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. Гусь "Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет" Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на  большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Петушок "Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой" Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Курочка "Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо" Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз.  Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Осы "Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят" Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в  разные стороны. Жук "Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит" Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. Птенчики в гнезде "Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно" Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Краб "Краб ползет по дну, Выставив свою клешню" Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем  на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Слон "В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает" Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и  безымянным, а с другой ­ указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем  всей кистью. Птичка "Пальчики ­ головка, Крылышки ­ ладошка" Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы  цепляются друг за дружку), большие пальцы ­ головка, остальные сомкнутые пальцы ­  крылья. Помахать ими. Филин "Сидит филин на суку И кричит бу ­ бу ­ бу ­ бу" Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики ­ вверх (ушки), указательные пальцы вместе;  они выставлены на вас, (нос). Волк и лиса "Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста" Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы  сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" ­ верхнюю и  нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы,  чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка  вытекает из другой. Крокодил "Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста" Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и  безымянному. Растения  Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).  Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).  Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).  Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы  вниз).  Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).  Можно также делать упражнения с использованием стихов: Дерево "У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета" Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх.  Шевелить кистями и пальцами. Елка  "Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи" Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).  Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. Колокольчик  "Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит" Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой  руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. Люди  Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают  по столу.  Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой  руки бегут по ней. Поменять руки.  Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).  Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх,  приблизить их друг к другу.  2.      3.      4.           Маляр. Рука­это кисть. Пальцы­волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте  разными руками поочередно: сверху вниз, слева на право и т.д.  Предметы  "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук,  соединить их).  "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют  стрижку ножницами).  "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).  "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).  "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую  руку).  "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).  "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие  пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).  "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить  кончики пальцев обеих рук).  "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной  руки).  "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу,  слегка приоткрыть их).  Можно также делать упражнения с использованием стихов. Домик "Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел" Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой  руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию  (труба, балкон). Очки "Бабушка очки надела И внучонка разглядела" Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки  поднести к глазам.  Замок "Пальцы сплетем И замок мы получим. Еще повторим, И получится лучше" Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими. Флажок "Я в руке флажок держу И ребятам им машу" Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен  вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка "Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки" Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход "Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка"  Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы  подняты вверх. Стул "Ножки, спинка и сиденье ­ Вот вам стул на удивленье" Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим  пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки. Стол "У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка"  Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко  выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь  сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. Грабли  "Листья падают в саду, Я их граблями смету" Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на  себя. Цепочка "Пальчики перебираем И цепочку получаем" Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно  пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой ­ указательный, большой  средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом  упражнении участвуют все пальчики. Скворечник  "Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет" Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а  большие пальцы загнуты вовнутрь. Шарик  "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел ­ Стал он тонкий и худой" Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем  на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики  принимают исходное положение. Корзинка  "В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу" Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы  разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. Пальчиковый тренинг Динамические задания Простые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 ­  5 раз.  С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 ­ 6 раз.  Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые  движения сначала влево, затем вправо. 4 ­ 6 раз.  Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 ­ 6 раз. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с  мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в  исходное положение. 3 ­ 4 раза.  Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец.  Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения  выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 ­ 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать  массаж.  Комплексы упражнений (потешки) "Дружба"  "Дружат в нашей группе девочки и мальчики". Пальцы рук соединяются ритмично в замок. "Мы с тобой подружим маленькие пальчики". Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук. "Раз, два, три, четыре, пять". Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев. "Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать". Руки вниз, встряхнуть кистями. "Прогулка"  (При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно,  скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые  пальцы обеих рук).  Пошли пальчики гулять, (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по  столу). А вторые ­ догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев). Третьи пальчики ­ бегом, (движение средних пальцев в быстром темпе). А четвертые ­ пешком. (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола). Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами). И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола). Побежали вдоль реки. (движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю) Дети наперегонки. (Повторить несколько раз). "Человечки"  "В гости" В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому: (Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). Безымянный и последний Сам мизинчик­малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики ­ друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя. "Домик"  Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого). Вышли пальчики гулять. (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно). Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца). В домик спрятались опять. (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно). "Засолка капусты"  Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки). "Замок"  5. 6. 7. На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок") Кто открыть его бы смог? (повторение движений) Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону) Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе) Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга) И ­ открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны). 8. "Пальчик ­ мальчик"  "Пальчик ­ мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, 9. 10. 11. 12. С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел". Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его  кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного. "Белка"  "Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке ­ сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому". При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого  пальца.  "Этот пальчик"  "Этот пальчик ­ дедушка, Этот пальчик ­ бабушка, Этот пальчик ­ папочка, Этот пальчик ­ мамочка, Этот пальчик ­ Я, Вот и вся моя семья". Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по  очереди разгибать их, начиная с большого пальца. "Пальчики спят"  "Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик ­ прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди... Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора". Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики. "Ну­ка, братцы, за работу!"  "Ну­ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому ­ дрова нарубить. Печи все ­ тебе топить. А тебе ­ воду носить, А тебе ­ обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять". Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы. 13. "Мы грибы идем искать"  "Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, 14. 15. 16. 17. Этот пальчик все съел. От того и потолстел". (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца). "Алые цветки"  "Наши алые цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают". Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся  плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму  цветка, производятся покачивания головкой цветка. "Апельсин"  "Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку кожура!" Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы. "Прятки"  "В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали". Сжимание и разжимание пальцев рук. "Пальчики в лесу"  "Раз, два, три, четыре, пять" Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе. "Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел", загибает мизинец "Этот пальчик чистить стал", загибает безымянный палец "Этот резал", загибает средний палец "Этот ел", загибает указательный палец "Ну, а этот лишь глядел!" загибает большой палец и щекочет ладошку. Имеется большое количество не только русских, но и украинских, болгарских и т. д.  пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что  движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических  процессов. Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание  большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук  меняется.  Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх­вниз.  Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.  Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.  Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно  увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами,  перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.  Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение  карандаша вправо, влево.  Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное  растирание.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.

Игры и заданий для развития мелкой моторики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018