Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ
быстроты,
смелости,
выносливости,
быстроты ориентирования,
В процессе реализации игр на местности решаются такие задачи
физического воспитания, как укрепление здоровья детей и подростков,
развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы,
ловкости,
решительности,
настойчивости,
дисциплинированности.
Организация и проведение игр на местности включают в себя следующие
этапы: выбор игры, подготовку к ней, подведение итогов. Игр на местности
много. Поэтому, приступая к подбору игры, надо учитывать, какие качества
вы хотите привить ребятам. Необходимо учитывать возрастные
особенности ребят и физическую нагрузку, допустимую для данного
возраста. Только та игра на местности пройдет успешно, которая доступна,
понятна детям и увлекательна по замыслу. Необходимо учитывать, что
для ребят младшего возраста (10–12 лет) характерна повышенная
подвижность, стремление к беганию, прыганию. Для них доступны игры с
применением карты, компаса, с преодолением сложных препятствий. У
детейподростков (12–15 лет) укрепляется мускулатура, сердце и легкие,
усиливается кровообращение и обмен веществ. Хорошо развиты память,
внимание. Они способны к более быстрым и продолжительным движениям.
Возможность проведения той или иной игры зависит не только от возраста,
но и от количества играющих. Игры есть одиночные и групповые. Следует
подбирать такие игры, чтобы в течение всего периода ребята получали
всестороннее развитие. Необходимо составлять план проведения игр на
длительный период.
требует
предварительной подготовки, включающей в себя:
Любая игра,
даже несложная,
– выбор местности;
– подготовку руководителя;
– подготовку коллектива играющих;
– подготовку инвентаря.
Лучше игру проводить на незнакомой местности, это вызывает большой
интерес, предусмотрев, чтобы не было неожиданностей. Для большинства
игр нужно выбирать участки, покрытые кустарником, лесом, с неровным
рельефом, оврагами, канавками, небольшими реками, но избегать трясин,
глубоких ям, осыпающихся обрывов и т. д. Особое внимание обращать наобозначение границ районов игры. Руководитель, готовясь к проведению игры,
должен:
– хорошо изучить содержание и правила игры;
– продумать расстановку играющих и подобрать посредников;
– обеспечить играющих требуемым инвентарем;
– продумать, спланировать весь ход игры, рассчитать время;
– составить развернутый планконспект.
Умелое руководство коллективом, поддержание строгой дисциплины в
ходе игры является решающим условием для успешного ее проведения. Во
первых, надо, чтобы игра началась в точно назначенное (определенное) время.
Если предусмотрен не однодневный выход играющих, то это время должно
быть точно рассчитано и выдержано. Вовторых, игра должна проводиться
в точно назначенном районе, в ходе игры надо поддерживать инициативу,
смелость ребят, стремление к победе, но строго пресекать (вплоть до
удаления из игры) малейшую недисциплинированность. При определении
победителя можно (и важно!) подчеркнуть, что именно одних привело к
победе, а для других послужило причиной поражения, указывать
положительные стороны и недостатки не только в действиях команды, но и
в действиях отдельных ребят. Следует предусмотреть и медикосанитарное
обеспечение, гигиену игр на местности.
«Останься незамеченным»
На местности с густой травой и кустарником на расстоянии 100–150 м от
места нахождения группы играющих устанавливается флажок. Около него
становится руководитель. Играющие по команде ползут к флажку, стараясь
остаться незамеченными руководителем. Тот, кто будет им обнаружен,
поднимается и остается на том же месте до конца игры. Через некоторое время
руководитель дает свисток, по которому все остальные поднимаются.
Победителем объявляется тот, кто оказался ближе к флажку.
«Север, юг, запад, восток»
Играют 10–15 человек, построенные в 2 шеренги и разомкнувшиеся на один
шаг. По компасу или по солнцу указывают играющим стороны горизонта: север,
юг, запад, восток. Затем громко называют какуюлибо сторону горизонта,
например «север», а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став
лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Руководительназывает другие стороны горизонта. Выигрывает тот, кто получит меньше
штрафных очков.
«Наблюдатели»
Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда в одну сторону
открывается широкая панорама и видны разнообразные местные предметы
(столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно
рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом
поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы
относительно того, что они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ –
очко.
«Опоздал – шаг назад»
На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На
первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде «Разойдись»
играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись» и
все должны вернуться на свои места. Кто остается последним, тот делает шаг
назад на 2ю линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на
первой линии после проведения игры 5–7 раз.
«Знаки в лесу»
Играющие идут по лесу за руководителем игры и внимательно
присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя определенное расстояние,
руководитель оставляет играющих на месте, а сам возвращается к исходной
позиции прежней дорогой. Свой путь он отмечает различными знаками, которые
не бросаются в глаза: кладет на землю мелкий пучок травы, надламывает сухую
ветку дерева, разбрасывает сорванные листья, мелом ставит крестик на коре
дерева и т. д. Всего делает отметки в 12 местах и записывает, какие следы
оставил. Придя к исходному пункту, дает сигнал, по которому играющие
отправляются в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки,
оставленные руководителем. Когда все ребята соберутся, им предлагается
записать, какие знаки они видели на дороге. Выигрывает тот, у кого список
окажется более полным.