Как развивать внимание ребёнка? Лучше всего это сделать в игре.
Внимание детей еще неустойчивое, они не могут долго сосредотачиваться на объекте, быстро переключаются на другие предметы. У них преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется.
Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.
Такие игры помогут сформировать и развить у ребенка такие качества внимания, как устойчивость, распределение и переключение.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ
ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой
речи.
Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с
камешками или горохом, труба, звонок, бубен и Т.д.
Ход игры
Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и Т.д. и
предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть
ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их yгадать.
УГАДАЙ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ
Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации
движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Материал: бубен, два флажка.
Ход игры
У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок
поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо опускает флажки вниз.
Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений.
Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4х раз, чтобы ребенок мог
легко выполнять упражнение.
СОДНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия
согласно различному звучанию бубна.
Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде
(дети бегут под навес).
Ход занятия
Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет,
погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном
звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен
стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда
я стучу в него».
Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 34 раза.
УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух
по его звучанию.Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и
другие.
Ход занятия
Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает,
как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с
их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.
Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их
звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных
инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок
легко справляется с заданием, его можно усложнить.
ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ
Ход игры
Дети«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый
напевает:
Прилетели птички, (Дети«птички» «летают».)
Птичкиневелички.
Летали, летали,
Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и
Так они летали, приседают на полусогнутых ногах,
Крыльями махали. затем прыгают на пол, садятся на
На дорожку прилетали, корточки, стучат пальчиком об пол «клюют».)
Зернышки клевали.
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и
автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тратата, берегись, посторонись!
(Дети«птички» быстро убегают
от автомобиля и встают на скамейку.)