Воображение ребенка в возрасте от одного года до трех лет возникает в игре, и его нельзя отделить от восприятия предметов и от выполняемых с этими предметами действий. В раннем возрасте воображение воспроизводит впечатление в виде образов: ребенок скачет верхом на палочке, и в это время он — всадник, а она — лошадь.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении ребенком сказок и стихов. И хотя воображение у ребенка гораздо беднее, чем у взрослого (из-за ограниченного жизненного опыта), но играет в жизни малыша гораздо большую роль, так как позволяет лучше познать и освоить окружающий мир.
Для того, чтобы ребенок научился отличать воображаемое от действительного, необходим контроль со стороны взрослых при работе по развитию воображения. Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут формированию и развитию воображения у самых маленьких дошкольников.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
УТЕНОК, ГУСЕНОК И ЦЫПЛЕНОК
Цель: развитие воображения и произвольного внимания; научить ребенка различать домашних птиц;
закреплять правильное звукопроизношение.
Материал: игрушечные утенок, гусенок и цыпленок.
Ход игры
Взрослый говорит: «Сейчас Я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв,
как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает: "Кряккряккряк". Какой
утенок, расскажи!» Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.
«А это гусенок Вилли. У него длиннаядлинная шея и красные лапы. Он умеет говорить: "Гага
га!" Какой он, расскажи!»
он, расскажи!»
Ребенок повторяет рассказ про гусенка.
«А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать: "Пипипи!" Какой
Ребенок отвечает.
Взрослый зовет птиц: «Тегитегитеги!» (гусенка), «Утиути!» (утенка), «Цыпацыпа!» (цыпленка).
«Позови их сам!» предлагает он ребенку. Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их
хлебными крошками.
В заключение взрослый читает рассказ К. Ушинского «ГУСИ»:
Вышла хозяюшка и магнит гусей домой: "Тегитегитеги! Гуси белые, гуси серые, ступайте
домой»!
их домой.
А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: "Гагага! Не хотим мы домой идти!»
Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала
ЗАЙКА
Цель: развитие воображения; формирование правильной артикуляции; развитие умения понимать
инструкции; обучение прыжкам на обеих ногах.
Ход игры.
Дети становятся в круг, взрослый – в центре. Он говорит и показывает движения:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Взрослый подносит пальцы к голове,
шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так.
Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова.)
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Взрослый и дети хлопают в ладоши и
Вот так, вот так повторяют две последние строчки.)
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
(Все прыгают на одном месте,
Надо зайке поскакать. повторяя: "Надо зайке поскакать!» .
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
ВОРОНЯТА
(Взрослый рычит. Дети разбегаются врассыпную. )Цель: развитие воображения, способности к подражанию, внимания.
Ход игры
Дети «воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети «спят» (закрывают глаза,
склонив головку на руки со сложенными ладошками). Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
"Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат "каркаркар!», затем «летают» (бегают) по
комнате, размахивая разведенными в стороны руками «крыльями». Во время «полета воронят» взрослый
поет:
Полетели, полетели,
Воронята полетели, «Кар!» (2 раза)
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Выходит на середину и «сыплет» из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а
взрослый продолжает:
Воронята прилетели,
Все до крошки поклевали. (2 раза)
туктуктук, туктуктук,
Клювами стучали. (2 раза)
Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат
пальчиками об пол). Взрослый говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал!
Он берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей. В дальнейшем «сыплют
крошки» изображают собачку сами дети.
ИГРА С СОБАЧКОЙ
Цель: развитие воображения; расширение словарного запаса; приобретение навыков простой сюжетной
игры.
Ход игры
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
Гавгав!
Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем идет с собачкой к комунибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а
взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и
«лает»: «Гавгав!» Взрослый говорит ребенку: «Это собачка говорит тебе "спасибо!"».
КАКАЯ ИГРУШКА?
Цель: развитие воображения, мышления.
Материал: приготовить несколько листков бумаги, с нарисованными на них фигурками. На каждом
листе одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.
Ход игры
Попросите ребенка назвать как можно больше предметов. Если ответы односложные, то задайте
наводящие вопросы и попросите описать игрушку поподробнее.
КАМУШКИ НА БЕРЕГУЦель: развитие воображения, фантазии, речи.
Материал: надо нарисовать морской берег (это может быть просто полоска желтого цвета песок и
полоска синего вода). На берегу несколько нарисованных камешков (56) разной формы.
Ход игры
По берегу только что прошел волшебник и превратил все в камешки. Надо их «расколдовать».
Ребенок придумывает разные варианты.