ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

  • Игры
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Можно выделить две основные функции зрительной системы: зрительное восприятие и зрительную память.для обогащения ребёнка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничивать материал, с которым занимается малыш 2-3-мя формами и 3-4-мя цветами — ребёнок третьего года жизни вполне может усвоить представление о 5-6-ти формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и всех цветах.
Иконка файла материала игры на развитие зрит.с-мы.doc
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ? Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. Ход игры  Взрослый стоит на расстоянии 3­5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся, и приносит самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мяч. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и   маленького   мяча,   говоря   при   этом,   большой   это   или   маленький   мяч.   Мячи   снова   произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч. БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине. Материал:  четыре больших бусины (D   1 см); бусинки одинаковой формы и цвета; тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла и корзиночка. Ход игры  2 см) и четыре маленьких ( ≈ D  ≈ Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что­то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по­разному. Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее, на нитку, затем маленькую, потом снова большую.   Взрослый   предлагает   ребенку   собрать   для   куклы   бусы,   нанизывая   поочередно   большие   и маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы. Если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Взрослый   следит   за   тем,   как   ребенок   нанизывает   бусины,   помогает   ему   продевать   нитку   в отверстие   бусинки.   Если   у   того   не   получается,   напоминает   о   чередовании   разных   бусин:   «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри, внимательнее!» Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой. КРУГ, КВАДРАТ Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.  Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.  Ход игры Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая − это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой – другие (круги), и предлагает ребенку из общего материалавыбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам, Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую. КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ? Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме. Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета; диаметр круглой бусины   равен   2   см,   сторона   квадратной   бусины   –   2   см;   тонкие   шнуры   или   толстые   нитки   для нанизывания. Ход игры. Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения. Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надетым на нитку: шарик – кубик – шарик − кубик.   Взрослый   предлагает   потрогать   руками   каждую   бусинку   на   нитке,   приговаривая:   «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно. В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее. ПОРУЧЕНИЯ Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также определять их основные качества (цвет; размер); развитие слухового восприятия; совершенствование понимания речи. Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.  Ход игры Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания: большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит»  или «отворачивается», показывая свое неудовольствие; так же при ошибках ведут себя другие игрушки); В   конце   занятия   взрослый   просит   ребенка   помочь   ему   убрать   игрушки   и   предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить  за правильным  использованием  в речи малыша глаголов посадить, поставить, положить. КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА Цель:  обратить   внимание   ребенка   на   то,   что   цвет   является   признаком   разных   предметов   и   может служить для их обозначения. Материал: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один – белого. Ход игры Взрослый начинает занятие с чтения потешки: - Курочка­рябушечка, куда пошла? - На речку; - - - - - - поставь матрешку рядом с красным мячиком; маленькой собачке подари синий мячик; попляши вместе с куклой; возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; большую собаку посади рядом с маленькой.За водичкой. - Курочка­рябушечка за чем ты пошла? - - Курочка­рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить! - Курочка­рябушечка, как твои детки просят пить? - Пи­пи­пи­пи­пи! Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, напоминая, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой­курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2­З­х цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно. Если   при   выполнении   задания   ребенок   допускает   ошибки,   взрослый   может   подсказать: "Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д. ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ Цель: научить чередовать предметы по цвету. Материал: коробка с мозаикой, в которой лежат десять элементов зеленого цвета, десять – красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета. Ход игры Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого   красного   цвета   бывают   грибочки.   Разместив   у   себя   на   панели   елочку   –   грибочек,   елочку   – грибочек, взрослый читает: Елочки нарядные стали все в рядок, И за каждой елочкой – красненький грибок! Затем   ребенок   продолжает   выкладывать   ряд   елочек   и   грибков   и   работает   с   мозаикой самостоятельно. Если   ребенок   ошибается,   взрослый   спрашивает:   «Проверь,   у   тебя   все   правильно?   Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2­3 пары элементов и начинают ошибаться. Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка рядом? У тебя все правильно?» Если   ребенку   трудно   выполнять   задание   самостоятельно,   взрослый   диктует   ему последовательность   элементов:   «Елочка   –   грибок,   елочка  –  грибок…»   Ребенок   выкладывает соответствующие элементы на панель. ГУСИ С ГУСЯТАМИ Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных. Материал: коробка с мозаикой, в которую помещены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красного и зеленого цвета.  Ход игры Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.Когда   все   элементы   мозаики   будут   правильно   размещены,   взрослый   читает   ребенку четверостишие из стихотворения Н. Клоковой «Гуси»: Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га­га­га!» Затем   ребенок   получает   комплект   мозаики   и   выполняет   задание   самостоятельно.   Задание считается выполненным, если ребенок чередует мозаику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент. Задание можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов. РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ Цель: научить чередовать элементы по цвету. Материал: четыре белых и четыре красных бусины (могут быть использованы и другие цвета); тонкие  шнуры или толстые нитки с укрепленными концами; коробочки для бус. Ход игры  В «гости» к ребенку приходит кукла (медведь, собачка и т.д.) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание  ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет: «Эта бусинка белая, а есть еще вот такая – красная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину.) Сначала   будем   нанизывать   белую   бусинку,   а   потом   –   красную».   Всякий   раз   название   цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины этого цвета. Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно. Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь.  Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т.д. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый ребенку цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т.д.). Если   ребенок   справляется   с   заданием   с   трудом,   взрослый   подсказывает   ему,   как   нанизывать каждую бусинку. Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, если ребенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов. После выполнения задания взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойди и показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение. ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ Цель: закрепление у ребенка умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по  цвету. Материал: рисунок с матрешками, бусинки и палочки разных цветов. Ход игры Взрослый поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает ребенку матрешек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое). Вместе с ребенком он любуется красивыми платьями матрешек. Черную и белую матрешки рекомендуется рассматривать после цветных. Взрослый поясняет ребенку, что у каждой матрешки красивое платье, и, когда они все вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.  Затем взрослый говорит ребенку, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрешкам найти свои игрушки. Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусинки и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашел глазами нужные игрушки и только потом брал их для матрешки. В конце занятия взрослый еще раз называет цвета матрешек, бус и палочек. Бусинки   и   платочки   можно   заменить   мозаикой,   колечками   от   пирамидки,   карандашами, фигурками из цветной бумаги и т.д. НАЙДИ ПАЛОЧКУ Цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закрепить умение группировать   предметы   по   цвету;   знакомить   с   последовательностью   размещения   цветовых   тонов   в спектре. Материал:  палочки   восьми   цветов:   красного,   оранжевого,   желтого,   зеленого,   синего,   фиолетового, черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.) Ход игры Ребенку дают произвольно перемешать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем – все оставшиеся такого же цвета. После выполнения задания ребенку предлагают сортировать палочки других цветов (например, если в первом случае ребенку давали палочки красного, синего, желтого и белого цвета, то в следующий раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).  Особенность этой игры в том, что ребенок выбирает палочки того цвета, который ему больше нравится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания. В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

Посмотрите также