Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Можно выделить две основные функции зрительной системы: зрительное восприятие и зрительную память.для обогащения ребёнка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничивать материал, с которым занимается малыш 2-3-мя формами и 3-4-мя цветами — ребёнок третьего года жизни вполне может усвоить представление о 5-6-ти формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и всех цветах.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ОТ ОДНОГО
ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры
Взрослый стоит на расстоянии 35 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч.
Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся, и приносит самый большой мяч, то
его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая
ребенку подержать большой и маленький мяч. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого
и маленького мяча, говоря при этом, большой это или маленький мяч. Мячи снова произвольно
перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.
Материал: четыре больших бусины (D
1 см); бусинки одинаковой
формы и цвета; тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей
концами; кукла и корзиночка.
Ход игры
2 см) и четыре маленьких (
≈
D
≈
Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и
чтото принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку,
показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит
сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать
поразному.
Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее, на нитку, затем маленькую, потом снова
большую. Взрослый предлагает ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и
маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
Если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку труднее
справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины.
Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусины, помогает ему продевать нитку в
отверстие бусинки. Если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала
большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри, внимательнее!»
Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания
(например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой
с одной стороны рукояткой.
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры
Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит,
что у него есть разные фигурки: «Вот такая − это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты,
говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую.
Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?»
Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.
Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне
лежат одни фигурки (квадраты), в какой – другие (круги), и предлагает ребенку из общего материалавыбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам, Чтобы проверить, правильно
ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ?
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета; диаметр круглой
бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины – 2 см; тонкие шнуры или толстые нитки для
нанизывания.
Ход игры.
Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке
бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла
просит ребенка сделать из бусинок украшения.
Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и
кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик.
Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их.
Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надетым на нитку: шарик – кубик – шарик −
кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик,
кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание
правильно.
В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их
на нее.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также определять их основные качества (цвет;
размер); развитие слухового восприятия; совершенствование понимания речи.
Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и
маленькая чашки, матрешка.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого
они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:
большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит»
или «отворачивается», показывая свое неудовольствие; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);
В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы,
использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке
лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов
посадить, поставить, положить.
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может
служить для их обозначения.
Материал: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один – белого.
Ход игры
Взрослый начинает занятие с чтения потешки:
- Курочкарябушечка, куда пошла?
- На речку;
-
-
-
-
-
-
поставь матрешку рядом с красным мячиком;
маленькой собачке подари синий мячик;
попляши вместе с куклой;
возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
большую собаку посади рядом с маленькой.За водичкой.
- Курочкарябушечка за чем ты пошла?
-
- Курочкарябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить!
- Курочкарябушечка, как твои детки просят пить?
- Пипипипипи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета».
Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет
такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, напоминая, что такого цвета
цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить
его следом за мамойкурочкой.
Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2Зх
цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок
повторяет задание самостоятельно.
Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, взрослый может подсказать:
"Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.
ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ
Цель: научить чередовать предметы по цвету.
Материал: коробка с мозаикой, в которой лежат десять элементов зеленого цвета, десять – красного и
по пять штук белого, желтого и синего цвета.
Ход игры
Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, размещает у
себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что
такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку – грибочек, елочку –
грибочек, взрослый читает:
Елочки нарядные стали все в рядок,
И за каждой елочкой – красненький грибок!
Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой
самостоятельно.
Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает: «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри
внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 23 пары элементов и начинают ошибаться.
Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка рядом? У тебя все правильно?»
Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему
последовательность элементов: «Елочка – грибок, елочка – грибок…» Ребенок выкладывает
соответствующие элементы на панель.
ГУСИ С ГУСЯТАМИ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цветов из
пяти предложенных.
Материал: коробка с мозаикой, в которую помещены десять элементов желтого и десять белого цвета,
по пять элементов синего, красного и зеленого цвета.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем
отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз.
Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и
гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и
гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый читает ребенку
четверостишие из стихотворения Н. Клоковой «Гуси»:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Гагага!»
Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание
считается выполненным, если ребенок чередует мозаику по цвету сам или с незначительной помощью
взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент. Задание
можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: научить чередовать элементы по цвету.
Материал: четыре белых и четыре красных бусины (могут быть использованы и другие цвета); тонкие
шнуры или толстые нитки с укрепленными концами; коробочки для бус.
Ход игры
В «гости» к ребенку приходит кукла (медведь, собачка и т.д.) и приносит бусины. Взрослый
обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет: «Эта
бусинка белая, а есть еще вот такая – красная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину.)
Сначала будем нанизывать белую бусинку, а потом – красную». Всякий раз название цвета
подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины этого цвета.
Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.
Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания:
каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь.
Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы
других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т.д.
Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо
знакомый ребенку цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т.д.).
Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый подсказывает ему, как нанизывать
каждую бусинку.
Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, если
ребенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов.
После выполнения задания взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойди и
показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение.
ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ
Цель: закрепление у ребенка умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по
цвету.
Материал: рисунок с матрешками, бусинки и палочки разных цветов.
Ход игры
Взрослый поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает
ребенку матрешек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее,
фиолетовое). Вместе с ребенком он любуется красивыми платьями матрешек. Черную и белую матрешки
рекомендуется рассматривать после цветных.
Взрослый поясняет ребенку, что у каждой матрешки красивое платье, и, когда они все вместе,
кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.
Затем взрослый говорит ребенку, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и
палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрешкам найти свои игрушки.
Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у нее
платье. После того как ребенок выберет все бусинки и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается
так же выбрать палочки.В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок не торопился, не хватал руками все игрушки
подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашел глазами нужные игрушки и только потом брал
их для матрешки. В конце занятия взрослый еще раз называет цвета матрешек, бус и палочек.
Бусинки и платочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки, карандашами,
фигурками из цветной бумаги и т.д.
НАЙДИ ПАЛОЧКУ
Цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закрепить умение
группировать предметы по цвету; знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в
спектре.
Материал: палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового,
черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.)
Ход игры
Ребенку дают произвольно перемешать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку
любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем – все
оставшиеся такого же цвета.
После выполнения задания ребенку предлагают сортировать палочки других цветов (например,
если в первом случае ребенку давали палочки красного, синего, желтого и белого цвета, то в следующий
раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).
Особенность этой игры в том, что ребенок выбирает палочки того цвета, который ему больше
нравится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания.
В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красные, оранжевые, желтые,
зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои
палочки так, как расположены цвета радуги.