1.Упражнение-игра "Да-Нет" (Старинная игра наших прадедушек и прабабушек, на современную украинскую тему).
В старину была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Дама купила наряд. Наряд стоит 1000 евро, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, красное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы хотите купить эту белую вуаль?
- Я хочу купить Ваши оранжевые панталоны.
- А разве оранжевое Вам к лицу?
- Мне просто нравится оранжевый цвет, он напоминает мне Майдан.
- У Вас на голове золотая булавка-невидимка с жемчужинкой?
- Разумеется золотая и жемчужинка натуральная, у меня таких три.
- Должно быть у мадам-премъерши из косы стырили?
- Нет, ну что Вы, мне их спикер подарил(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Как Вы такое подумали, ко мне вчера спикер подходил, новую каалицию предлагал , вот и булавочки презентовал..."
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Игры на внимание.doc
Игры на внимание
1.Упражнение-игра "Да-Нет" (Старинная игра наших прадедушек и прабабушек, на
современную украинскую тему).
В старину была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Дама купила
наряд. Наряд стоит 1000 евро, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, красное и белое
не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего
запрещенные слова.
- Вы хотите купить эту белую вуаль?
- Я хочу купить Ваши оранжевые панталоны.
- А разве оранжевое Вам к лицу?
- Мне просто нравится оранжевый цвет, он напоминает мне Майдан.
- У Вас на голове золотая булавка-невидимка с жемчужинкой?
- Разумеется золотая и жемчужинка натуральная, у меня таких три.
- Должно быть у мадам-премъерши из косы стырили?
- Нет, ну что Вы, мне их спикер подарил(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Как Вы такое подумали, ко мне вчера спикер
подходил, новую каалицию предлагал , вот и булавочки презентовал..."
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом
сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного
ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у
отвечающего на вопросы.
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого
задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка
внимания.
Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
2. 2.“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Игра на развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Взрослый рисует любую несложную картинку (автомобиль, зверюшку) и передает ее ребенку,
просит ребенка запомнить детали рисунка. Ребенок отворачивается, а взрослый дорисовывает
несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в
рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске
какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается).
Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие
изменения произошли.
P.S. Авторы книги "Шпаргалка для взрослых"(Лютова Е.К., Монина Г.Б.), предлагают начинать
выполнение этого упражнения ребенку. По моим наблюдениям, гиперактивные, недоверчивые
и стеснительные дети, охотнее вступают в игру после взрослого.
3."Море бушуется раз..."(старая детская игра, модификация Евгения Тычковского)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Ход игры: Дети, свободно перемещаются по комнате, выполняя произвольные движения.
Из числа детей выбирается один ведущий, который начинает «водить», произнося слова: «Море
бушуется раз, море бушуется два, море бушуется три, фигура на месте замри!». После слова
замри, дети прекращают движения (застывают в заставшей их позе).
Игру можно усложнять, ограничивая тематику фигур – напр. «…морская, лесная, спортивная
фигура на месте замри!»
Для большей заинтересованности детей в игре, можно предлагать кому-то из участников
угадывать «фигуры», просить их дополнять пантомимические изображения звуками, петь
тематические песни. Например, фигура льва пускай споет песенку «Я на солнышке
лежу».“Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)
Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за
другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не
должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой.
Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное
количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
4.“Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться
управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся
важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно
играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается
прыгать, кричать, бегать и т.д.
“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное,
чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие
конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый
адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их “не слышит”).
5.“Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие
стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально
быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и
убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми
глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
6.“Зеваки”(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим
телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук
колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются,
хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить
задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В
таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное
заранее).
7“Колпак мой треугольный”(Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание,
способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и
контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего,
произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А
если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети,
которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово
“мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно
слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают
только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Упражнения на развитие внимания детей
младшего школьного возраста
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе,
также происходит развитие памяти, развитие способности к
длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени,
каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя
предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт;
третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а
затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом,
должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов
группы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа,
включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен
говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре,
пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17,
-, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые
нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре
выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь
из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания
младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют
пропущенные детали.
4. Упражнение «Муха 1» Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней
девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или
кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи".
Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что
перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит
посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По
одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и
"влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю
клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового
поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны,
неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за
пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на
воображаемом поле, которое каждый из участников представляет
перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха"
покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на
центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от
играющих постоянной сосредоточенности.
5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник".
Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает
вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в
руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на
каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной
"передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить
громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как
"приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а
сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный
круг.
6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности
выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы.
Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у
детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих
ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься.
Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда
назван нелетающий предмет. 7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации
внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют
свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату
своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня
Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни
Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и
т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней
Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую
ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое
колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки
поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся
ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не
вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет
предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик
ловится, если нет - отбрасывается.
10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант,
только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две).
Команды "мухам" подаются отдельно.
11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего.
Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок
расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и
называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего
должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не
ошибется аплодисментами.
12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не
вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить;
дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит
пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит
пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы
перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась.
Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и
лопнул!
Упражнение 1
Посмотрите на незнакомую картинку в течение 34 сек.
Перечислите детали (предметы), которые запомнились.
Ключ:
запомнил менее 5 деталей — плохо;
запомнил от 5 до 9 деталей — хорошо;
запомнил более 9 деталей — отлично.
1. Возьмите два фломастера.
2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и
заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности
с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.
3. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.
4. Система оценивания:
меньше 5 — плохо;
57 —средне;
810 — хорошо;
больше 10 — отлично.
Упражнение 7
Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.
Упражнение 8
Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
4. Ковал я железо ярким днем.
Упражнение 9
1. Перед собой поставьте какойнибудь предмет.
2. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.
3. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.
4. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.
5. Закройте глаза.
6. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно
воспроизвести предмет в своей памяти.
Упражнение 10
1. Спрячьте использованную в предыдущем упражнении вещь.
2. Нарисуйте ее во всех деталях.
3. Сравните оригинал с рисунком.
Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.